Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Матусяк Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Цыганковой В.А.
судей Осининой Н.А. и Пошурковой Е.В.
при секретаре Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> апелляционную жалобу Н.О. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу N <...> по заявлению Н.О. об оспаривании отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в предоставлении земельного участка, бездействия правительства Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А., объяснения Н.О. представителя Администрации <...> района - С.А., представителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга - М.О.
- судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Н.О. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что ответом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга ей отказано в предоставлении земельного участка, входящего в адресную программу предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, бесплатно в собственность для индивидуального жилищного или дачного строительства по адресу: <адрес>), площадью <...> кв. м, кадастровый номер <...>. Считает такой отказ незаконным, так как она 4 года и 7 месяцев стояла на учете по предоставлению земельного участка, как многодетная семья, полагает, что у Правительства города было достаточно времени для обеспечения ее семьи земельным участком, отказом Комитета нарушены ее права, просит признать отказ Комитета в предоставлении ей земельного участка незаконным, признать бездействие Правительства по предоставлению ей, как многодетной, земельного участка, обязать Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по земельным ресурсам предоставить ей земельный участок по адресу: <адрес> или другой участок бесплатно в собственность под индивидуальное жилищное или дачное строительство.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявления Н.О. отказано.
В апелляционной жалобе Н.О. просит отменить указанное решение, вынести новое об удовлетворении ее заявления.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Н.О. является матерью Н.Т., <...> года рождения, Н.И., <...> года рождения, Н.Б., <...> г. рождения, Н.С., <...> г. рождения, Н.К., <...> г. рождения.
<дата> Н.О. обратилась с заявлением к председателю Комитета по земельным ресурсам и землеустройству с просьбой предоставить ей, многодетной матери, земельный участок, расположенный в <адрес>, в случае, если этот участок занят, то просит предоставить другой, встала на очередь в <...> районе в январе <...> года, очередь N <...>.
<дата> Комитет отказал Н.О. в предоставлении участка.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и порядке, установленных законами субъектов РФ.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 06.12.2011 года N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей" граждане РФ, имеющие трех и более детей обладают правом на приобретение бесплатно в собственность для индивидуального жилищного или дачного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению которыми переданы Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга, в случаях и порядке, установленных названным Законом Санкт-Петербурга.
Земельные участки предоставляются гражданам в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 710-136 в случае, если граждане имеют трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними и являющихся членами семьи указанных граждан.
Порядок подачи гражданами заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, Порядок ведения учета граждан, имеющих трех и более детей, в качестве нуждающихся в земельных участках для дачного строительства, утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 года N 1669 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей".
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга Комитет осуществляет формирование адресной программы предоставления участков, ежегодно утверждает Адресную программу, обеспечивает формирование земельных участков, принимает решение об образовании земельных участков, принимает решение о предоставлении гражданам земельных участков, включенных в Адресную программу, заключает договоры о бесплатной передаче земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства в собственность граждан, подает в установленном порядке документы для осуществления государственной регистрации перехода прав на участки.
Администрации районов Санкт-Петербурга: принимают заявления граждан, принимают решение о постановке на учет, отказе в постановке на учет, а также снятии с учета.
Заявления о предоставлении участка подают в администрацию района по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий. На основании заявления о предоставлении участка для дачного строительства по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, Администрация района осуществляет учет граждан по месту жительства гражданина.
При этом граждане, состоявшие в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.09.2007 года "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге" на учете многодетных семей в целях оказания им содействия в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества, признаются нуждающимися в земельных участках для дачного строительства без предоставления дополнительных документов, исходя из даты принятия указанных граждан на учет.
Ежегодно до 1 февраля текущего года администрации районов направляют в Жилищный комитет и Комитет по социальной политике информацию о гражданах, которые подали заявления о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, и гражданах, которые нуждаются в получении земельных участков для дач, соответственно. Названные выше Комитеты формируют единые по Санкт-Петербургу списки, содержащие сведения об очередности принятия от граждан заявлений на получение земельных участков, и ежегодно до 1 марта предоставляют данные списки в Комитет.
Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 года N 1669, после поступления из Комитета по социальной политике сведений об учете нуждающихся в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, Комитет в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет нуждающихся в предоставлении земельных участков для дачного строительства, или подачи заявлений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, направляет гражданам уведомления о необходимости явиться в Комитет для выбора земельного участка для индивидуального жилищного или дачного строительства.
При явке гражданина Комитет выдает уведомление о предварительном выборе земельного участка, на осмотр которого гражданин изъявил желание, из земельных участков, включенных в Адресную программу. В течение семи дней гражданин должен подать либо заявление о предоставлении либо об отказе от предоставления участка.
Согласно сведениям, полученным из Жилищного комитета, по состоянию на <дата> Н.О. не была включена в перечень граждан, подавших заявление о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, следовательно, отсутствуют основания для выбора ею в 2012 году земельного участка.
По сведениям Комитета по социальной политике, по состоянию на <дата> Н.О. являлась 964 в очереди на получение земельного участка для дачного строительства
Земельный участок, на который претендует Н.О. не может быть предоставлен для целей дачного строительства, так как этот участок сформирован для индивидуальной жилой застройки и может быть предоставлен лицам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.
В <...> <...> года младшему ребенку Н.О. исполнилось 18 лет, то есть на момент обращения Н.О. в Комитет по земельным ресурсам (<дата>) все ее дети достигли совершеннолетия.
Оценив представленные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу, что на момент обращения Н.О. с заявлением, прав на выбранный ею участок у нее не возникло, действия заинтересованных лиц не могут быть расценены, как бездействие, так как Н.О. в <...> года Комитетом социальной защиты населения выдавалось направление на осмотр земельного участка в садоводстве <...>, расположенного в <адрес>, от которого заявитель отказалась, оспариваемое письмо является ответом на обращение Н.О. и не является отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку такой отказ возможен только в рамках процедуры, установленной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...> после подачи гражданином заявления на предоставление в собственность земельного участка, указанного в уведомлении о предварительном выборе участка, по форме, утвержденной Комитетом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на иное толкование действующего законодательства и переоценку исследованных судом обстоятельств, правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Ходатайство Н.О. о принятии мер по обеспечению иска не подлежит удовлетворению, так как в силу ст. 139 ГПК РФ обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Исходя из предъявленных Н.О. требований, в которых заявитель просит обязать предоставить земельный участок, расположенный по адресу: Санкт<адрес>, площадью <...> кв. м или другой земельный участок размером от <...> до <...> кв. м, принимать обеспечительные меры в отношении именно участка <адрес> причин не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, жалобу Н.О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 13.12.2012 N 33-17386/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2012 г. N 33-17386/2012
Судья: Матусяк Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Цыганковой В.А.
судей Осининой Н.А. и Пошурковой Е.В.
при секретаре Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> апелляционную жалобу Н.О. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу N <...> по заявлению Н.О. об оспаривании отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в предоставлении земельного участка, бездействия правительства Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А., объяснения Н.О. представителя Администрации <...> района - С.А., представителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга - М.О.
- судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Н.О. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что ответом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга ей отказано в предоставлении земельного участка, входящего в адресную программу предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, бесплатно в собственность для индивидуального жилищного или дачного строительства по адресу: <адрес>), площадью <...> кв. м, кадастровый номер <...>. Считает такой отказ незаконным, так как она 4 года и 7 месяцев стояла на учете по предоставлению земельного участка, как многодетная семья, полагает, что у Правительства города было достаточно времени для обеспечения ее семьи земельным участком, отказом Комитета нарушены ее права, просит признать отказ Комитета в предоставлении ей земельного участка незаконным, признать бездействие Правительства по предоставлению ей, как многодетной, земельного участка, обязать Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по земельным ресурсам предоставить ей земельный участок по адресу: <адрес> или другой участок бесплатно в собственность под индивидуальное жилищное или дачное строительство.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявления Н.О. отказано.
В апелляционной жалобе Н.О. просит отменить указанное решение, вынести новое об удовлетворении ее заявления.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Н.О. является матерью Н.Т., <...> года рождения, Н.И., <...> года рождения, Н.Б., <...> г. рождения, Н.С., <...> г. рождения, Н.К., <...> г. рождения.
<дата> Н.О. обратилась с заявлением к председателю Комитета по земельным ресурсам и землеустройству с просьбой предоставить ей, многодетной матери, земельный участок, расположенный в <адрес>, в случае, если этот участок занят, то просит предоставить другой, встала на очередь в <...> районе в январе <...> года, очередь N <...>.
<дата> Комитет отказал Н.О. в предоставлении участка.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и порядке, установленных законами субъектов РФ.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 06.12.2011 года N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей" граждане РФ, имеющие трех и более детей обладают правом на приобретение бесплатно в собственность для индивидуального жилищного или дачного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению которыми переданы Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга, в случаях и порядке, установленных названным Законом Санкт-Петербурга.
Земельные участки предоставляются гражданам в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 710-136 в случае, если граждане имеют трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними и являющихся членами семьи указанных граждан.
Порядок подачи гражданами заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, Порядок ведения учета граждан, имеющих трех и более детей, в качестве нуждающихся в земельных участках для дачного строительства, утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 года N 1669 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей".
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга Комитет осуществляет формирование адресной программы предоставления участков, ежегодно утверждает Адресную программу, обеспечивает формирование земельных участков, принимает решение об образовании земельных участков, принимает решение о предоставлении гражданам земельных участков, включенных в Адресную программу, заключает договоры о бесплатной передаче земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства в собственность граждан, подает в установленном порядке документы для осуществления государственной регистрации перехода прав на участки.
Администрации районов Санкт-Петербурга: принимают заявления граждан, принимают решение о постановке на учет, отказе в постановке на учет, а также снятии с учета.
Заявления о предоставлении участка подают в администрацию района по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий. На основании заявления о предоставлении участка для дачного строительства по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, Администрация района осуществляет учет граждан по месту жительства гражданина.
При этом граждане, состоявшие в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.09.2007 года "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге" на учете многодетных семей в целях оказания им содействия в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества, признаются нуждающимися в земельных участках для дачного строительства без предоставления дополнительных документов, исходя из даты принятия указанных граждан на учет.
Ежегодно до 1 февраля текущего года администрации районов направляют в Жилищный комитет и Комитет по социальной политике информацию о гражданах, которые подали заявления о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, и гражданах, которые нуждаются в получении земельных участков для дач, соответственно. Названные выше Комитеты формируют единые по Санкт-Петербургу списки, содержащие сведения об очередности принятия от граждан заявлений на получение земельных участков, и ежегодно до 1 марта предоставляют данные списки в Комитет.
Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 года N 1669, после поступления из Комитета по социальной политике сведений об учете нуждающихся в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, Комитет в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет нуждающихся в предоставлении земельных участков для дачного строительства, или подачи заявлений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, направляет гражданам уведомления о необходимости явиться в Комитет для выбора земельного участка для индивидуального жилищного или дачного строительства.
При явке гражданина Комитет выдает уведомление о предварительном выборе земельного участка, на осмотр которого гражданин изъявил желание, из земельных участков, включенных в Адресную программу. В течение семи дней гражданин должен подать либо заявление о предоставлении либо об отказе от предоставления участка.
Согласно сведениям, полученным из Жилищного комитета, по состоянию на <дата> Н.О. не была включена в перечень граждан, подавших заявление о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, следовательно, отсутствуют основания для выбора ею в 2012 году земельного участка.
По сведениям Комитета по социальной политике, по состоянию на <дата> Н.О. являлась 964 в очереди на получение земельного участка для дачного строительства
Земельный участок, на который претендует Н.О. не может быть предоставлен для целей дачного строительства, так как этот участок сформирован для индивидуальной жилой застройки и может быть предоставлен лицам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.
В <...> <...> года младшему ребенку Н.О. исполнилось 18 лет, то есть на момент обращения Н.О. в Комитет по земельным ресурсам (<дата>) все ее дети достигли совершеннолетия.
Оценив представленные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу, что на момент обращения Н.О. с заявлением, прав на выбранный ею участок у нее не возникло, действия заинтересованных лиц не могут быть расценены, как бездействие, так как Н.О. в <...> года Комитетом социальной защиты населения выдавалось направление на осмотр земельного участка в садоводстве <...>, расположенного в <адрес>, от которого заявитель отказалась, оспариваемое письмо является ответом на обращение Н.О. и не является отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку такой отказ возможен только в рамках процедуры, установленной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N <...> после подачи гражданином заявления на предоставление в собственность земельного участка, указанного в уведомлении о предварительном выборе участка, по форме, утвержденной Комитетом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на иное толкование действующего законодательства и переоценку исследованных судом обстоятельств, правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Ходатайство Н.О. о принятии мер по обеспечению иска не подлежит удовлетворению, так как в силу ст. 139 ГПК РФ обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Исходя из предъявленных Н.О. требований, в которых заявитель просит обязать предоставить земельный участок, расположенный по адресу: Санкт<адрес>, площадью <...> кв. м или другой земельный участок размером от <...> до <...> кв. м, принимать обеспечительные меры в отношении именно участка <адрес> причин не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, жалобу Н.О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)