Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Тимашковой Е.Н., Стахановой В.Н.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Смоленска
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 03.09.2007 г. по делу N А62-2641/07 (судья В.В. Яковенкова)
по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Смоленской области
к Администрации г. Смоленска
3-е лицо: УФРС России по Смоленской области
о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления
при участии:
от Департамента земельных и имущественных отношений Смоленской области: Кощеев А.А. по доверенности, Сиротин А.И. руководитель департамента,
от Администрации г. Смоленска: Петросян Н.А. по доверенности,
от УФРС России по Смоленской области: не явился, извещен надлежаще
установил:
Судебное заседание продолжено после перерыва, объявленного 20 ноября 2007 года.
Департамент земельных и имущественных отношений Смоленской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации г. Смоленска о признании недействительным постановления от 29.03.2007 N 1115-адм "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.09.2007 года требования удовлетворены.
Администрация обжаловала решение суда в апелляционном порядке, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Департамент возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 29.03.2007 Администрацией издано постановление N 1115-адм "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники", согласно которому Администрации в постоянное (бессрочное) пользование для градостроительного развития территории города предоставлен земельный участок, площадью 702724 кв. м, кадастровый номер 67:27:000 00 00:0159, расположенный в поселке Подснежники.
Не согласившись с указанным постановлением, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со ст. 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Как следует из материалов дела (паспорт земельного участка на л.д. 80) собственность на спорный земельный участок не разграничена.
Согласно п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно статье 41 Устава г. Смоленска к компетенции Администрации города Смоленска относится владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным Смоленским городским Советом.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 29.03.2007 N 1115-адм "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники" Администрации г. Смоленска в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, площадью 702724 кв. м, кадастровый номер 67:27:000 00 00:0159, расположенный в поселке Подснежники для градостроительного развития территории города.
В соответствии с Кодексом земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены для следующих целей:
1) незастроенные земельные участки - для строительства (ст. 30 Кодекса) и для целей не связанных со строительством (ст. 34 Кодекса);
2) земельные участки в существующей застройке - для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (ст. 30 Кодекса) и под зданиями, строениями, сооружениями (ст. 36 Кодекса).
Как усматривается из текста оспариваемого постановления, спорный земельный участок предоставлен для градостроительного развитие территории города.
Кодекс не содержит такого самостоятельного основания для предоставления земельного участка как градостроительное развития территории города.
По смыслу положений ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации целью градостроительного развития территорий является их застройка.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Смоленска, утвержденными решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 N 490 (далее - Правила), земельный участок, расположенный в поселке Подснежники, находится в зоне СХ1 - земли сельскохозяйственного использования, где условно разрешенным видом использования является строительство отдельных жилых домов, и в зоне Ж1 - усадебная жилая застройка и застройка блокированными домами с приквартирными участками, где основными разрешенными видами использования являются строительство 1-2 квартирных жилых домов усадебного типа и строительство блокированных многоквартирных жилых домов этажностью не выше 3-х этажей.
Исходя из вышеизложенного следует, что спорный земельный мог быть предоставлен для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию:
- с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, установленном п. 5 ст. 30 Кодекса;
- без предварительного согласования места размещения объекта при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Поскольку градостроительная документация по застройке спорного земельного участка отсутствует, он не мог быть предоставлен без предварительного согласования места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен п. 5 ст. 30 Кодекса и представляет собой последовательность определенных обязательных действий, таких как выбор земельного участка, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка.
Вместе с тем требования п. 5 ст. 30 Кодекса Администрацией не выполнены (выбор земельного участка актом не оформлялся, работы по формированию проекта границ земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора не проводились, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось), что ею не оспаривается.
Из вышеизложенного усматривается, что постановление от 29.03.2007 N 1115-адм "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники" принято с нарушением ст. 30 Кодекса.
Довод жалобы о том, что Администрацией соблюден порядок предоставления земельного участка в соответствии со ст. 19, 29 Кодекса, ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 41 Устава г. Смоленска судом апелляционной инстанции отклоняется.
Указанные положения нормативных правовых актов не регулируют порядок предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование и для целей строительства. Так, в ст. 29 Кодекса, ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 41 Устава г. Смоленска органы местного самоуправления определены как органы, уполномоченные на распоряжение земельными участками в пределах своей компетенции. Ст. 19 Кодекса содержит общие положения о муниципальной собственности на землю.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемым оспариваемое постановление нарушает права Департамента в сфере экономической деятельности. При этом наряду с обстоятельствами, изложенными в решении суда первой инстанции, принимает во внимание следующее.
Согласно ст. 1 Закона Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", вступившего в силу 1 апреля 2007 года, опубликованного в "Смоленской газете" 16.02.2007 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.
В соответствии с указанной нормой принято Постановление Администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92 "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", п. 1 которого Департамент определен в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске. Указанное постановление вступило в силу 1 апреля 2007 года.
Вместе с тем, названное постановление принято 19 марта 2007 года, опубликовано в "Смоленской газете" 23.03.2007.
Таким образом, на момент издания оспариваемого постановления (29.03.2007), Администрации было известно о вышеназванных нормативных правовых актах, что свидетельствует о том, что издание постановления от 29.03.2007 N 1115-адм преследовало цель сохранения за Администрацией права распоряжения спорным земельным участком после 01.04.2007 г., что само по себе свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Департамента, в полномочия которого входит распоряжение спорным земельным участком.
Доводы апелляционной жалобы о том, что права Департамента не нарушены, по названным основаниям во внимание не принимаются.
Учитывая изложенное, постановление Администрации от 29.03.2007 N 1115-адм "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники" правомерно признано судом первой инстанции недействительным как противоречащее закону (ст. 30 Кодекса) и нарушающее права Департамента в экономической сфере.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 3 сентября 2007 г. по делу N А62-2641/07 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2007 ПО ДЕЛУ N А62-2641/07
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2007 г. по делу N А62-2641/07
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Тимашковой Е.Н., Стахановой В.Н.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Смоленска
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 03.09.2007 г. по делу N А62-2641/07 (судья В.В. Яковенкова)
по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Смоленской области
к Администрации г. Смоленска
3-е лицо: УФРС России по Смоленской области
о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления
при участии:
от Департамента земельных и имущественных отношений Смоленской области: Кощеев А.А. по доверенности, Сиротин А.И. руководитель департамента,
от Администрации г. Смоленска: Петросян Н.А. по доверенности,
от УФРС России по Смоленской области: не явился, извещен надлежаще
установил:
Судебное заседание продолжено после перерыва, объявленного 20 ноября 2007 года.
Департамент земельных и имущественных отношений Смоленской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации г. Смоленска о признании недействительным постановления от 29.03.2007 N 1115-адм "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.09.2007 года требования удовлетворены.
Администрация обжаловала решение суда в апелляционном порядке, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Департамент возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 29.03.2007 Администрацией издано постановление N 1115-адм "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники", согласно которому Администрации в постоянное (бессрочное) пользование для градостроительного развития территории города предоставлен земельный участок, площадью 702724 кв. м, кадастровый номер 67:27:000 00 00:0159, расположенный в поселке Подснежники.
Не согласившись с указанным постановлением, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со ст. 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Как следует из материалов дела (паспорт земельного участка на л.д. 80) собственность на спорный земельный участок не разграничена.
Согласно п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно статье 41 Устава г. Смоленска к компетенции Администрации города Смоленска относится владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным Смоленским городским Советом.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 29.03.2007 N 1115-адм "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники" Администрации г. Смоленска в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, площадью 702724 кв. м, кадастровый номер 67:27:000 00 00:0159, расположенный в поселке Подснежники для градостроительного развития территории города.
В соответствии с Кодексом земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены для следующих целей:
1) незастроенные земельные участки - для строительства (ст. 30 Кодекса) и для целей не связанных со строительством (ст. 34 Кодекса);
2) земельные участки в существующей застройке - для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (ст. 30 Кодекса) и под зданиями, строениями, сооружениями (ст. 36 Кодекса).
Как усматривается из текста оспариваемого постановления, спорный земельный участок предоставлен для градостроительного развитие территории города.
Кодекс не содержит такого самостоятельного основания для предоставления земельного участка как градостроительное развития территории города.
По смыслу положений ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации целью градостроительного развития территорий является их застройка.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Смоленска, утвержденными решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 N 490 (далее - Правила), земельный участок, расположенный в поселке Подснежники, находится в зоне СХ1 - земли сельскохозяйственного использования, где условно разрешенным видом использования является строительство отдельных жилых домов, и в зоне Ж1 - усадебная жилая застройка и застройка блокированными домами с приквартирными участками, где основными разрешенными видами использования являются строительство 1-2 квартирных жилых домов усадебного типа и строительство блокированных многоквартирных жилых домов этажностью не выше 3-х этажей.
Исходя из вышеизложенного следует, что спорный земельный мог быть предоставлен для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию:
- с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, установленном п. 5 ст. 30 Кодекса;
- без предварительного согласования места размещения объекта при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Поскольку градостроительная документация по застройке спорного земельного участка отсутствует, он не мог быть предоставлен без предварительного согласования места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен п. 5 ст. 30 Кодекса и представляет собой последовательность определенных обязательных действий, таких как выбор земельного участка, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка.
Вместе с тем требования п. 5 ст. 30 Кодекса Администрацией не выполнены (выбор земельного участка актом не оформлялся, работы по формированию проекта границ земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора не проводились, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось), что ею не оспаривается.
Из вышеизложенного усматривается, что постановление от 29.03.2007 N 1115-адм "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники" принято с нарушением ст. 30 Кодекса.
Довод жалобы о том, что Администрацией соблюден порядок предоставления земельного участка в соответствии со ст. 19, 29 Кодекса, ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 41 Устава г. Смоленска судом апелляционной инстанции отклоняется.
Указанные положения нормативных правовых актов не регулируют порядок предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование и для целей строительства. Так, в ст. 29 Кодекса, ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 41 Устава г. Смоленска органы местного самоуправления определены как органы, уполномоченные на распоряжение земельными участками в пределах своей компетенции. Ст. 19 Кодекса содержит общие положения о муниципальной собственности на землю.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемым оспариваемое постановление нарушает права Департамента в сфере экономической деятельности. При этом наряду с обстоятельствами, изложенными в решении суда первой инстанции, принимает во внимание следующее.
Согласно ст. 1 Закона Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", вступившего в силу 1 апреля 2007 года, опубликованного в "Смоленской газете" 16.02.2007 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.
В соответствии с указанной нормой принято Постановление Администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92 "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", п. 1 которого Департамент определен в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске. Указанное постановление вступило в силу 1 апреля 2007 года.
Вместе с тем, названное постановление принято 19 марта 2007 года, опубликовано в "Смоленской газете" 23.03.2007.
Таким образом, на момент издания оспариваемого постановления (29.03.2007), Администрации было известно о вышеназванных нормативных правовых актах, что свидетельствует о том, что издание постановления от 29.03.2007 N 1115-адм преследовало цель сохранения за Администрацией права распоряжения спорным земельным участком после 01.04.2007 г., что само по себе свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Департамента, в полномочия которого входит распоряжение спорным земельным участком.
Доводы апелляционной жалобы о том, что права Департамента не нарушены, по названным основаниям во внимание не принимаются.
Учитывая изложенное, постановление Администрации от 29.03.2007 N 1115-адм "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники" правомерно признано судом первой инстанции недействительным как противоречащее закону (ст. 30 Кодекса) и нарушающее права Департамента в экономической сфере.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 3 сентября 2007 г. по делу N А62-2641/07 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)