Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2013 ПО ДЕЛУ N А12-21595/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. по делу N А12-21595/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения г. Краснослободск (ОГРН 1053478415407 ИНН 3428985238 Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослабодск)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 16.11.2012 по делу N А12-21595/2012 (судья Сапронов В.В.)
по иску Комитета лесного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1073460000107 ИНН 3445085413 г. Волгоград)
к администрации городского поселения г. Краснослободск (ОГРН 1053478415407 ИНН 3428985238 Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослабодск)
о понуждении к исполнению обязанности
третьи лица:
Государственное казенное учреждение Волгоградской области "Среднеахтубинское лесничество" (ОГРН 1023405172768 ИНН 3428000240 Волгоградская область, Среднеахтубинский район, р.п. Средняя Ахтуба),
администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405173318 ИНН 3428928021 Волгоградская область, Среднеахтубинский район, р.п. Средняя Ахтуба),

установил:

Комитет лесного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация, ответчик) об обязании Администрации в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления расположенных на территории городского поселения г. Краснослободска в районе п. 2-я Пятилетка и о. Обливной - свалку, находящуюся в квартале 69 выделе 14 Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества (в районе 2-я Пятилетка) площадью около 200 кв. м и свалки, находящейся в квартале 21 выделе 5 Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества (о. Обливной) площадью всего около 100 кв. м.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 16.11.2012 требования Комитета удовлетворены.
Администрация не согласилась с вынесенным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Комитет лесного хозяйства просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что на землях лесного фонда Волгоградской области, Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества в квартале 69 выделе 14 (в районе 2-я Пятилетка) на площади около 200 кв. м, в квартале 21 выделе 5 (о. Обливной) на площади всего около 100 кв. м, были обнаружены несанкционированные скопления отходов производства и потребления.
Размещение свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Территория размещения свалок входит в состав лесного фонда и не является территорией, арендуемой какими-либо третьими лицами, что не оспаривается ответчиком.
Факт существования несанкционированных свалок на указанных участках подтверждается актом обследования с приложением фототаблиц и также не оспаривается ответчиком.
Данный факт явился основанием для обращения истца в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в том числе и земли лесного фонда.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "е" части 39 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
На основании пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращений с отходами.
Ненадлежащая организация органами местного самоуправления поселения сбора и вывоза бытовых отходов на территории в границах поселения влечет образование несанкционированных свалок бытовых отходов, в связи с чем органы местного самоуправления не могут быть освобождены от ответственности по их ликвидации.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждому на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
На основании пунктов 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
В соответствии со статей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие защиты в ст. 54 Лесного кодекса Российской Федерации не содержит санитарно-оздоровительных мероприятий, в связи с чем защита не включает в себя очистку лесов от захламления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 16 ноября 2012 года по делу N А12-21595/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
И.И.ЖЕВАК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)