Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N А41-41719/12

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N А41-41719/12


Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М": Абдрашитов Т.Б., по доверенности от 04.12.2012 N 14/12; от Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Ермоленко С.В., по доверенности от 08.06.2012 N 34-д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 января 2013 года по делу N А41-41719/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аконит-М" к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,

установил:

- Общество с ограниченной ответственностью "Аконит-М" (далее - заявитель, ООО "Аконит-М", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями о: - признании незаконным бездействие Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выразившееся в неудовлетворении заявления о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка, подготовке проекта договора долгосрочной аренды земельного участка и направлении проекта договора долгосрочной аренды земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210, кадастровый номер 50:05:0110210:36 заявителю; - обязании Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, в месячный срок принять решение о предоставлении в аренду сроком на 15 (пятнадцать) лет земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210, кадастровый номер 50:05:0110210:36;
- - обязании Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, в месячный срок подготовить проект договора аренды сроком на 15 лет, отвечающего требованиям Земельного кодекса РФ и ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в части переоформления права постоянного бессрочного пользования, земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210, кадастровый номер 50:05:0110210:36.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 января 2013 года требования ООО "Аконит-М" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
Заявитель представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменение, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В своей апелляционной жалобе Администрация указывает, что заявителем пропущен установленный статьей 198 АПК РФ трехмесячный срок на обжалование отказа. Апелляционный суд отклоняет данный довод апелляционной жалобы ввиду следующего.
В силу положений ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Конституционный суд РФ в Определении от 18.11.2004 г. N 367-О указал, что несоблюдение срока установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Представитель заявителя в судебном заседании суда первой инстанции в порядке статьи 117 АПК РФ ходатайствовал о восстановления процессуального срока подачи заявления.
Арбитражный суд Московской области, посчитав причины пропуска срока уважительными протокольным определением от 12.12.2012 удовлетворил ходатайство заявителя и восстановил процессуальный срок подачи заявления.
В апелляционной жалобе Администрацией не приведено обоснованных доводов неправомерности восстановления судом первой инстанции срока на подачу заявления.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Краснозаводска N 139/2 от 19.05.1997 (л.д. 7) представлено ООО "Аконит-М" в бессрочное постоянное пользование земельный участок для жилой застройки средней этажности, площадью 8 га, расположенного в районе ул. Театральная.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.12.2009 N 50-НД N 416966 (л.д. 8) у ООО "Аконит-М" на праве постоянного (бессрочного) пользования находится земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110210:36, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилой застройки средней этажности, общая площадь 80 000 кв. м адрес объекта: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозавадск, г. Краснозаводск, в р-не ул. Театральная, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:05:0110210. Данное обстоятельство так же подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.11.2012 N 98/001/2012-82047.
На указанном земельном участке находится объект незавершенный строительством, площадь застройки 11,6 кв. м, степень готовности 4% инв. N 261:075-15051, лит. Б, находящийся в собственности ООО "Аконит-М", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.12.2011 50-АВ N 431740 (л.д. 9). Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.11.2012 N 98/001/2012-82039.
16 января 2012 года Общество обратилось в Администрацию с заявлением (л.д. 10) о принятии решения о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право долгосрочной аренды, заключении договора аренды земельного участка сроком на 15 лет, предоставив пакет документов, в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
На основании заявления Общества, 20 марта 2012 года было проведено заседание Комиссии по градостроительству и земельным отношениям Сергиево-Посадского муниципального района по вопросу переоформления принадлежащего Обществу указанного земельного участка на право долгосрочной аренды.
Решением комиссии (выписка из протокола N 201 от 20.03.2012) вопрос был оставлен Администрацией без рассмотрения.
12 мая 2012 года Общество обратилось в Администрацию с заявлением-претензией об исполнении требований ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
14 июня 2012 года Общество получило письмо N 3-1978 от 13.06.2012, в котором Администрация просила заявителя представить документы, а именно проект планировки территории и проект межевания обосновывающий размещение нежилого здания площадью застройки 11,6 кв. м, а также территорию для его обслуживания.
Посчитав, что данное бездействие является незаконным и подлежит признанию незаконным заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", право постоянного бессрочного пользования на землю подлежит переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 21 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.
В силу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с п. 10 ст. 7 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" N 23-96/ОЗ, решение о предоставлении земельных участков в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование принимается в срок, установленный законодательством Российской Федерации.
На основании Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 24.03.2005 N 11, рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
При разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных Перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
К заявлению о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110210:36 (л.д. 10) заявитель приложил все необходимые документы, в точном соответствии с Перечнем документов, указанном в приложении к Приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", вопросы деятельности отраслевых (специальных) комиссий регулируются Уставом муниципального образования, Регламентом и иными внутренними нормативными и ненормативными актами. Количество функционирующих комиссий может быть неограниченным, однако, при этом органы местного самоуправления обязаны соблюдать предусмотренные федеральным и региональным законодательством сроки.
Стороны согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
В соответствии с пунктом 21 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.
Как следует из материалов дела, право заявителя на объект незавершенного строительства зарегистрировано 16.12.2011 (свидетельство о государственной регистрации права, л.д. 9).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В соответствии со с п. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 24 января 2013 года по делу N А41-41719/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района М.О. - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)