Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2013 N 15АП-11409/2013 ПО ДЕЛУ N А32-32757/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. N 15АП-11409/2013

Дело N А32-32757/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сулименко О.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевым А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель по доверенности, Шевченко О.И., удостоверение N 019885.
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев вопрос о возобновлении производства по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.06.2013 по делу N А32-32757/2012, принятое судьей Тарасенко А.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании бездействия незаконным, обязании направить проект договора,

установил:

ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ТУ Росимущества в Краснодарском крае (далее - Управление) и с учетом ходатайства об уточнении требований (л.д. 77), удовлетворенного определением суда от 03.04.2013 (л.д. 114), просит признать бездействие, выразившееся в не предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:28:0000000:0002, расположенном в Староминском районе Краснодарского края, незаконным, обязании направить проект договора аренды земельного участка. Требования мотивированы уклонением заинтересованного лица от предоставления земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что у общества имеется исключительное право на приобретение в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации спорного земельного участка.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных по делу требований отказать. Полагает, что является ненадлежащим заинтересованным лицом.
В судебном заседании представитель общества дал суду пояснения об обстоятельствах настоящего дела, настаивал на доводах отзыва на апелляционную жалобу. Управление, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени судебного заседания, представителя в судебное заседание не направило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела согласно постановлению главы администрации Староминского района Краснодарского края от 18.09.1996 N 459 в соответствии с государственным актом КК-2 N 1103-247-813-139 земельный участок полосы отвода Староминского района, истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 811 га.
Впоследствии, согласно постановлениям главы администрации Староминского района от 30.06.1998 N 404, от 19.07.2005 N 1063 площадь указанного земельного участка изменилась и стала равной 9 844 670 кв. м.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" права на землю необходимо было переоформить.
На земельный участок был оформлен кадастровый условный номер 23:28:0000000:0002 и зарегистрировано право собственности Российской Федерации, согласно свидетельству 23-АБN 106915 от 07.08.2003 на общую площадь 9 844 670 кв. м.
Заявитель обращался к заинтересованному лицу с заявлением о заключении краткосрочного договора аренды.
Согласно распоряжению ответчика от 09.12.2005 N 551-р между сторонами заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:28:0000000:0002 от 09.12.2005 N 7700000249 площадью 9 844 670 кв. м, сроком действия до 09.11.2006.
Заявитель, претендуя на предоставление земельного участка на основании долгосрочного договора аренды, обращался в адрес заинтересованного лица с требованием о предоставлении земельного участка 24.01.2012 (л.д. 35), 24.07.2012 (л.д. 34).
Полагая, что бездействие территориального управления по вопросу об оформлении арендных отношений не соответствует положениям Земельного кодекса и нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно абз. 1, 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, названные в п. 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги".
В пункте 2 названных Правил указано, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу территориальными управлениями Росимущества на основании договоров аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Указанные обстоятельства управлением не оспариваются, доводов по существу в отношении прав общества на оформление права аренды в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду заявлено не было.
Управление полагает, что является ненадлежащим заинтересованным лицом, поскольку в соответствии с приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" решение о передаче земельного участка в аренду должно приниматься Росимуществом, по поручению которого договор аренды будет заключен управлением. Отсутствие поручения ФАУГИ территориальное управление полагает единственным препятствием к предоставлению спорного участка обществу.
Указанный довод подлежит отклонению в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом указанное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, действующее на основании Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В соответствии с подп. "е" пункта 4.8 Положения по поручению агентства управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Таким образом, поскольку обязанность по предоставлению земельного участка согласно положению возложена на управление, оно является надлежащим заинтересованным лицом в рамках настоящего дела. Наличие организационных процедур, предусматривающих согласование передачи земельных участков в аренду, с учетом положений пункта 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги", не могут служить основанием к отказу в заключении договора аренды. С учетом изложенного отсутствие поручения Росимущества на заключение договора аренды не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, права на заключение договора аренды данного участка.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой Постановлением ФАС СКО от 16.10.2013 по делу N А32-28339/2012.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие управления не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом требования. Доводы апелляционной жалобы несостоятельны.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2013 по делу N А32-32757/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
О.А.СУЛИМЕНКО
Г.А.СУРМАЛЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)