Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Кебедова Д.М. по доверенности от 17 июля 2013 года
рассмотрев 01 августа 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Комитета по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области
на решение от 13 декабря 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.
на постановление от 04 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Захаровым С.Л., Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.
по делу N А40-113447/12-145-393
по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
об оспаривании решения и предписания
третьи лица Погорельская Н.Е., Бибик И.А., Аввакумов А.П., Голяк В.И., Голяк О.М., Епифанов А.А., Бауэр Л.М.
установил:
Комитет по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС) о признании незаконными решения от 26 июня 2012 года N 04/СЕ/5377 и предписания от 26 июня 2012 года N 04/СЕ/5378.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Погорельская Н.Е., Бибик И.А., Аввакумов А.П., Голяк В.И., Голяк О.М., Епифанов А.А., Бауэр Л.М.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2013 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Московского областного УФАС возражал против удовлетворения доводов и требований кассационной жалобы.
Представитель Комитета и Погорельская Н.Е., Бибик И.А., Аввакумов А.П., Голяк В.И., Голяк О.М., Епифанов А.А., Бауэр Л.М., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что в Московское областное УФАС поступила коллективная жалоба граждан на действия (бездействия) организатора торгов - Комитета при организации и проведении торгов - конкурса по продаже земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030632:112, 50:27:0020228:88, 50:27:0020209:52, 50:27:0020209:53, 50:27:0020209:51, 50:27:0020209:54, 50:27:0000000:636, 50:27:0030417:260, 50:27:0030417:282, 50:27:0030417:268; 50:27:0030317:261; 50:27:0030635:279; 50:27:0030635:273; 50:27:0020211:254; 50:27:0000000:131; 50:27:0020303:134; 50:27:0020411:296; 50:27:0020411:291; 50:27:0000000:688; 50:27:0000000:552; 50:27:0000000:551; 50:27:0030602:253; 50:27:0000000:444; 50:27:0030138:202; 50:27:0020111:183; 50:27:0040101:181; 50:27:0000000:675; 50:27:0040218:188 для личного подсобного хозяйства и аукциона по продаже земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020424:201, 50:27:0020111:183, для индивидуального жилищного строительства.
26 июня 2012 года Комиссией Московского областного УФАС вынесено решение N 04/СЕ/5377 по жалобе на нарушение при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договора и выдано предписание N 04/СЕ/5378.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Правилами об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 (далее - Правила) предусмотрен порядок проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе и перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию о предстоящих торгах.
Пунктом 8 Правил установлены требования к объему информации и сведений, обязательных для указания в извещении о проведении торгов.
Так, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения: форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы; срок принятия решения об отказе в проведении торгов; предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные; наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; наименование организатора торгов; начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; условия конкурса; место, дата, время и порядок определения участников торгов; место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов; срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Рассматривая данное дело, суды правильно поддержали выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении, о том, что в информационном извещении о проведении конкурса отсутствует следующая обязательная для опубликования информация, предусмотренная пунктом 8 Правил, а именно срок принятия решения об отказе в проведении торгов; форма заявки об участии в торгах; условия конкурса. Имеющиеся в извещении о проведении конкурса условия участия в инвестиционной программе не устанавливают условий (обязанностей) по использованию земельного участка и не могут рассматриваться как условия конкурса; порядок определения участников торгов; порядок определения победителей торгов; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности.
При этом, имеющиеся в извещении о проведении конкурса указание на необходимость согласования даты, времени и порядка с главами муниципальных образований, в пределах которых расположены земельные участки, не отвечает требованиям закона; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Что касается аукциона, то суды также правомерно, как и антимонопольный орган, исходили из того, что в соответствии с пунктом 5 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 38.1 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 года N 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов" таким сайтом определен torgi.gov.ru.
Между тем, информация о проведении аукциона на сайте torgi.gov.ru. не размещалась.
Пунктом 10 статьи 38.1 ЗК РФ установлены требования к объему информации и сведений, обязательных для указания в информационном извещении о проведении аукциона.
Однако в информационном извещении о проведении аукциона отсутствует обязательная для опубликования информация о форме заявки на участие в аукционе и о существенных условиях договора.
Пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ установлен перечень документов, обязательных к предоставлению в составе заявки на участие в аукционе, который является исчерпывающим.
При этом, в извещении о проведении аукциона содержатся требования к предоставлению следующих документов, не предусмотренных законом: копия свидетельства о регистрации или свидетельства на право ведения предпринимательской деятельности, заверенная нотариально; договор о задатке; балансовый отчет предприятия за последние 3 года, заверенные инспекцией Министерства по налогам и сборам; справка инспекции МНС, подтверждающую отсутствие у претендента задолженности по налогам и сборам; справка администрации сельского поселения, в котором находится конкретный земельный участок, подтверждающую, что осмотр земельного участка произведен претендентом в присутствии специалиста сельского поселения.
Таким образом, установив данные обстоятельства, суды, вопреки доводам заявителя, обоснованно пришли к выводу о законности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2013 года по делу N А40-113447/12-145-393 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2013 ПО ДЕЛУ N А40-113447/12-145-393
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. по делу N А40-113447/12-145-393
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Кебедова Д.М. по доверенности от 17 июля 2013 года
рассмотрев 01 августа 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Комитета по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области
на решение от 13 декабря 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.
на постановление от 04 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Захаровым С.Л., Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.
по делу N А40-113447/12-145-393
по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
об оспаривании решения и предписания
третьи лица Погорельская Н.Е., Бибик И.А., Аввакумов А.П., Голяк В.И., Голяк О.М., Епифанов А.А., Бауэр Л.М.
установил:
Комитет по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС) о признании незаконными решения от 26 июня 2012 года N 04/СЕ/5377 и предписания от 26 июня 2012 года N 04/СЕ/5378.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Погорельская Н.Е., Бибик И.А., Аввакумов А.П., Голяк В.И., Голяк О.М., Епифанов А.А., Бауэр Л.М.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2013 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Московского областного УФАС возражал против удовлетворения доводов и требований кассационной жалобы.
Представитель Комитета и Погорельская Н.Е., Бибик И.А., Аввакумов А.П., Голяк В.И., Голяк О.М., Епифанов А.А., Бауэр Л.М., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что в Московское областное УФАС поступила коллективная жалоба граждан на действия (бездействия) организатора торгов - Комитета при организации и проведении торгов - конкурса по продаже земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030632:112, 50:27:0020228:88, 50:27:0020209:52, 50:27:0020209:53, 50:27:0020209:51, 50:27:0020209:54, 50:27:0000000:636, 50:27:0030417:260, 50:27:0030417:282, 50:27:0030417:268; 50:27:0030317:261; 50:27:0030635:279; 50:27:0030635:273; 50:27:0020211:254; 50:27:0000000:131; 50:27:0020303:134; 50:27:0020411:296; 50:27:0020411:291; 50:27:0000000:688; 50:27:0000000:552; 50:27:0000000:551; 50:27:0030602:253; 50:27:0000000:444; 50:27:0030138:202; 50:27:0020111:183; 50:27:0040101:181; 50:27:0000000:675; 50:27:0040218:188 для личного подсобного хозяйства и аукциона по продаже земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020424:201, 50:27:0020111:183, для индивидуального жилищного строительства.
26 июня 2012 года Комиссией Московского областного УФАС вынесено решение N 04/СЕ/5377 по жалобе на нарушение при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договора и выдано предписание N 04/СЕ/5378.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Правилами об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 (далее - Правила) предусмотрен порядок проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе и перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию о предстоящих торгах.
Пунктом 8 Правил установлены требования к объему информации и сведений, обязательных для указания в извещении о проведении торгов.
Так, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения: форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы; срок принятия решения об отказе в проведении торгов; предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные; наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; наименование организатора торгов; начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; условия конкурса; место, дата, время и порядок определения участников торгов; место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов; срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Рассматривая данное дело, суды правильно поддержали выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении, о том, что в информационном извещении о проведении конкурса отсутствует следующая обязательная для опубликования информация, предусмотренная пунктом 8 Правил, а именно срок принятия решения об отказе в проведении торгов; форма заявки об участии в торгах; условия конкурса. Имеющиеся в извещении о проведении конкурса условия участия в инвестиционной программе не устанавливают условий (обязанностей) по использованию земельного участка и не могут рассматриваться как условия конкурса; порядок определения участников торгов; порядок определения победителей торгов; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности.
При этом, имеющиеся в извещении о проведении конкурса указание на необходимость согласования даты, времени и порядка с главами муниципальных образований, в пределах которых расположены земельные участки, не отвечает требованиям закона; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Что касается аукциона, то суды также правомерно, как и антимонопольный орган, исходили из того, что в соответствии с пунктом 5 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 38.1 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 года N 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов" таким сайтом определен torgi.gov.ru.
Между тем, информация о проведении аукциона на сайте torgi.gov.ru. не размещалась.
Пунктом 10 статьи 38.1 ЗК РФ установлены требования к объему информации и сведений, обязательных для указания в информационном извещении о проведении аукциона.
Однако в информационном извещении о проведении аукциона отсутствует обязательная для опубликования информация о форме заявки на участие в аукционе и о существенных условиях договора.
Пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ установлен перечень документов, обязательных к предоставлению в составе заявки на участие в аукционе, который является исчерпывающим.
При этом, в извещении о проведении аукциона содержатся требования к предоставлению следующих документов, не предусмотренных законом: копия свидетельства о регистрации или свидетельства на право ведения предпринимательской деятельности, заверенная нотариально; договор о задатке; балансовый отчет предприятия за последние 3 года, заверенные инспекцией Министерства по налогам и сборам; справка инспекции МНС, подтверждающую отсутствие у претендента задолженности по налогам и сборам; справка администрации сельского поселения, в котором находится конкретный земельный участок, подтверждающую, что осмотр земельного участка произведен претендентом в присутствии специалиста сельского поселения.
Таким образом, установив данные обстоятельства, суды, вопреки доводам заявителя, обоснованно пришли к выводу о законности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2013 года по делу N А40-113447/12-145-393 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)