Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.05.2013 ПО ДЕЛУ N А55-12913/2012

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. по делу N А55-12913/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.,
при участии представителей:
истца - закрытого акционерного общества "Сокское Карьероуправление" - Кондрашена В.В., доверенность от 11.01.2013,
ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области - Екатеринина И.И., доверенность от 01.04.2013,
третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Бобиковой М.В., доверенность от 16.04.2013, Филюк Т.В., доверенность от 22.10.2012,
в отсутствие:
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2012 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-12913/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Сокское Карьероуправление", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,

установил:

закрытое акционерное общество "Сокское Карьероуправление" (далее - заявитель, общество, ЗАО "СКУ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), заключающихся в отказе от 02.08.2012 N 12-2/0983/11-с в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, кадастровый номер 63:01:0301003:527, площадью 3 093 480 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка, и ненаправлении ЗАО "СКУ" проекта договора купли-продажи земельного участка; обязании Министерства имущественных отношений Самарской области устранить указанные нарушения, а именно:
- - в месячный срок с момента вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность за выкуп ЗАО "СКУ" земельного участка, кадастровый номер 63:01:0301003:527, площадью 3 093 480 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка;
- - в двухнедельный срок с момента принятия Министерством имущественных отношений Самарской области вышеуказанного решения подготовить и направить ЗАО "СКУ" проект договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 63:01:0301003:527, площадью 3 093 480 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка, с предложением о заключении данного договора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок площадью 289 га, расположенный в п. Красная Глинка, Красноглинского района г. Самары фактически занимаемый производственными площадями в был предоставлен товариществу с ограниченной ответственностью "Сокское карьероуправление" (далее - ТсОО "Сокское карьероуправление") на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления администрации г. Самары от 23.04.1993 N 647. Право бессрочного (постоянного) пользования землей подтверждено свидетельством от 30.06.1993 N 70129.
Постановлением администрации Красноглинского района г. Самары от 17.07.1998 N 847 ТсОО "Сокское карьероуправление" реорганизовано в закрытое акционерное общество "Сокское Карьероуправление", являющееся его полным правопреемником.
ЗАО "Сокское Карьероуправление" 15.12.2011 обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер 63:01:0301003:527, площадью 3 093 480 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка; предполагаемая цель использования земельного участка - под производственные постройки и территория, необходимая в производственных целях.
При этом к данному заявлению общество приложило заявление об отказе от права постоянного бессрочного пользования испрашиваемым земельным участком.
18.01.2012 Министерство направило письмо в адрес заявителя с просьбой предоставить план границ испрашиваемого земельного участка с каталогом координат (X, Y), согласованный с Департаментом в части существующих планировочных ограничений по использованию рассматриваемого земельного участка либо письмо Департамента с информацией об отнесении испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования, а также о наличии (либо отсутствии) обременений в части использования данного земельного участка.
02.02.2012 Министерство направило запрос в ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости в виде кадастровой выписки.
24.04.2012 Министерство направило запрос в Департамент с просьбой предоставить информацию об отнесении испрашиваемого земельного участка или его части (с указанием площади этой части) к территории общего пользования, а также о наличии (либо отсутствии) каких-либо ограничений в части использования данного земельного участка, приложив кадастровую выписку о земельном участке, и запрос в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с просьбой предоставить информацию о том, находится ли испрашиваемый земельный участок в водоохранной зоне, в береговой полосе водного объекта, а также относится ли земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам).
02.08.2012 Министерство отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность на основании пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и возвратило представленный пакет документов.
Полагая названные действия Министерства по отказу в предоставлении в собственность земельного участка незаконными и нарушающими его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно пункту 2 статьи 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Наличие у общества не прекращенного и не признанного недействительным права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также возложение на заявителя законом обязанности по переоформлению данного права, следует рассматривать как подтверждение права на выкуп земельного участка.
Указание в пункте 2 статьи 3 Вводного закона на возможность изменения титулов прав на землю путем приобретения юридическими лицами земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, в собственность или использования его на правах арендатора корреспондирует с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а, значит, право выбора принадлежит собственнику недвижимого имущества на земельном участке.
Единственным доказательством существования у лица права собственности на объект недвижимости является государственная регистрация этого права (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Заявитель является собственником объектов недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Недвижимое имущество заявителя располагается на сформированном и поставленном на кадастровый учет земельном участке площадью 3 093 480 +/- 616 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0301003:527, по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 10.11.2011 N 63-00-102/11-299089. Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 18.12.2005 и относится весь к землям населенных пунктов.
В графе 9 кадастрового паспорта указано разрешенное использование - производственные постройки.
При этом в графе 15 кадастрового паспорта правообладателем указано ТсОО "Сокское карьероуправление", вид права - постоянное бессрочное пользование на основании свидетельства о праве собственности на землю в постоянное пользование от 30.06.1993 N 70129.
Основания государственной регистрации права собственности заявителя на объекты недвижимого имущества, а также право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, в установленном порядке не оспорены, недействительными не признаны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" исключительный характер на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Таким образом, установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, обладает исключительным правом на приватизацию данного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" предусмотрено, что с 01.07.2006 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что объекты недвижимости, находящиеся в собственности общества, и прилегающая к ним территория, составляют единый, неотъемлемый технологический комплекс; размер земельного участка непосредственно связан с конкретным видом деятельности и функциональным назначением объектов; общество имеет право на получение испрашиваемого земельного участка в собственность как в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, так и в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, как собственник объектов недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке, соответственно, у Министерства не имелось оснований для непринятия в установленный законом срок положительного решения о приватизации земельного участка и ненаправления Обществу проекта договора купли-продажи.
Данные обстоятельства проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу N А55-12913/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)