Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2013 N 17АП-12774/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А60-22533/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2013 г. N 17АП-12774/2013-ГК

Дело N А60-22533/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Скромовой Ю.В., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от истца - Крупина М.С., доверенность от 30.10.2012,
от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 сентября 2013 года
по делу N А60-22533/2013,
вынесенное судьей Подгорновой Г.Н.,
по иску индивидуального предпринимателя Павловой Наталии Анатольевны (ОГРНИП 304667135900400, ИНН 666101602832)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга,
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

индивидуальный предприниматель Павлова Наталия Анатольевна (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309089:4 общей площадью 10 500 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, Чусовской тракт, 4 км, по состоянию на 15.11.2012 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 6 982 500 руб.
Определением суда от 27.06.2013 согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга.
Решением суда от 18.09.2013 исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309089:4, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, Чусовской тракт, 4 км, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 6 982 500 руб.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с решением суда от 18.09.2013 не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на отсутствие оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в связи с тем, что Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город "Екатеринбург" распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2014, поэтому в настоящее время права истца им не нарушаются, а обращение в суд является злоупотреблением правом (ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Заявитель апелляционной жалобы указал, что по делу N А60-48469/2012 рассмотрен аналогичный спор, и судом было отказано в удовлетворении требований о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012.
Заявитель апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Истец в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения. Истец ссылается на то, что превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права истца как арендатора спорного земельного участка, поскольку размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город "Екатеринбург" вступил в силу с 08.02.2013, на основании указанного Приказа сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр. Кроме того, на основании ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в течение 6 месяцев с даты их внесения в государственный кадастр.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.09.2008 на основании постановления главы города Екатеринбурга от 10.07.2008 N 2740 между Администрацией города Екатеринбурга (арендодатель) и Павловой Н.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 3-1145, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0309089:4 общей площадью 10 500 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, Чусовской тракт, 4 км, для организации рекреационной зоны без права капитального строительства. Договор заключен на срок с 10.07.2008 по 09.07.2057 (п.п. 1, 2.1, 6.1 договора, л.д. 14-17, 23 т. 1).
10.07.2008 земельный участок передан арендодателем арендатору по акту от 15.09.2008 (л.д. 19).
Договор аренды от 15.09.2008 N 3-1145 зарегистрирован, что подтверждается соответствующей отметкой на договоре (л.д. 87).
На основании Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309089:4 определена в размере 63 545 790 руб. по состоянию на 15.11.2012.
По мнению истца, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 63 545 790 руб., утвержденная Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, превышает рыночную стоимость земельного участка. В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости истец представил отчет ООО Оценочная компания "Априори" от 05.04.2013 N 13-117, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309089:4 по состоянию на 15.11.2012 составляет 6 982 500 руб. (л.д. 26-88).
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленный истцом отчет ООО Оценочная компания "Априори" от 05.04.2013 N 13-117 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309089:4 существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно заключению саморегулируемой организации оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков" от 11.04.2013 N 307/183-13 отчет ООО Оценочная компания "Априори" от 05.04.2013 N 13-117 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 89-182).
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции обоснованно признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309089:4 равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 6 982 500 руб. (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя жалобы о том, что Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2014, и поэтому права истца не нарушены, подлежит отклонению.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 утверждены результаты кадастровой стоимости земель по состоянию на 15.11.2012. Данный нормативный правовой акт вступил в силу с 08.02.2013.
Как правильно указано судом первой инстанции, результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 15.11.2012, утвержденные Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, могут быть применены для различных целей в разных календарных периодах, в том числе и в отношении истца, в частности: для целей налогообложения, для исчисления арендной платы, в целях выкупа земельного участка.
Закон не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Кроме того, согласно ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, истец вправе оспаривать результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 15.11.2012.
Ссылка третьего лица на ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При рассмотрении настоящего дела злоупотребление правом со стороны истца в отношении лиц, участвующих в деле, не установлено, поскольку, обратившись в суд с рассматриваемым иском, истец реализовал предусмотренное законом право на судебную защиту.
Ссылка третьего лица на судебный акт по делу N А60-48469/2012 судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку по делу N А60-48469/2012 судом рассматривались иные обстоятельства, кадастровая стоимость земельного участка признавалась равной его рыночной в отношении иного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 (с учетом определения суда об исправлении описок от 17.04.2013 по делу N А60-48469/2012).
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 сентября 2013 года по делу N А60-22533/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)