Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2013 ПО ДЕЛУ N А32-14971/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу N А32-14971/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя ОАО "Краснодарская фармацевтическая фабрика" (ИНН 2312018487, ОГРН 1022301969755) Жукова А.С. (доверенность от 21.06.2013), в отсутствие заинтересованных лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-14971/2012, установил следующее.
ОАО "Краснодарская фармацевтическая фабрика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее Росимущество) в предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0401008:2, общей площадью 16 919 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 174 (далее - спорный земельный участок), предоставленного для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы, оформленный письмом от 09.04.2012; а также о возложении на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) обязанности подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013, отказ в предоставлении в собственность земельного участка признан незаконным, суд обязал управление принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, а также направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка. Судебные акты мотивированы наличием у Росимущества всех необходимых и установленных законом полномочий для разрешения вопроса о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации. Суд указал на направление заявителем полного пакета документов, названных в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об установлении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее приказ от 13.09.2011 N 475). Находящийся на спорном земельном участке резервуар для воды площадью 18,2 кв. м не относится по смыслу Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее Закон N 117-ФЗ) к гидротехническим сооружениям.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель указывает, что полномочия собственника в отношении спорного земельного участка осуществляет Росимущество, в связи с чем решение о предоставлении в собственность данного земельного участка может быть принято только по поручению указанного федерального органа исполнительной власти. Управление находится в подчинении Росимущества, поэтому поручения последнего носят для управления обязательный характер. Кроме того, на спорном участке находится гидротехническое сооружение.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением администрации г. Краснодара от 10.08.1993 N 447 обществу для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 16 919 кв. м с кадастровым номером 23:43:0401008:2, находящийся по адресу г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Новороссийская, 174, о чем выдан государственный акт на право на право постоянного (бессрочного) пользования землей серия кк-2 N 401001171.
На данном земельном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности следующие объекты недвижимости: нежилое здание административное, (литера А), общая площадь 3560 кв. м; нежилое здание производственное (литера Б), общая площадь 3498 кв. м; нежилое здание производственно-складское (литера В), общая площадь 1349.0 кв. м; насосная (литера Г1), площадь 21.1 кв. м; навес (литера Г9), площадь 332.3 кв. м; гараж (литера Г14), инвентарный номер 60563, площадь 36.7 кв. м, склад (литера Д), инвентарный номер 60563, общая площадь 383.3 кв. м, сауна с пристройками (литеры Е2, Е3, Е4, е), общая площадь 119.8 кв. м, спиртохранилище склад (литера Ж, Ж1), общая площадь 65.5 кв. м, спиртохранилище (литера 3), площадь 33.1 кв. м, проходная (литера И), общая площадь 54.9 кв. м; склад (литера К), общая площадь 488.3 кв. м; резервуар для воды (литера XXX), площадь 18.2 кв. м, что подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права.
С целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности общество письмом от 19.01.2011 обратилось в управление с заявлением о выкупе спорного земельного участка.
Письмом от 16.01.2012 N 09-14/249 управление направило в Росимущество обращение общества с приложенными документами по вопросу приобретения прав на земельный участок.
9 апреля 2012 года письмом N ПП-10/10593 Росимущество отказало в предоставление спорного участка в собственность ссылаясь на то, что на испрашиваемом участке выявлен объект недвижимого имущества резервуар для воды, предназначенный для использования водных ресурсов.
Росимуществом сделан вывод, что данный объект имеет признаки гидротехнического сооружения согласно статье 3 Закона N 117-ФЗ. Росимущество указало, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, поэтому исходя из норм статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации невозможно, данный земельный участок может быть предоставлен только на праве аренды.
Управление письмом N 09-10/5055 направило заявителю копию письма Росимущества от 09.04.2012 N ПП-10/10593 об отказе в выкупе земельного участка.
Отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя явился основанием для обращения организации с настоящим заявлением в суд.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5); в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Судами правомерно признано, что пакет документов, приложенных к заявлению о приобретении земельного участка в собственность, соответствует Перечню документов, утвержденных приказом от 13.09.2011 N 475, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Материалами дела подтверждается наличие у общества оснований для получения спорного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изложенное в письме Росимущества основание отказа в предоставлении в собственность заявителю земельного участка обоснованно и мотивированно отклонено судами как не соответствующее правовым нормам. Находящийся на спорном участке и принадлежащий на праве собственности заявителю резервуар для воды (литер XXX), площадью 18,2 кв. м, не относится по смыслу Закона N 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям.
С учетом изложенного суды обоснованно признали оспариваемое бездействие незаконным и обязали управление принять решение о предоставлении спорного земельного участка обществу в собственность, а также подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи спорного участка в двухнедельный срок.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее Положение о Росимуществе), указанный исполнительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6); осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков (пункты 5.36, 5.39).
Положение об управлении, утверждено Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 (Приложение N 18). В соответствии с подпунктом "б" пункта 4.8 названного Положения управление по поручению Росимущества осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Правильно применяя названные Положения о Росимуществе, управлении, суды пришли к обоснованному выводу о том, что управление является уполномоченным органом по рассмотрению заявления и принятию решения о предоставлении спорного земельного участка.
Доводы управления об отсутствии у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без соответствующего поручения Росимущества являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и признаны ошибочными. Сославшись на пункты 4, 5 Положения о Росимуществе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что отсутствие соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для реализации права собственника объекта недвижимости на приватизацию земельного участка, предоставленного ему федеральным законодательством.
Изложенные в кассационной жалобе иные доводы не опровергают правильность выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Руководствуясь статьями 284, 286 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу N А32-14971/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)