Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии:
главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича
и его представителя - Чапайкиной Е.В. (доверенность от 05.02.2013)
Кутовой Ольги Борисовны и ее представителя Кутового В.И. по доверенности от 20.01.2012,
от Чаиркиной Елены Валентиновны: Кутового В.И. по доверенности от 23.01.2012,
от Танькина Владимира Ивановича: Кутового В.И. по доверенности от 24.01.2012,
от Танькина Александра Ивановича: Кутового В.И. по доверенности от 24.01.2012
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича,
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.11.2012,
принятое судьями Савочкиным В.Н., Полубояровой Г.В., Ситниковой В.И.,
по делу N А39-2409/2012
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича
(ИНН: 132700297320, ОГРНИП: 309132629200062)
к Совету депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и
администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
(ИНН: 1315487943, ОГРН: 1061310007604)
о признании недействующим нормативного правового акта,
третьи лица - Кутовая О.Б., Чаиркина Е.В., Танькин В.И., Танькин А.И.,
закрытое акционерное общество "Проектный институт "МОРДОВАГРОПРОМПРОЕКТ",
с участием Прокуратуры Республики Мордовия,
и
глава крестьянского фермерского хозяйства Кутовой Вячеслав Иванович (далее - Кутовой В.И., Глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Совету депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - Совет депутатов) и администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация, орган местного самоуправления) о признании недействующим решения Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16.01.2012 N 20 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия" (далее - решение от 16.01.2012, Генплан, ПЗЗ).
Решением суда первой инстанции от 07.11.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кутовой В.И. обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, суд неправильно оценил обращение Главы КФХ в качестве заявления о включении земельных участков в черту населенного пункта, тогда как последний обратился в орган местного самоуправления с предложением о внесении изменений в Генплан, в связи с чем суд неправильно применил статью 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вместо подлежащих применению статей 24 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Разрешение вопроса о включении земельных участков в границы населенного пункта при подготовке Генплана и ПЗЗ входит в компетенцию Администрации. В нарушение статей 24 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не информировал население о проведении публичных слушаний по проекту Генплана, а также о его содержании.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана им и его представителем в судебном заседании.
Представитель третьих лиц в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Совет депутатов и Администрация в отзывах на кассационную жалобу возразили против доводов заявителя; надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Закрытое акционерное общество "Проектный институт "МОРДОВАГРОПРОМПРОЕКТ" и Прокуратура Республики Мордовия отзывы на кассационную жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Мордовия решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.01.2012 Совет депутатов принял решение от 16.01.2012 N 20 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия", опубликованное в Информационном бюллетене Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 20.01.2012 N 3.
Не согласившись с названным решением, Глава КФХ обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 24, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения.
На основании пункта 8 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Берсеневское сельское поселение является муниципальным образованием и входит в состав Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Представительным органом Берсеневского сельского поселения является Совет депутатов Берсеневского сельского поселения (статья 18 Устава Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия).
Администрация Берсеневского сельского поселения является исполнительно - распорядительным органом Берсеневского сельского поселения (статьи 18 и 30 Устава Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия).
Согласно пункту 21 части 1 статьи 6 Устава Берсеневского сельского поселения к вопросам местного значения Берсеневского сельского поселения относится утверждение генеральных планов сельского поселения и правил землепользования и застройки.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что решение от 16.01.2012 является нормативным правовым актом и принято Советом депутатов в пределах полномочий, предоставленных ему Законом N 131-ФЗ, Градостроительным Кодексом Российской Федерации и Уставом Берсеневского сельского поселения.
Частью 6 статьи 51 Устава Берсеневского сельского предусмотрено, что порядок опубликования (обнародования) и направления нормативного правового акта устанавливается Советом депутатов.
Решением Совета депутатов от 29.11.2005 N 56 "А" (в редакции решения Совета N 208 от 09.09.2011) учреждено средство массовой информации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия - Информационный бюллетень Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (пункт 1).
Выпуск Информационного бюллетеня Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия осуществляется в течение пяти рабочих дней после принятия нормативно-правовых и иных актов (пункт 2 решения).
Судом установлено, что оспариваемый нормативный акт опубликован в Информационном бюллетене Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 20.01.2012 N 3.
Как следует из материалов дела, Кутовому В.И. на праве собственности и на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 13:15:0107001:279, 13:15:0107001:330, 13:15:0107001:332, 13:15:0107001:329, 13:15:0107001:392, 13:15:0107001:403, 13:15:0107001:406, 13:15:0107001:407, 13:15:0107001:408, 13:15:0107001:843, 13:15:0107001:924, расположенные в границах Берсеневского сельского поселения. Данный факт подтверждается копиями соответствующих свидетельств о государственной регистрации права.
Кутовой В.И. 22.09.2011 обратился Администрацию с заявлением, в котором на основании части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации просил при подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия провести границу населенных пунктов Берсеневского сельского поселения таким образом, чтобы принадлежащие ему названные земельные участки оказались в границах населенных пунктов Берсеневского сельского поселения, а также просил установить для данных земельных участков территориальную зону для осуществления малоэтажного жилищного строительства.
Письмом от 13.01.2012 N 14 Администрация отказала Кутовому В.И. в удовлетворении указанного заявления.
В силу части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В рассматриваемом случае суд обоснованно посчитал, что отклонение предложений заявителя не свидетельствует о нарушении Советом Депутатов и Администрацией Берсеневского сельского поселения указанных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации к той или иной категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Следовательно, правовое регулирование использования земель осуществляется путем установления категорий земель, территориальных зон в рамках земель определенной категории, а также видом разрешенного использования этих земель.
Судом установлено, что спорные земельные участки, принадлежащие заявителю, относятся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что подтверждается приложенными к материалам дела копиями свидетельств о государственного регистрации права и копиями кадастровых паспортов земельных участков.
На основании пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются: сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, земли, занятые водными объектами, земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Принадлежащие заявителю земельные участки с кадастровыми номерами 13:15:0107001:279, 13:15:0107001:330, 13:15:0107001:332, 13:15:0107001:329, 13:15:0107001:392, 13:15:0107001:403, 13:15:0107001:406, 13:15:0107001:407, 13:15:0107001:408, 13:15:0107001:843, 13:15:0107001:924 предназначены для сельскохозяйственного производства (сельскохозяйственное производство является единственным видом разрешенного использования названных участков).
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Мордовия обоснованно посчитал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации указанные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья представляют собой пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), и в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Из статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что решение вопроса о включении земельного участка в границу населенного пункта подлежит принятию органом государственной власти субъекта Российской Федерации и применительно к рассматриваемой ситуации находится вне рамок компетенции Совета депутатов Берсеневского сельского поселения.
Таким образом, вывод суда о том, что возможное включение части принадлежащих заявителю земельных участков в границы населенных пунктов Берсеневского сельского поселения будет противоречить положениям статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", является верным.
Из материалов дела следует и не отрицается Кутовым В.И., что основным видом деятельности последнего является овощеводство, декоративное садоводство и производство продукции питомников.
Следовательно, использованию заявителем как главой крестьянского (фермерского) хозяйства спорных земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, оспариваемое решение Совета депутатов не препятствует.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Кутовому В.И. в удовлетворении заявленного требования.
Довод Кутового В.И. о том, что принадлежащие ему участки расположены в разных территориальных зонах со ссылкой на статью 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции, так как данное обстоятельство суд не устанавливал.
Ссылка заявителя на необоснованное отклонение Арбитражным судом Республики Мордовия заявленных им ходатайств о проведении судебной экспертизы и об отложении судебного разбирательства, несостоятельна, так как суд установил, что данные ходатайства не были связаны с предметом настоящего спора.
Факт необеспечения Администрацией публичности информации о порядке проведения публичных слушаний по проекту Генплана вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Глава КФХ не доказал.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Мордовия правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит отнесению на Главу КФХ Кутового В.И.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.11.2012 по делу N А39-2409/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на главу крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 07.02.2013 ПО ДЕЛУ N А39-2409/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2013 г. по делу N А39-2409/2012
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии:
главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича
и его представителя - Чапайкиной Е.В. (доверенность от 05.02.2013)
Кутовой Ольги Борисовны и ее представителя Кутового В.И. по доверенности от 20.01.2012,
от Чаиркиной Елены Валентиновны: Кутового В.И. по доверенности от 23.01.2012,
от Танькина Владимира Ивановича: Кутового В.И. по доверенности от 24.01.2012,
от Танькина Александра Ивановича: Кутового В.И. по доверенности от 24.01.2012
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича,
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.11.2012,
принятое судьями Савочкиным В.Н., Полубояровой Г.В., Ситниковой В.И.,
по делу N А39-2409/2012
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича
(ИНН: 132700297320, ОГРНИП: 309132629200062)
к Совету депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и
администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
(ИНН: 1315487943, ОГРН: 1061310007604)
о признании недействующим нормативного правового акта,
третьи лица - Кутовая О.Б., Чаиркина Е.В., Танькин В.И., Танькин А.И.,
закрытое акционерное общество "Проектный институт "МОРДОВАГРОПРОМПРОЕКТ",
с участием Прокуратуры Республики Мордовия,
и
установил:
глава крестьянского фермерского хозяйства Кутовой Вячеслав Иванович (далее - Кутовой В.И., Глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Совету депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - Совет депутатов) и администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация, орган местного самоуправления) о признании недействующим решения Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16.01.2012 N 20 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия" (далее - решение от 16.01.2012, Генплан, ПЗЗ).
Решением суда первой инстанции от 07.11.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кутовой В.И. обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, суд неправильно оценил обращение Главы КФХ в качестве заявления о включении земельных участков в черту населенного пункта, тогда как последний обратился в орган местного самоуправления с предложением о внесении изменений в Генплан, в связи с чем суд неправильно применил статью 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вместо подлежащих применению статей 24 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Разрешение вопроса о включении земельных участков в границы населенного пункта при подготовке Генплана и ПЗЗ входит в компетенцию Администрации. В нарушение статей 24 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не информировал население о проведении публичных слушаний по проекту Генплана, а также о его содержании.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана им и его представителем в судебном заседании.
Представитель третьих лиц в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Совет депутатов и Администрация в отзывах на кассационную жалобу возразили против доводов заявителя; надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Закрытое акционерное общество "Проектный институт "МОРДОВАГРОПРОМПРОЕКТ" и Прокуратура Республики Мордовия отзывы на кассационную жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Мордовия решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.01.2012 Совет депутатов принял решение от 16.01.2012 N 20 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия", опубликованное в Информационном бюллетене Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 20.01.2012 N 3.
Не согласившись с названным решением, Глава КФХ обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 24, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения.
На основании пункта 8 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Берсеневское сельское поселение является муниципальным образованием и входит в состав Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Представительным органом Берсеневского сельского поселения является Совет депутатов Берсеневского сельского поселения (статья 18 Устава Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия).
Администрация Берсеневского сельского поселения является исполнительно - распорядительным органом Берсеневского сельского поселения (статьи 18 и 30 Устава Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия).
Согласно пункту 21 части 1 статьи 6 Устава Берсеневского сельского поселения к вопросам местного значения Берсеневского сельского поселения относится утверждение генеральных планов сельского поселения и правил землепользования и застройки.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что решение от 16.01.2012 является нормативным правовым актом и принято Советом депутатов в пределах полномочий, предоставленных ему Законом N 131-ФЗ, Градостроительным Кодексом Российской Федерации и Уставом Берсеневского сельского поселения.
Частью 6 статьи 51 Устава Берсеневского сельского предусмотрено, что порядок опубликования (обнародования) и направления нормативного правового акта устанавливается Советом депутатов.
Решением Совета депутатов от 29.11.2005 N 56 "А" (в редакции решения Совета N 208 от 09.09.2011) учреждено средство массовой информации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия - Информационный бюллетень Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (пункт 1).
Выпуск Информационного бюллетеня Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия осуществляется в течение пяти рабочих дней после принятия нормативно-правовых и иных актов (пункт 2 решения).
Судом установлено, что оспариваемый нормативный акт опубликован в Информационном бюллетене Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 20.01.2012 N 3.
Как следует из материалов дела, Кутовому В.И. на праве собственности и на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 13:15:0107001:279, 13:15:0107001:330, 13:15:0107001:332, 13:15:0107001:329, 13:15:0107001:392, 13:15:0107001:403, 13:15:0107001:406, 13:15:0107001:407, 13:15:0107001:408, 13:15:0107001:843, 13:15:0107001:924, расположенные в границах Берсеневского сельского поселения. Данный факт подтверждается копиями соответствующих свидетельств о государственной регистрации права.
Кутовой В.И. 22.09.2011 обратился Администрацию с заявлением, в котором на основании части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации просил при подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия провести границу населенных пунктов Берсеневского сельского поселения таким образом, чтобы принадлежащие ему названные земельные участки оказались в границах населенных пунктов Берсеневского сельского поселения, а также просил установить для данных земельных участков территориальную зону для осуществления малоэтажного жилищного строительства.
Письмом от 13.01.2012 N 14 Администрация отказала Кутовому В.И. в удовлетворении указанного заявления.
В силу части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В рассматриваемом случае суд обоснованно посчитал, что отклонение предложений заявителя не свидетельствует о нарушении Советом Депутатов и Администрацией Берсеневского сельского поселения указанных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации к той или иной категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Следовательно, правовое регулирование использования земель осуществляется путем установления категорий земель, территориальных зон в рамках земель определенной категории, а также видом разрешенного использования этих земель.
Судом установлено, что спорные земельные участки, принадлежащие заявителю, относятся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что подтверждается приложенными к материалам дела копиями свидетельств о государственного регистрации права и копиями кадастровых паспортов земельных участков.
На основании пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются: сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, земли, занятые водными объектами, земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Принадлежащие заявителю земельные участки с кадастровыми номерами 13:15:0107001:279, 13:15:0107001:330, 13:15:0107001:332, 13:15:0107001:329, 13:15:0107001:392, 13:15:0107001:403, 13:15:0107001:406, 13:15:0107001:407, 13:15:0107001:408, 13:15:0107001:843, 13:15:0107001:924 предназначены для сельскохозяйственного производства (сельскохозяйственное производство является единственным видом разрешенного использования названных участков).
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Мордовия обоснованно посчитал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации указанные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья представляют собой пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), и в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Из статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что решение вопроса о включении земельного участка в границу населенного пункта подлежит принятию органом государственной власти субъекта Российской Федерации и применительно к рассматриваемой ситуации находится вне рамок компетенции Совета депутатов Берсеневского сельского поселения.
Таким образом, вывод суда о том, что возможное включение части принадлежащих заявителю земельных участков в границы населенных пунктов Берсеневского сельского поселения будет противоречить положениям статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", является верным.
Из материалов дела следует и не отрицается Кутовым В.И., что основным видом деятельности последнего является овощеводство, декоративное садоводство и производство продукции питомников.
Следовательно, использованию заявителем как главой крестьянского (фермерского) хозяйства спорных земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, оспариваемое решение Совета депутатов не препятствует.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказал Кутовому В.И. в удовлетворении заявленного требования.
Довод Кутового В.И. о том, что принадлежащие ему участки расположены в разных территориальных зонах со ссылкой на статью 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции, так как данное обстоятельство суд не устанавливал.
Ссылка заявителя на необоснованное отклонение Арбитражным судом Республики Мордовия заявленных им ходатайств о проведении судебной экспертизы и об отложении судебного разбирательства, несостоятельна, так как суд установил, что данные ходатайства не были связаны с предметом настоящего спора.
Факт необеспечения Администрацией публичности информации о порядке проведения публичных слушаний по проекту Генплана вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Глава КФХ не доказал.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Мордовия правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит отнесению на Главу КФХ Кутового В.И.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.11.2012 по делу N А39-2409/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на главу крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)