Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2013 ПО ДЕЛУ N А10-3922/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. по делу N А10-3922/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья Хатунова А.И., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия организации видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Шадриной Е.В.)
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 февраля 2013 года по делу N А10-3922/2012,
(суд первой инстанции - Мархаева Г.Д-С.)
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия - Мухиной С.Н. (доверенность от 09.01.2013),
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Каратуева К.В. (доверенность - 28.01.2013),
от истца, ответчика ООО "Терра плюс", третьих лиц представители в судебное заседание не явились.

установил:

открытое акционерное общество "Восточно-Сибирский научно-производственный центр рыбного хозяйства" (ОГРН 1060326046582, ИНН 0326037704, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к обществу с ограниченной ответственностью "Терра плюс" (ОГРН 1050302689140, ИНН 0323122905, далее - ООО "Терра плюс"), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1090327009354, ИНН 0326486379, далее - ТУФАУГИ по Республике Бурятия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия) о признании описания земельного участка с кадастровым номером 03:09:700101:153 в части отнесения категории земельного участка к "землям промышленности" вместо отнесения к "категории земли водного фонда" недействительным, кадастровой ошибкой. Ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исправить допущенную кадастровую ошибку, внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части описания земельного участка с кадастровым номером 03:09:700101:153, заменив запись в разделе категория земли: "земли промышленности..." на категорию "земли водного фонда".
Определением от 23 ноября 2012 года арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по РБ), из числа ответчиков исключено ТУ Росимущества в РБ, которое привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора.
Определениями суда от 08 октября 2012 года, 05 декабря 2012 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ, Кадастровая палата), Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Республике Бурятия).
Определением от 23 января 2013 года по ходатайству заявителя арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", исключив его из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора.
Решением суда первой инстанции от 4 февраля 2013 года по делу N А10-3922/2012 заявленные требования удовлетворены.
Признана кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:09:700101:153, совершенная 10 июля 2006 года, в части определения категории земель как "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения".
Исправлена кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:09:700101:153 в части определения категории земель путем замены сведений о категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения" на категорию земель "земли водного фонда" исправить.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 февраля 2013 года по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Мухина С.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, по мотивам указанным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ВостСибрыбцентр" с доводами, изложенными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в апелляционной жалобе не согласилось.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС N 8 по Республике Бурятия поддержало доводы, изложенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в апелляционной жалобе.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Каратуев К.В. считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 16.03.2013.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Истец, соответчик ООО "Терра плюс", третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что 16 августа 2006 года открытое акционерное общество "Восточно-Сибирский научно-производственный центр рыбного хозяйства" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1060326046582 как созданное путем реорганизации в форме преобразования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Основным видом деятельности Общества является воспроизводство рыбы и водных биоресурсов сельскохозяйственными товаропроизводителями (л.д. 21 т. 1).
Согласно Уставу Общество создано в соответствии с федеральными законами "О приватизации государственного и муниципального имущества", "Об акционерных обществах" путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Восточно-Сибирский научно-производственный центр рыбного хозяйства" и является его правопреемником. Общество имеет 5 филиалов, в том числе Большереченский рыбоводный завод по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, село Большая Речка.
25 февраля 1988 года решением Исполнительного комитета Кабанского районного Совета народных депутатов N 40 Большереченскому рыборазводному заводу под рыбопитомник предоставлены в постоянное пользование земельные участки из земель: рыбколхоза "Байкал" всего 2,0 га, из них сенокосов 1,0 га, леса 1,0 га; государственного земельного запаса всего 335,0 га, в том числе кустарников - 24,0 га, болот - 212 га, под водой - 99,0 га.
19 августа 1988 года постановлением Совета Министров Бурятской АССР N 191 утвержден список землепользователей, из земель которых изымаются земельные участки, и предприятий и организаций, которым они предоставляются, в том числе предоставляемых Большереченскому рыбоводному заводу из земель рыбколхоза "Байкал" - 2,0 га, Госземзапаса - 335 га.
10 июля 2006 года Территориальным отделом по Кабанскому, Тункинскому, Окинскому районам Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:09:700101:153 внесены государственный кадастр недвижимости. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, наименование ориентира сеть озер (Бакланье, Лесное, Резунька), почтовый адрес ориентира - Республика Бурятия, Кабанский район. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование - для рыборазведения, фактическое использование - рыборазведение в озерах Бакланье, Лесное, Резунька. Площадь земельного участка -3367798 кв. м, кадастровая стоимость - 21958042,96 рублей (л.д. 16 т. 1).
30 июня 2006 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия принято распоряжение N 236-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Восточно-Сибирский научно-производственный центр рыбного хозяйства", которым утвержден, в том числе перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Восточно-Сибирский научно-производственный центр рыбного хозяйства". В названный перечень включен земельный участок с кадастровым номером 03:09:700101:153 (л.д. 56-63 т. 1).
20 августа 2006 года в соответствии с передаточным актом объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Восточно-Сибирский научно-производственный центр рыбного хозяйства" Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия передало в пользование ОАО "Востсибрыбцентр", в том числе земельный участок с кадастровым номером 03:09:700101:153 (л.д. 64-75 т. 1).
27 июля 2011 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 03:09:700101:153 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (л.д. 54 т. 1).
Считая Описание земельного участка с кадастровым номером 03:09:700101:153 в части отнесения земельного участка к категории "землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" (далее - "земли промышленности...") вместо отнесения к "категории земли водного фонда" недействительным, кадастровой ошибкой, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
- 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях) (часть 1).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4).
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:09:700101:153, в том числе сведения об отнесении земельного участка к категории земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
По мнению заявителя, сведения в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:09:700101:153 о категории земель "земли промышленности..." ошибочно указаны вместо категории земель "земли водного фонда".
Судом установлено, что сведения в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 03:09:700101:153 в части отнесения к категории земель - "земли промышленности..." внесены на основании Описания земельного участка, изготовленного ООО "Терра плюс".
Общество в заявлении указало, что о наличии ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка, ему стало известно только 12 сентября 2012 года, когда вышеназванное Описание земельного участка было представлено в судебное заседание при рассмотрении дела N А10-1294/2012. В Описании земельного участка отсутствовали документы, обосновывающих отнесение земельного участка к "землям промышленности...".
Обществом заявлены требования о признании кадастровой ошибки в сведениях в отношении земельного участка и исправлении названной ошибки. При этом Общество, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, преследует цель уменьшения кадастровой стоимости земельного участка за счет устранения в государственном кадастре недвижимости недостоверных, по мнению Общества, сведений о категории земель.
В соответствии с положениями статей 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Управлением Росреестра по РБ заявлено, что Обществом пропущен срок исковой давности, поскольку заявителю было известно о том, что спорный земельный участок отнесен к категории земель "земли промышленности..." с 2008 года.
В соответствии с выпиской (исх.N 12/07323-19 от 10.09.2012) Управления Росреестра по РБ из экспертного заключения N 6 от 01 сентября 2011 года экспертная комиссия по подготовке экспертных заключений о степени секретности геодезических, картографических, землеустроительных и кадастровых материалов и данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия рассмотрев описание земельного участка по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, сеть озер (Бакланье, Лесное, Резунька) установила, что в данном материале не содержатся сведения, составляющие государственную тайну (л.д. 98 т. 2).
Согласно протоколу судебного заседания от 12 сентября 2012 года по делу N А10-1294/2012 Управлением Росреестра по РБ представлена выписка N 12/07323-19 от 10.09.2012 из экспертного заключения N 6 от 01 сентября 2011 года. Представителем Кадастровой палаты представлено Описание земельного участка N 27803 (местоположение земельного участка - Республика Бурятия, Кабанский район, сеть озер Бакланье, Лесное, Резунька) (л.д. 101-102 т. 2).
Материалами дела подтверждается, что Описание спорного земельного участка с местоположением - Республика Бурятия, Кабанский район, сеть озер Бакланье, Лесное, Резунька, изготовленное ООО "Терра плюс в 2006 году, имело гриф "секретно", который был снят в установленном порядке в 2011 году. Обществу о содержании названного документа стало известно в период рассмотрения дела N А10-1294/2012 12 сентября 2012 года.
Поскольку Обществом заявлены требования о признании кадастровой ошибки в сведениях (в настоящем случае воспроизведенной на основании указанного Описания земельного участка) и, учитывая выше установленные обстоятельства по настоящему делу, суд первой инстанции правильно установил, что в силу положений пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации заявителем не пропущен срок исковой давности. Общество о содержании Описания земельного участка - документ, на основании которого, по мнению истца, воспроизведена ошибка в государственном кадастре недвижимости, стало известно 12 сентября 2012 года.
Апелляционный суд принимает во внимание то обстоятельство, что доказательств обратного заявитель апелляционной жалобы в материалы дела не представил, что и подтвердила представитель Россреестра суду апелляционной инстанции (видеозапись).
В связи с чем довод апелляционной жалобы о пропуске срока исковой давности отклоняется как необоснованный.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3), земли водного фонда (подпункт 6).
В силу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
В силу пункта 13 части 2 этой статьи в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения) (пункт 1).
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
- 1) земли промышленности;
- 2) земли энергетики;
- 3) земли транспорта;
- 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
- 5) земли для обеспечения космической деятельности;
- 6) земли обороны и безопасности;
- 7) земли иного специального назначения (пункт 2).
Статьей 88 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1).
В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель (пункт 2).
На основании пункта 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли:
- 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
- 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Как установлено судом, основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:09:700101:153 явились заявка о постановке на кадастровый учет N 09/06-256 от 06.07.2006 и Описание земельного участка.
В указанный период действовали положения Земельного кодекса Российской Федерации и Водного кодекса РФ 1995 года. Кроме того, не основан на нормах права довод заявителя апелляционной жалобы о том, что положения статьи 102 ЗК РФ вступили в силу только с введением в действие Водного кодекса РФ с 01.01.2007.
Следовательно, довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерности ссылки суда первой инстанции на положения статьи 102 ЗК РФ несостоятельны.
Как следует из материалов дела, Описание земельного участка выполнено в 2005 году ООО "Терра плюс". Заказчиком на проведение работ являлось ТУ Росимущества по РБ.
Согласно названному Описанию местоположение земельного участка установлено Республика Бурятия, Кабанский район, сеть озер (Бакланье, Лесное, Резунька). В состав Описания входят чертеж земельного участка, описание границ и сведения о земельном участке (л.д. 8-14 т. 1).
В сведениях о земельном участке установлено, что земельный участок площадью 3367798 кв. м относится к категории земель "земли промышленности..." (3 раздел), имеет разрешенное использование "для рыборазведения", фактическое использование "рыборазведение".
Правоустанавливающими документами на земельный участок явились решение Исполнительного комитета Кабанского районного Совета народных депутатов от 25 февраля 1988 года N 40, постановление Совета Министров Бурятской АССР от 19 августа 1988 года N 191, которыми спорный земельный участок передан в постоянное пользование Большереченскому рыборазводному заводу под рыбопитомник.
Как установлено судом, в названных актах указание о категории земель предоставляемого земельного участка как "земли промышленности..." отсутствует. Иных актов, на основании которых в сведениях о земельном участке установлена названная категория земель, рассматриваемое Описание земельного участка не содержит.
С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 03:09:700101:153 поставлен на кадастровый учет 10 июля 2006 года, судом правильно применены положения Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу 13.05.2008).
В соответствии с нормами названного Федерального закона Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (статья 1).
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 названного Закона состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.
В силу положений статьи 19 названного Закона для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (пункт 2).
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел (пункт 6).
Требования к Описанию земельных участков установлены действующим в рассматриваемый период приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет".
Так, пунктами 3, 4 указанных Требований установлено, что документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформляются в виде Описаний земельных участков. Описание земельных участков представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении Описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.
Как следует из пояснений Управления Росреестра по РБ, что категория земель спорного земельного участка определена в соответствии с отчетами о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности, по состоянию на 01.01.1999.01.01.2000, 01.01.2001, 01.01.2002, в которых земли Большереченского рыбоводного завода числятся в категории "земли промышленности...".
Пунктом 6.2.15. приказа Росземкадастра от 29.07.2002 N П/301 "О внесении изменений и дополнений в Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки" установлено, что для ранее учтенных земельных участков (в том числе и для земельного участка, находящегося в государственной собственности и не закрепленного за конкретными лицами), категория земель которых не указана в оформленных в установленном порядке правоудостоверяющих документах, она определяется на основании сведений, содержащихся в земельно-кадастровой документации, в соответствии с которой был составлен и утвержден по состоянию на 01.01.2001 отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.
В материалах дела представлен отчет о наличии земель и распределении их по категориям и пользователям по состоянию на 01.01.2001, утвержденный постановлением Администрации Кабанского района от 23 декабря 2000 года N 1158 (л.д. 9-10 т. 3).
В соответствии с названным отчетом земельный участок площадью 337 га землепользователя - рыбоводного завода под рыбопитомником указан в разделе категории земель "земли промышленности".
Наряду с этим, в материалах дела имеются сведения о земельном участке по состоянию на 01 января 2001 года, утвержденными ФГУП "Восточно-Сибирский научно-производственный центр рыбного хозяйства" и согласованными с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Кабанского района, в соответствии с которыми в отношении земельного участка с фактической площадью 336,8 га, разрешенным пользованием - для рыборазведения указана категория земель "земли промышленности" (л.д. 132-133 т. 1).
Вместе с тем, судом установлено, что в аналогичных сведениях о данном земельном участке от 11 мая 2000 года категория земель указана как "земли водного фонда", вид разрешенного использования - водохозяйственное использование (л.д. 150-151 т. 1).
Управлением Росреестра по РБ представлен отчет о наличии и распределении сельскохозяйственных угодий по видам и землепользователям на 1 ноября 1990 года, утвержденный Исполнительным комитетом Кабанского районного Совета народных депутатов 22 октября 1990 N 216. Согласно указанному отчету земельный участок под рыбопитомником площадью 337 га рыбоводного завода указан как земли промышленных предприятий (л.д. 7-8 т. 3).
Из смысла пункта 6.2.15. приказа Росземкадастра от 29.07.2002 N П/301 отчеты о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям должны составляться на основании сведений, содержащихся в земельно-кадастровой документации.
Исходя из пункта 1 Постановления Совмина СССР от 10.06.1977 N 501 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" в Российской Федерации с 1977 года осуществлялось ведение государственного земельного кадастра.
Пунктом 2 названного Постановления установлено, что формами кадастровой документации являются:
- земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;
- государственная земельнокадастровая книга района (города);
- государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;
- государственный земельный кадастр СССР.
Согласно сведениям государственной земельнокадастровой книги Кабанского района Бурятской АССР (первый раздел - регистрация землепользований) земельный участок площадью 337 гектаров под рыбопитомником землепользователя Большереченского рыбоводного завода зарегистрирован в 1989 году как земли, занятые гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями (л.д. 52-54 т. 2).
Таким образом, судом правильно установлено, что сведениями из документа, являющегося в рассматриваемый период формой ведения государственного земельного кадастра, подтверждается факт отнесения с 1989 года спорного земельного участка к категории земель, занятых гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями.
Следовательно, отчеты о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям на 01 ноября 1990 года, по состоянию на 01 января 2001 года в отношении спорного земельного участка в части отнесения к категории земель "земли промышленности..." противоречат сведениям земельно-кадастровой документации. При наличии в государственной земельнокадастровой книги Кабанского района сведений, внесенных ранее в 1989 году, что спорный земельный участок под рыбопитомником Большереченского рыбоводного завода относится к землям, занятыми гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, и отсутствии соответствующих актов об изменении категории земель, оснований для указания категории земель как "земли промышленности..." в отношении указанного участка в отчетах о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям, оформленных в более поздний период, не имелось.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что данные государственного земельного кадастра имели приоритетное значение по сравнению с другими документами, которые должны составляться на основании указанных сведений.
Как установлено судом, согласно сведениям государственной земельнокадастровой книги Кабанского района Бурятской АССР спорный земельный участок был зарегистрирован в 1989 году и отнесен к землям, занятыми гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями.
Из материалов дела следует, земельный участок с кадастровым номером 2103:09:700101:153 покрыт поверхностными водами (сеть озер Бакланье, Лесное, Резунька), водоохраной зоной, что по существу не оспаривается ответчиками.
Согласно сведениям Енисейского бассейнового водного управления от 18.01.2013 N З-179 озеро Бакланье зарегистрировано как водный объект в государственном водном реестре за номером 16020000111116300001637 (л.д. 127-128 т. 2).
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Материалами дела, в том числе актом приемки в эксплуатацию государственной комиссией законченного строительством объекта Посольского рыбопитомника
Большереченского рыбоводного завода от 17 ноября 1992 года, подтверждается, что спорный земельный участок занят гидротехническими сооружениями, такими как дамбы, шлюзы-регуляторы, рыбозащитное сооружение, перегораживающее сооружение, каналы и т.д. (л.д. 129-138 т. 2).
Доказательства о размещении на спорном земельном участке каких-либо объектов промышленности в материалах дела не имеется.
При этом, как правильно указала первая инстанция, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора факт отсутствия регистрации названных гидротехнических сооружений в Реестре гидротехнических сооружений.
Как установлено судом, Большереченский рыбоводный завод использует земельный участок - сеть озер с гидротехническими сооружениями в соответствии с разрешенным целевым использованием как питомник для подращивания личинок омуля до состояния молоди навеской 1,5-2 грамма, то есть для рыборазведения.
Кроме этого, апелляционный суд также обращает внимание, что в отношении другого земельного участка с кадастровым номером 03:09:690104:192, используемого Общества в аналогичных целях "для рыборазведения", с местоположением Республика Бурятия, Кабанский район, м. оз.Никиткино сведения в части категории земель внесены как земли водного фонда (л.д. 11 т. 3).
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о том, что при постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка отсутствовали правовые и фактические основания для отнесения его к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Следовательно, ООО "Терра плюс", осуществлявшее работы по постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка, в том числе подготовившее Описание земельного участка, явившееся основанием для постановки 10 июля 2006 года на кадастровый учет, допустило кадастровую ошибку в части определения категории земель земельного участка с кадастровым номером 03:09:700101:153, как "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения".
Как установлено судом и следует из материалов дела, органом кадастрового учета, осуществившим кадастровый учет спорного земельного участка, в рассматриваемый период являлось Управление Роснедвижимости по Республике Бурятия.
На основании пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действующего в рассматриваемый период) Управление Роснедвижимости по Республике Бурятия при проведении государственного кадастрового учета спорного земельного участка обязано было осуществить проверку представленных заявителями документов.
В силу пункта 1 статьи 20 данного Закона в случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается.
Как установлено судом, в отношении спорного земельного участка установленных в соответствии с частью 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации актов соответствующих органов, договоров, документов о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с определением категории земель "как земли промышленности..." в рассматриваемом случае отсутствовали. Иные документы в части отнесения данного земельного участка к определенной категории земель содержали противоречивые сведения.
Следовательно, суд первой инстанции правильно исходил из того, что орган кадастрового учета, осуществляя проверку представленных заявителями документов, должен был выявить вышеуказанные противоречия в сведениях о земельном участке и в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" обязан был приостановить проведение государственного кадастрового учета земельного участка.
В силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ государственном земельном кадастре" проведение государственного кадастрового учета земельных участков может быть приостановлено не более чем на месяц. В случае, если в течение указанного срока заявителем не будут устранены причины приостановления проведения государственного кадастрового учета земельного участка, заявителю в письменной форме направляется отказ в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в нарушение вышеперечисленных норм законодательства Управление Роснедвижимости по Республике Бурятия противоречия в сведениях о земельном участке не выявило и 10 июля 2006 года осуществило постановку его на кадастровой учет с недостоверными сведениями в части категории земель "земли промышленности..." вместо категории земель "земли водного фонда".
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.02.2010 3п\\41 "О некоторых территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" реорганизовано, в том числе Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия в форме присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия (с 25.12.2008 переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии).
Следовательно, правопреемником Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия в настоящее время является Управление Росреестра по Республике Бурятия.
При таких установленных обстоятельствах апелляционный суд считает законным и обоснованным вывод первой инстанции о наличии воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки в документе - Описании земельного участка, изготовленного ООО "Терра плюс", на основании которого 10 июля 2006 года внесены сведения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:09:700101:153 в части определения категории земель как "земли промышленности..." вместо категории земель "земли водного фонда".
На основании положений части 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" названная кадастровая ошибка в сведениях в отношении спорного земельного участка подлежит исправлению в государственном кадастре недвижимости органом кадастрового учета, которым является в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра".
Доводы заявителя апелляционной жалобы несостоятельны, поскольку апеллянт не учитывает того обстоятельства, что истцом заявлены требования о кадастровой ошибке в сведениях о земельном участке, допущенной при постановке его на кадастровый учет, а не об изменении категории земель настоящего земельного участка. Следовательно, судом правильно указано о не применимости к спорным отношениям положений Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 февраля 2013 года по делу N А10-3922/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)