Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "24" апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" мая 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В. и Александровой Л.Б.
при ведении протокола судьей председательствующим по делу.
при участии в заседании представителей; ООО "Ральт" - Курбанов Р.А.
КУИ Саратовской области - Авериной Я.В.
Комитета по архитектуре и градостроительству - Березин А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ральт", город Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "13" марта 2008 года по делу N А57-303/08-5 (судья Г.М. Вулах)
по заявлению ООО "Ральт", город Саратов
к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, город Саратов
третьи лица: Прокуратуре Саратовской области, город Саратов
Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации города Саратова, город Саратов
О признании недействительным Распоряжения N Т-3202-р от 22.08.2007 года
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ральт" с заявлением о признании недействительным Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 22.08.2007 года N Т-3202-р (об отказе обществу в представлении прав на аренду) и обязать комитет принять распоряжение о предоставлении права аренды на указанный земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 04 20:0012 площадью 3,3730 га, расположенный по ул. Антонова в Ленинском районе г. Саратова для строительства многоэтажных жилых домов.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано в связи с тем, что в генеральном плане города Саратова на спорном земельном участке предусмотрена прокладка транспортной магистрали.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от "13" марта 2008 года общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Саратовской области отменить.
Другую жалобу на решение арбитражного суда подал Комитет по управлению имуществом Саратовской области, который не согласен с мотивировочной частью решения, где указано о праве ООО "Ральт" на предоставление ему земельного участка для целей жилищного строительства без проведения аукциона на основании принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Участвующий в деле прокурор Саратовской области не представил заявлений по поводу апелляционных жалоб.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, а в удовлетворении жалобы комитета по управлению имуществом следует отказать.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации от 11 октября 2004 года N 224А-119 ООО "Ральт" согласовано место размещения многоэтажных жилых домов на земельном участке площадью 3,3730 га, расположенном по ул. Антонова в Ленинском районе г. Саратова и утвержден акт выбора указанного земельного участка. На основании указанного постановления и в соответствии с требованиями подпункта 3 п. 5 ст. 30 и п. 1 ст. 32 Земельного кодекса РФ был осуществлен кадастровый учет земельного участка.
26.05.2006 г. и 07.08.2007 г. общество обращалось в Комитет по управлению имуществом Саратовской области для получения права аренды на испрашиваемый земельный участок.
Распоряжением от 22.08.2007 г. N N Т-3202-р комитет по управлению имуществом Саратовской области отказал обществу в предоставлении права аренды на спорный земельный участок в связи с тем, что решение о предоставлении права на земельный участок без проведения торгов на основании заявления и решения о предварительном согласовании места размещения объекта могло быть принято до 01.03.2007 г.
ООО "Ральт" считает, что указанное распоряжение нарушает его права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в результате издания оспариваемого распоряжения заявитель необоснованно был лишен права на предоставление ему права аренды земельного участка.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что общество хотя и имело право на предоставление ему в аренду испрашиваемого земельного участка однако решение о предоставлении спорного участка не могло быть принято по иным причинам, связанным с тем, что согласного генеральному плану города Саратова на земельном участке предусмотрена прокладка транспортной магистрали.
Выводы суда первой инстанции о невозможности жилищного строительства на спорном земельном участке по причине прокладки по генплану транспортной магистрали не соответствуют фактическим материалам дела.
Как следует из материалов дела и дополнительно представленным документам, решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. N 25-240, вступившим в силу после опубликования т.е. с 17.03.2008 г., утвержден Генеральный план города Саратова с приложением, в том числе схем городских магистралей и транспорта.
Из чего следует, что на момент отказа обществу в предоставлении прав аренды и вынесения решения судом, Генеральный план города Саратова не был утвержден, в связи с чем соответствующие обоснования отказа обществу в предоставлении аренды не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, согласно выкопировке фрагмента генерального плана, представленного Комитетом по архитектуре и градостроительства администрации города Саратова территория спорного земельного участка граничит с транспортной магистралью, а не располагается непосредственно на ней.
Проектирование магистрали и жилищной застройки по ул. Антонова существовало и в 2005 году, однако при этом изъятия спорного земельного участка из земель населенного пункта также не предусматривалось.
Доводы комитета по управлению имуществом и комитета по архитектуре о планировании данного участка также и под застройку объектами социальной значимости носят предположительный характер, и по тому не могут быть приняты во внимание.
Выводы суда о незаконности решения комитета по управлению имуществом в связи с тем, что общество имело право на аренду без проведения торгов правомерны.
Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что:
1) До 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
- соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года,
- соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные действия выполнены полностью.
2) До 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее, чем за три года до предоставления земельного участка.
Суд обоснованно пришел к выводу, что положения пункта 15 статьи 3 ФЗ от 25.10.01 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации ООО "Ральт" соблюдены.
Заявитель обращался в Комитет с заявлениями о предоставлении права аренды на спорный земельный участок 26.05.2006 г. и 07.08.2007 г. при этом решение по указанным заявлениям было принято Комитетом только 22.08.2007 г. Письмо Комитета от 10.08.2006 г., не может считаться решением, принятым в порядке ст. 32 Земельного кодекса РФ, поскольку его текст не содержит определенности существа. Кроме того форма ответа не соответствует ст. 20 Закона Саратовской области "О правовых актах органов государственной власти Саратовской области" согласно которой, решения органов исполнительной власти Саратовской области должны приниматься в форме распоряжений. Таким образом, заявитель, обратившись в Комитет с заявлением до 01 марта 2007 года имел право на предоставление земельного участка для целей жилищного строительства без проведения аукциона на основании ранее принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта, трехлетний срок действия которого до момента такого обращения не истек.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Комитета по управлению имуществом Саратовской области на мотивировочную часть решения удовлетворению не подлежит.
Апелляционная жалоб ООО "Ральт" подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от "13" марта 2008 года по делу N А57-303/08-5 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 22.08.2007 года N Т-3202-р.
Обязать Распоряжения Комитет по управлению имуществом Саратовской области принять распоряжение о предоставлении ООО "Ральт" прав аренды на земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 04 20:0012 площадью 3,3730 га, расположенный по ул. Антонова в Ленинском районе г. Саратова для строительства многоэтажных жилых домов для строительства многоэтажных домов.
Отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом Саратовской области.
Взыскать Комитета по управлению имуществом Саратовской области в пользу ООО "Ральт" 1000 руб. расходов по государственной пошлине.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2008 ПО ДЕЛУ N А57-303/08-5
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2008 г. по делу N А57-303/08-5
Резолютивная часть постановления объявлена "24" апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" мая 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В. и Александровой Л.Б.
при ведении протокола судьей председательствующим по делу.
при участии в заседании представителей; ООО "Ральт" - Курбанов Р.А.
КУИ Саратовской области - Авериной Я.В.
Комитета по архитектуре и градостроительству - Березин А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ральт", город Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "13" марта 2008 года по делу N А57-303/08-5 (судья Г.М. Вулах)
по заявлению ООО "Ральт", город Саратов
к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, город Саратов
третьи лица: Прокуратуре Саратовской области, город Саратов
Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации города Саратова, город Саратов
О признании недействительным Распоряжения N Т-3202-р от 22.08.2007 года
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ральт" с заявлением о признании недействительным Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 22.08.2007 года N Т-3202-р (об отказе обществу в представлении прав на аренду) и обязать комитет принять распоряжение о предоставлении права аренды на указанный земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 04 20:0012 площадью 3,3730 га, расположенный по ул. Антонова в Ленинском районе г. Саратова для строительства многоэтажных жилых домов.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано в связи с тем, что в генеральном плане города Саратова на спорном земельном участке предусмотрена прокладка транспортной магистрали.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от "13" марта 2008 года общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Саратовской области отменить.
Другую жалобу на решение арбитражного суда подал Комитет по управлению имуществом Саратовской области, который не согласен с мотивировочной частью решения, где указано о праве ООО "Ральт" на предоставление ему земельного участка для целей жилищного строительства без проведения аукциона на основании принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Участвующий в деле прокурор Саратовской области не представил заявлений по поводу апелляционных жалоб.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, а в удовлетворении жалобы комитета по управлению имуществом следует отказать.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации от 11 октября 2004 года N 224А-119 ООО "Ральт" согласовано место размещения многоэтажных жилых домов на земельном участке площадью 3,3730 га, расположенном по ул. Антонова в Ленинском районе г. Саратова и утвержден акт выбора указанного земельного участка. На основании указанного постановления и в соответствии с требованиями подпункта 3 п. 5 ст. 30 и п. 1 ст. 32 Земельного кодекса РФ был осуществлен кадастровый учет земельного участка.
26.05.2006 г. и 07.08.2007 г. общество обращалось в Комитет по управлению имуществом Саратовской области для получения права аренды на испрашиваемый земельный участок.
Распоряжением от 22.08.2007 г. N N Т-3202-р комитет по управлению имуществом Саратовской области отказал обществу в предоставлении права аренды на спорный земельный участок в связи с тем, что решение о предоставлении права на земельный участок без проведения торгов на основании заявления и решения о предварительном согласовании места размещения объекта могло быть принято до 01.03.2007 г.
ООО "Ральт" считает, что указанное распоряжение нарушает его права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в результате издания оспариваемого распоряжения заявитель необоснованно был лишен права на предоставление ему права аренды земельного участка.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что общество хотя и имело право на предоставление ему в аренду испрашиваемого земельного участка однако решение о предоставлении спорного участка не могло быть принято по иным причинам, связанным с тем, что согласного генеральному плану города Саратова на земельном участке предусмотрена прокладка транспортной магистрали.
Выводы суда первой инстанции о невозможности жилищного строительства на спорном земельном участке по причине прокладки по генплану транспортной магистрали не соответствуют фактическим материалам дела.
Как следует из материалов дела и дополнительно представленным документам, решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. N 25-240, вступившим в силу после опубликования т.е. с 17.03.2008 г., утвержден Генеральный план города Саратова с приложением, в том числе схем городских магистралей и транспорта.
Из чего следует, что на момент отказа обществу в предоставлении прав аренды и вынесения решения судом, Генеральный план города Саратова не был утвержден, в связи с чем соответствующие обоснования отказа обществу в предоставлении аренды не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, согласно выкопировке фрагмента генерального плана, представленного Комитетом по архитектуре и градостроительства администрации города Саратова территория спорного земельного участка граничит с транспортной магистралью, а не располагается непосредственно на ней.
Проектирование магистрали и жилищной застройки по ул. Антонова существовало и в 2005 году, однако при этом изъятия спорного земельного участка из земель населенного пункта также не предусматривалось.
Доводы комитета по управлению имуществом и комитета по архитектуре о планировании данного участка также и под застройку объектами социальной значимости носят предположительный характер, и по тому не могут быть приняты во внимание.
Выводы суда о незаконности решения комитета по управлению имуществом в связи с тем, что общество имело право на аренду без проведения торгов правомерны.
Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что:
1) До 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
- соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года,
- соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные действия выполнены полностью.
2) До 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее, чем за три года до предоставления земельного участка.
Суд обоснованно пришел к выводу, что положения пункта 15 статьи 3 ФЗ от 25.10.01 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации ООО "Ральт" соблюдены.
Заявитель обращался в Комитет с заявлениями о предоставлении права аренды на спорный земельный участок 26.05.2006 г. и 07.08.2007 г. при этом решение по указанным заявлениям было принято Комитетом только 22.08.2007 г. Письмо Комитета от 10.08.2006 г., не может считаться решением, принятым в порядке ст. 32 Земельного кодекса РФ, поскольку его текст не содержит определенности существа. Кроме того форма ответа не соответствует ст. 20 Закона Саратовской области "О правовых актах органов государственной власти Саратовской области" согласно которой, решения органов исполнительной власти Саратовской области должны приниматься в форме распоряжений. Таким образом, заявитель, обратившись в Комитет с заявлением до 01 марта 2007 года имел право на предоставление земельного участка для целей жилищного строительства без проведения аукциона на основании ранее принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта, трехлетний срок действия которого до момента такого обращения не истек.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Комитета по управлению имуществом Саратовской области на мотивировочную часть решения удовлетворению не подлежит.
Апелляционная жалоб ООО "Ральт" подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от "13" марта 2008 года по делу N А57-303/08-5 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 22.08.2007 года N Т-3202-р.
Обязать Распоряжения Комитет по управлению имуществом Саратовской области принять распоряжение о предоставлении ООО "Ральт" прав аренды на земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 04 20:0012 площадью 3,3730 га, расположенный по ул. Антонова в Ленинском районе г. Саратова для строительства многоэтажных жилых домов для строительства многоэтажных домов.
Отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом Саратовской области.
Взыскать Комитета по управлению имуществом Саратовской области в пользу ООО "Ральт" 1000 руб. расходов по государственной пошлине.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)