Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.11.2013 N 14-АПГ13-9

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. N 14-АПГ13-9


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО "Грибановский сахарный завод" на решение Воронежского областного суда от 22 июля 2013 года, которым признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25 января 2013 года N 79 "О внесении изменений в приказ от 16 сентября 2011 года N 1646 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Терновского муниципального района Воронежской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя ООО "Грибановский сахарный завод" Ерохина Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит изменению, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:

приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25 января 2013 года N 79 внесены изменения в приложение к приказу от 16 сентября 2011 года N 1646 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Терновского муниципального района Воронежской области", в частности подпункт 1.6.1 подраздела 1 "Земли населенных пунктов" и пункты 3.1, 3.7 подраздела 3 "Земли сельскохозяйственного назначения" изложены в новой редакции согласно приложению, предусматривающей увеличение арендных ставок (пункт 1.1 приказа от 25 января 2013 года N 79).
Пунктом 2 приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25 января 2013 года N 79 действие подпункта 1.6.1, пунктов 3.1 и 3.7 распространено с 1 января 2012 года.
ООО "Грибановский сахарный завод", являющийся арендатором земельных участков, расположенных на территории сельских поселений "Новокирсановское" и "Алешковское" Терновского муниципального района Воронежской области, на основании договоров аренды, заключенных с администрацией Терновского муниципального района Воронежской области, обратился в Воронежский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25 января 2013 года N 79 "О внесении изменений в приказ от 16 сентября 2011 года N 1646 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Терновского муниципального района Воронежской области".
Заявитель полагал, что оспариваемая норма возлагает на него как арендатора дополнительные обязанности по уплате арендной платы в 2013 году за 2012 год, что противоречит абзацу 1 пункта 3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункту 2 статьи 3 закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", пункту 1.2 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 8 мая 2009 года N 365.
По его мнению, оспариваемая норма противоречит также статьям 4, 614 Гражданского кодекса РФ, принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, закрепленному в абзаце 3 Основных принципов определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582, пункту 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных тем же Постановлением Правительства РФ.
Заявитель просил признать оспариваемую норму недействующей со дня принятия приказа.
Решением Воронежского областного суда от 22 июля 2013 года пункт 2 приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25 января 2013 года N 79 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ООО "Грибановский сахарный завод" ставится вопрос об отмене решения Воронежского областного суда и принятии по делу нового решения о признании оспариваемого пункта приказа недействующим со дня его принятия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим изменению.
Разрешая заявление, суд пришел к правильному выводу о том, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, в данном случае департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, являющийся уполномоченным органом государственной власти в сфере земельных отношений, вправе определять, в том числе изменять, размеры арендных ставок за пользование земельными участками, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Вывод суда соответствует требованиям закона, в частности, пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, предусматривающей, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, согласно которому порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реализуя указанное полномочие, администрация Воронежской области приняла постановление от 25 апреля 2008 года N 349, которым утвердила Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно названному Положению при расчете годового размера арендной платы используется в числе прочих показателей арендная ставка, установленная в процентах от кадастровой стоимости в зависимости от разрешенного (функционального) использования (пункт 2.5), которая определяется департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области с учетом предложений органов местного самоуправления (пункт 2.7).
Правильным является и вывод суда о противоречии пункта 2 приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25 января 2013 года N 79, распространившего увеличенные арендные ставки за пользование земельными участками на период с 1 января 2012 года, принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582.
Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы заключается в определении в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления порядка расчета арендной платы и недопущении произвольного пересмотра размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Согласно пункту 2.10 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного администрацией Воронежской области от 25 апреля 2008 года N 349, размер ежегодной арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с решениями органов государственной власти Воронежской области, утверждающих результаты государственной кадастровой оценки земель различных категорий в Воронежской области, методику и показатели определения базового размера арендной платы по видам использования и категориям арендаторов, в случае перевода земельного участка из одной категории в другую и изменения вида разрешенного использования земельного участка.
По смыслу приведенной нормы изменение арендодателем размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия решения органа государственной власти Воронежской области, новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период.
Придание нормативному правовому акту обратной силы, как правильно указал суд, влечет образование у арендаторов, в данном случае у ООО "Грибановский сахарный завод", задолженности по арендной плате за 2012 год и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы и пени в 2013 году.
Таким образом, решение суда в части признания недействующим пункта 2 приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25 января 2013 года N 79 является законным и обоснованным. В этой части решение суда не обжалуется.
Что касается вывода суда о признании пункта 2 приказа недействующим с момента вступления решения в законную силу, то Судебная коллегия находит его неверным.
Обосновывая свой вывод, суд сослался на часть 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой нормативный правовой акт (или его часть), противоречащий федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, и пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", содержащий аналогичное положение, а также разъясняющий, что суд может признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если до вынесения решения суда нормативный правовой акт применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций.
Признавая пункт 2 приказа недействующим с момента вступления в силу решения суда, суд исходил из того, что он применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда сделан без учета того обстоятельства, что на основании нормы, признанной противоречащей федеральному законодательству, на граждан и юридических лиц, в том числе на заявителя, возложена обязанность по уплате арендной платы в повышенном размере и пени, что подтверждается материалами дела.
Так, 15 февраля 2013 года ООО "Грибановский сахарный завод" получено уведомление администрации Терновского муниципального района Воронежской области об увеличении в связи с принятием приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25 января 2013 года N 79 размера арендной платы на 2012 год и необходимости погашения задолженности в 15-дневный срок с момента получения уведомления.
23 мая 2013 года в адрес заявителя была направлена претензия, содержащая требование об уплате задолженности по арендным платежам и пени. Требования претензии были выполнены ООО "Грибановский сахарный завод" в добровольном порядке 31 мая 2013 года.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства, признаются судом недействующими только с момента вступления решения в законную силу.
Поскольку приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25 января 2013 года N 79 принят по вопросу, относящемуся к ведению субъекта Российской Федерации, на его основании на граждан и юридических лиц незаконно возложена обязанность по уплате дополнительных арендных платежей, Судебная коллегия считает необходимым признать пункт 2 названного приказа недействующим с момента принятия.
Таким образом, постановленное судом решение подлежит изменению путем указания, что оспариваемая норма пункта 2 приказа признается недействующей со дня принятия приказа.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:

решение Воронежского областного суда от 22 июля 2013 года изменить, признав пункт 2 приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 25 января 2013 года N 79 "О внесении изменений в приказ от 16 сентября 2011 года N 1646 "Об установлении арендных ставок за пользование земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Терновского муниципального района Воронежской области" недействующим со дня принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)