Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
истца - Кадыровой Г.И., доверенность от 14.01.2013 N 4/13,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "АС Менеджмент"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан 29.10.2012 (судья Кашапов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-21876/2012
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "АС Менеджмент" (ИНН 7722557280, ОГРН 1057748379292), г. Казань, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об исправлении кадастровой ошибки путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:350201:418, общей площадью 16 115 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, участок в пос. Салмачи по состоянию на 01.01.2011, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 177 748 руб. 45 коп., на основании удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования: "земельного участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте", при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Кабинета Министров Республики Татарстан,
установил:
закрытое акционерное общество "УК "АС Менеджмент" (далее - ЗАО "УК "АС Менеджмент", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ФБУ "Кадастровая палата", ответчик) об исправлении кадастровой ошибки путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:350201:418, общей площадью 16 115 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, участок в пос. Салмачи по состоянию на 01.01.2011, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 177 748 руб. 45 коп., на основании удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования: "земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет министров Республики Татарстан, муниципальное образование г. Казань в лице Исполнительного комитета г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО "УК "АС Менеджмент" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:350201:418, общей площадью 16 115 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г Казань, участок в пос. Салмачи.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, на основании которого ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость определена в размере 66 182 693 руб. 50 коп., удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в размере 4106 руб. 90 коп., исходя из 13-го вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железнодорожных и автомобильных дорог, водных путей и т.д.". По состоянию на 01.07.2008 разрешенное использование земельного участка значилось в государственном кадастре недвижимости "для водохозяйственного использования".
Согласно материалам дела на данный момент в ГКН содержатся сведения о разрешенном использовании земельного участка: под объекты отдыха и туризма, зоопарки, зооуголки, сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 50 236 417,55 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 3 117 руб. 37 коп., что соответствует 8-му виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения).
Истец обратился в суд с заявлением об исправлении кадастровой ошибки путем применения к земельному участку удельного показателя кадастровой стоимости исходя из 12-го вида разрешенного использования "земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте".
Ответчик письмом от 16.02.2012 N 783-05 указал, что отнесение разрешенного использования было осуществлено органом кадастрового учета в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, которое указано в документе и на основании которого сведения о разрешенном использовании были внесены в ГКН.
Истец, полагая, что применение удельного показателя кадастровой стоимости, не соответствующего виду разрешенного использования земельного участка, влечет за собой неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка, обратился в суд с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 указанного Закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка);
- воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости).
Согласно пункту 5 рассматриваемой статьи орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Как следует из пунктов 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Системный анализ смысла и содержания приведенных норм права указывает на то, что возможность исправления кадастровой ошибки поставлена в зависимость либо от наличия документов, перечисленных в статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; либо от наличия документов, поступивших в орган кадастрового учета, в порядке информационного взаимодействия; либо от наличия вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки.
Соответственно, для установления наличия (отсутствия) кадастровой ошибки суду надлежит проверить достоверность сведений, на основании которых внесены данные о земельном участке в ГКН.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером 16:50:35020201:418, площадью 16 115 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, п. Салмачи, поставлен на государственный кадастровый учет 18.03.2005. В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок в орган кадастрового учета предоставлено распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.12.2004 N 1781-р, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка, площадью 16 115 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, п. Салмачи, - "для водохозяйственного использования" (насосная станция).
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 с 01.01.2011 вступили в законную силу и стали действовать новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Согласно Типовому перечню видов разрешенного использования, утвержденному Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Типовой перечень), земельный участок с кадастровым номером 16:50:350201:418 был отнесен к 13 виду разрешенного использования, который включает в себя, в том числе, "...земельные участки для размещения искусственно созданных внутренних водных путей, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;. земельные участки гидротехнических и иных сооружений...".
В результате кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:350201:418 была рассчитана, исходя из 13 вида разрешенного использования, и составляла 66 182 693,50 руб.
Согласно материалам дела на основании заявления ЗАО "УК "АС Менеджмент" об учете изменений от 21.03.2011, письма Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 15.03.2011 N 23-19-2052 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:50:350201:418, а именно: вид разрешенного использования "для водохозяйственного использования" изменен "под объекты отдыха, туризма, зоопарки, зооуголки", который является одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в зоне РЗ (зона рекреационно-ландшафтная). В связи с этим, земельный участок с кадастровым номером 16:50:350201:418 согласно Типовому перечню был отнесен к 8 виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
Таким образом, суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из отсутствия оснований для вывода о наличии кадастровой ошибки. Суды сделали обоснованный вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:350201:418 была рассчитана на основании представленных в орган кадастрового учета документов, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", уже исходя из 8 вида разрешенного использования, который в настоящее время составляет 50 236 417,55 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 3117,37 руб. за 1 кв. м.
Ссылка на правовую позицию, сформулированную Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении настоящего дела установлены иные фактические обстоятельства.
С учетом изложенного оснований для принятия доводов кассационной жалобы и отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан 29.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А65-21876/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.05.2013 ПО ДЕЛУ N А65-21876/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. по делу N А65-21876/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
истца - Кадыровой Г.И., доверенность от 14.01.2013 N 4/13,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "АС Менеджмент"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан 29.10.2012 (судья Кашапов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-21876/2012
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "АС Менеджмент" (ИНН 7722557280, ОГРН 1057748379292), г. Казань, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об исправлении кадастровой ошибки путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:350201:418, общей площадью 16 115 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, участок в пос. Салмачи по состоянию на 01.01.2011, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 177 748 руб. 45 коп., на основании удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования: "земельного участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте", при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Кабинета Министров Республики Татарстан,
установил:
закрытое акционерное общество "УК "АС Менеджмент" (далее - ЗАО "УК "АС Менеджмент", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ФБУ "Кадастровая палата", ответчик) об исправлении кадастровой ошибки путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:350201:418, общей площадью 16 115 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, участок в пос. Салмачи по состоянию на 01.01.2011, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 177 748 руб. 45 коп., на основании удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования: "земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет министров Республики Татарстан, муниципальное образование г. Казань в лице Исполнительного комитета г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО "УК "АС Менеджмент" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:350201:418, общей площадью 16 115 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г Казань, участок в пос. Салмачи.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, на основании которого ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость определена в размере 66 182 693 руб. 50 коп., удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в размере 4106 руб. 90 коп., исходя из 13-го вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железнодорожных и автомобильных дорог, водных путей и т.д.". По состоянию на 01.07.2008 разрешенное использование земельного участка значилось в государственном кадастре недвижимости "для водохозяйственного использования".
Согласно материалам дела на данный момент в ГКН содержатся сведения о разрешенном использовании земельного участка: под объекты отдыха и туризма, зоопарки, зооуголки, сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 50 236 417,55 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 3 117 руб. 37 коп., что соответствует 8-му виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения).
Истец обратился в суд с заявлением об исправлении кадастровой ошибки путем применения к земельному участку удельного показателя кадастровой стоимости исходя из 12-го вида разрешенного использования "земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте".
Ответчик письмом от 16.02.2012 N 783-05 указал, что отнесение разрешенного использования было осуществлено органом кадастрового учета в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, которое указано в документе и на основании которого сведения о разрешенном использовании были внесены в ГКН.
Истец, полагая, что применение удельного показателя кадастровой стоимости, не соответствующего виду разрешенного использования земельного участка, влечет за собой неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка, обратился в суд с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 указанного Закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка);
- воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости).
Согласно пункту 5 рассматриваемой статьи орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Как следует из пунктов 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Системный анализ смысла и содержания приведенных норм права указывает на то, что возможность исправления кадастровой ошибки поставлена в зависимость либо от наличия документов, перечисленных в статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; либо от наличия документов, поступивших в орган кадастрового учета, в порядке информационного взаимодействия; либо от наличия вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки.
Соответственно, для установления наличия (отсутствия) кадастровой ошибки суду надлежит проверить достоверность сведений, на основании которых внесены данные о земельном участке в ГКН.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером 16:50:35020201:418, площадью 16 115 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, п. Салмачи, поставлен на государственный кадастровый учет 18.03.2005. В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок в орган кадастрового учета предоставлено распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31.12.2004 N 1781-р, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка, площадью 16 115 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, п. Салмачи, - "для водохозяйственного использования" (насосная станция).
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 с 01.01.2011 вступили в законную силу и стали действовать новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Согласно Типовому перечню видов разрешенного использования, утвержденному Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Типовой перечень), земельный участок с кадастровым номером 16:50:350201:418 был отнесен к 13 виду разрешенного использования, который включает в себя, в том числе, "...земельные участки для размещения искусственно созданных внутренних водных путей, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;. земельные участки гидротехнических и иных сооружений...".
В результате кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:350201:418 была рассчитана, исходя из 13 вида разрешенного использования, и составляла 66 182 693,50 руб.
Согласно материалам дела на основании заявления ЗАО "УК "АС Менеджмент" об учете изменений от 21.03.2011, письма Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 15.03.2011 N 23-19-2052 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:50:350201:418, а именно: вид разрешенного использования "для водохозяйственного использования" изменен "под объекты отдыха, туризма, зоопарки, зооуголки", который является одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в зоне РЗ (зона рекреационно-ландшафтная). В связи с этим, земельный участок с кадастровым номером 16:50:350201:418 согласно Типовому перечню был отнесен к 8 виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
Таким образом, суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из отсутствия оснований для вывода о наличии кадастровой ошибки. Суды сделали обоснованный вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:350201:418 была рассчитана на основании представленных в орган кадастрового учета документов, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", уже исходя из 8 вида разрешенного использования, который в настоящее время составляет 50 236 417,55 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 3117,37 руб. за 1 кв. м.
Ссылка на правовую позицию, сформулированную Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении настоящего дела установлены иные фактические обстоятельства.
С учетом изложенного оснований для принятия доводов кассационной жалобы и отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан 29.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А65-21876/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)