Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.
судей областного суда Сорокиной О.А., Хаировой Д.Р.
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе Т. на решение <.....> районного суда г. Астрахани от "Дата" по делу по заявлению Т. об оспаривании ФИО2 Управления земельными ресурсами администрации <.....> об отказе в предоставлении дополнительного земельного участка, возложении обязанности по предоставлению земельного участка,
установила:
Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления земельными ресурсами администрации <.....> об отказе в предоставлении дополнительного земельного участка, указав в его обоснование, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <.....> кв. м. В "Дата" году он обратился в Управление с заявлением о предоставлении ему дополнительного земельного участка по <адрес> для организации парковки перед магазином-кафе. Письмом от "Дата" N Управление сообщило заявителю, что согласно информации Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Астрахани, утвержденными решением Городской Думы МО "<.....>" от "Дата" N, испрашиваемый Т. земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), в которой парковки, автостоянки перед объектами деловых, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования не относятся ни к одному из видов разрешенного использования. Просил решение Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахань от "Дата" N об отказе в предоставлении ему земельного по адресу: <адрес> признать незаконным и обязать Управление земельными ресурсами администрации <......> предоставить ему земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель заявителя Т. по доверенности И. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель Управления земельными ресурсами администрации <.....> З. в судебном заседании не признал заявленные требования, просил отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Представитель Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации <.....> Ш. в судебном заседании просила оставить заявленные требования без удовлетворения.
Решением <......> районного суда г. Астрахани от "Дата" в удовлетворении заявленных требований Т. об оспаривании решения Управления земельными ресурсами администрации <.....> об отказе в предоставлении дополнительного земельного участка, возложении обязанности по предоставлению земельного участка отказано.
В апелляционной жалобе Т. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, не полно оценил доводы, приведенные в подтверждение требований, не применил нормы процессуального и материального права.
На заседание судебной коллегии не явился представитель Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации <.....>, ходатайств об отложении дела не представлено. Учитывая надлежащее извещение неявившегося лица, судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрение дела в его отсутствие.
Заслушав докладчика, выслушав Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления земельными ресурсами администрации <.....> З., возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Т. на основании договора купли-продажи N от "Дата" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <.....> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации индивидуального жилого дома, магазина-кафе и столовой, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "Дата" N.
Т. обратился в Управление земельными ресурсами администрации <.....> с заявлением о предоставлении ему дополнительного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с целью организации парковки перед магазином - кафе.
Письмом от "Дата" за N в удовлетворении обращения Т. отказано по тем основаниям, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Астрахани, утвержденным Решением Городской Думы МО "<.....>" от "Дата" N, испрашиваемый Т. земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), в которой парковки, автостоянки перед объектами деловых, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования не относятся ни к одному из видов разрешенного использования.
Согласно письму Управления по строительству, архитектуре и градостроительству N от "Дата" следует, что предоставить Т. земельный участок по <адрес> для организации парковки не представляется возможным, поскольку данный участок обременен правами третьих лиц.
Из справки Управления земельными ресурсами администрации <.....> N от "Дата" следует, что сведений об оформлении документов землепользования на земельный участок по <адрес> отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Т., суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), в которой парковки, автостоянки перед объектами деловых, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования не относятся ни к одному из видов разрешенного использования.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что Т. на основании договора купли-продажи N от "Дата" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома, магазина-кафе и столовой.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 4 названной статьи Кодекса, уполномоченные органы рассматривают поступившее заявление с учетом зонирования территории.
Статья 1 Земельного кодекса РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Т. обратился в Управление земельными ресурсами администрации <.....> с заявлением о предоставлении ему дополнительного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с целью организации парковки перед магазином-кафе, однако ему было отказано, поскольку испрашиваемый Т. земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), в которой парковки, автостоянки перед объектами деловых, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования не относятся ни к одному из видов разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
Из материалов дела усматривается, что принадлежащий на праве собственности Т. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к территории зоны производственно-коммунальных объектов V класса.
Пунктом 4 статьи 16 Правил землепользования и застройки города Астрахани, утвержденных Решением Городской Думы муниципального образования "<.....>" от "Дата" N, установлено, что к основным видам разрешенного использования недвижимости зоны производственно-коммунальных объектов V класса относятся, в том числе - предприятия оптовой, мелкооптовой торговли и магазины розничной торговли.
К вспомогательным видам разрешенного использования относятся, в том числе - открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей, площадки транзитного транспорта с местами хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей.
Таким образом, возможность размещения открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей на земельном участке, расположенном в зоне производственно-коммунальных объектов V класса, указанными Правилами допускается в качестве вспомогательного вида разрешенного использования.
Судом установлено, что заявитель пользуется земельным участком, на котором располагаются принадлежащие ему магазин-кафе и столовая.
Вспомогательный вид разрешенного использования в силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ допустим в качестве дополнительного по отношению к основным видам разрешенного использования и осуществляемым совместно с ними.
Т. обратился о предоставлении земельного участка в качестве дополнительного к принадлежащему ему на праве собственности земельному участку, расположенному в зоне ПК-4 (производственно-коммунальных объектов V класса), что не противоречит требованиям пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, пункту 4 статьи 16 Правил землепользования и застройки города Астрахани.
При таких обстоятельствах суд пришел к неверному выводу о законности отказа органа местного самоуправления в предоставлении дополнительного земельного участка Т. по основанию расположения участка в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), в которой парковки, автостоянки перед объектами деловых, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования не относятся ни к одному из видов разрешенного использования.
Иных оснований оспариваемое заявителем решение об отказе в предоставлении ему земельного участка не содержит.
Оспариваемое заявителем решение органа местного самоуправления нарушает права заявителя, поскольку препятствует осуществлению его права на приобретение земельного участка в установленном порядке.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанные выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требования о признании решения Управления земельными ресурсами администрации <.....> незаконным и вынесения в этой части нового решения об удовлетворении заявления.
Между тем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требования о возложении обязанности на Управление земельными ресурсами администрации <.....> предоставить Т. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В целях реализации полномочий, установленных статьей 34 Земельного кодекса РФ, Решением Городской Думы муниципального образования "<.....>" от "Дата" N утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "<.....>", которым предусмотрен порядок предоставления присоединения земельного участка.
Действие настоящего Положения распространяется, в том числе на случаи предоставления земельных участков для:
- - размещения парковок, платных открытых автостоянок, открытых складов строительных материалов и конструкций, шкафов контейнерного типа без фундамента;
- - присоединения земельного участка к основному земельному участку;
- - других, не связанных со строительством, целей.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусматривает необходимость в подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории муниципального образования "<.....>".
Оформление схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления прямо предусмотрено и пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Подготовка решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории муниципального образования "<.....>" осуществляется органом местного самоуправления при наличии землеустроительной документации (пункт 2.5 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "<.....>").
На основании пункта 2.6 названного Положения после утверждения проекта границ земельного участка (схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории) в обязательном порядке обеспечивается публикация о предоставлении земельного участка, в которой должны содержаться сведения о праве, на котором предполагается предоставление земельного участка, месторасположении земельного участка, его площади и виде разрешенного использования в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления <.....>.
Соответствующий правовой акт о формировании земельного участка принимается администрацией <.....> в случае если по истечении 14 дней со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка в собственность или передаче его в аренду не поступили иные заявления (пункт 2.6.1 Положения).
В силу пункта 2.6.2 названного Положения заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Администрация <.....> в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 2.7).
Администрация <.....> заключает договор купли-продажи или аренды земельного участка в недельный срок со дня принятия правового акта администрации <.....> о предоставлении земельного участка (пункт 2.8 Положения).
Исходя из требований статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах заявление Т. в части требования о возложении обязанности на Управление земельными ресурсами администрации <.....> по предоставлению земельного участка по <адрес> не основано на требованиях приведенных норм материального права и статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение <.....> районного суда <.....> от "Дата" отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения Управления земельными ресурсами администрации <.....>, принять в этой части новое решение, которым удовлетворить заявление Т. о признании решения Управления земельными ресурсами администрации <.....> от "Дата" N об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; обязать Управление земельными ресурсами администрации г. <.....> устранить препятствие к осуществлению Т. права на приобретение земельного участка.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1588/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. по делу N 33-1588/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.
судей областного суда Сорокиной О.А., Хаировой Д.Р.
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе Т. на решение <.....> районного суда г. Астрахани от "Дата" по делу по заявлению Т. об оспаривании ФИО2 Управления земельными ресурсами администрации <.....> об отказе в предоставлении дополнительного земельного участка, возложении обязанности по предоставлению земельного участка,
установила:
Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления земельными ресурсами администрации <.....> об отказе в предоставлении дополнительного земельного участка, указав в его обоснование, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <.....> кв. м. В "Дата" году он обратился в Управление с заявлением о предоставлении ему дополнительного земельного участка по <адрес> для организации парковки перед магазином-кафе. Письмом от "Дата" N Управление сообщило заявителю, что согласно информации Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Астрахани, утвержденными решением Городской Думы МО "<.....>" от "Дата" N, испрашиваемый Т. земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), в которой парковки, автостоянки перед объектами деловых, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования не относятся ни к одному из видов разрешенного использования. Просил решение Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахань от "Дата" N об отказе в предоставлении ему земельного по адресу: <адрес> признать незаконным и обязать Управление земельными ресурсами администрации <......> предоставить ему земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель заявителя Т. по доверенности И. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель Управления земельными ресурсами администрации <.....> З. в судебном заседании не признал заявленные требования, просил отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Представитель Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации <.....> Ш. в судебном заседании просила оставить заявленные требования без удовлетворения.
Решением <......> районного суда г. Астрахани от "Дата" в удовлетворении заявленных требований Т. об оспаривании решения Управления земельными ресурсами администрации <.....> об отказе в предоставлении дополнительного земельного участка, возложении обязанности по предоставлению земельного участка отказано.
В апелляционной жалобе Т. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, не полно оценил доводы, приведенные в подтверждение требований, не применил нормы процессуального и материального права.
На заседание судебной коллегии не явился представитель Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации <.....>, ходатайств об отложении дела не представлено. Учитывая надлежащее извещение неявившегося лица, судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрение дела в его отсутствие.
Заслушав докладчика, выслушав Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления земельными ресурсами администрации <.....> З., возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Т. на основании договора купли-продажи N от "Дата" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <.....> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации индивидуального жилого дома, магазина-кафе и столовой, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "Дата" N.
Т. обратился в Управление земельными ресурсами администрации <.....> с заявлением о предоставлении ему дополнительного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с целью организации парковки перед магазином - кафе.
Письмом от "Дата" за N в удовлетворении обращения Т. отказано по тем основаниям, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Астрахани, утвержденным Решением Городской Думы МО "<.....>" от "Дата" N, испрашиваемый Т. земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), в которой парковки, автостоянки перед объектами деловых, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования не относятся ни к одному из видов разрешенного использования.
Согласно письму Управления по строительству, архитектуре и градостроительству N от "Дата" следует, что предоставить Т. земельный участок по <адрес> для организации парковки не представляется возможным, поскольку данный участок обременен правами третьих лиц.
Из справки Управления земельными ресурсами администрации <.....> N от "Дата" следует, что сведений об оформлении документов землепользования на земельный участок по <адрес> отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Т., суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), в которой парковки, автостоянки перед объектами деловых, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования не относятся ни к одному из видов разрешенного использования.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что Т. на основании договора купли-продажи N от "Дата" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома, магазина-кафе и столовой.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 4 названной статьи Кодекса, уполномоченные органы рассматривают поступившее заявление с учетом зонирования территории.
Статья 1 Земельного кодекса РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Т. обратился в Управление земельными ресурсами администрации <.....> с заявлением о предоставлении ему дополнительного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с целью организации парковки перед магазином-кафе, однако ему было отказано, поскольку испрашиваемый Т. земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), в которой парковки, автостоянки перед объектами деловых, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования не относятся ни к одному из видов разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
Из материалов дела усматривается, что принадлежащий на праве собственности Т. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к территории зоны производственно-коммунальных объектов V класса.
Пунктом 4 статьи 16 Правил землепользования и застройки города Астрахани, утвержденных Решением Городской Думы муниципального образования "<.....>" от "Дата" N, установлено, что к основным видам разрешенного использования недвижимости зоны производственно-коммунальных объектов V класса относятся, в том числе - предприятия оптовой, мелкооптовой торговли и магазины розничной торговли.
К вспомогательным видам разрешенного использования относятся, в том числе - открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей, площадки транзитного транспорта с местами хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей.
Таким образом, возможность размещения открытой стоянки краткосрочного хранения автомобилей на земельном участке, расположенном в зоне производственно-коммунальных объектов V класса, указанными Правилами допускается в качестве вспомогательного вида разрешенного использования.
Судом установлено, что заявитель пользуется земельным участком, на котором располагаются принадлежащие ему магазин-кафе и столовая.
Вспомогательный вид разрешенного использования в силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ допустим в качестве дополнительного по отношению к основным видам разрешенного использования и осуществляемым совместно с ними.
Т. обратился о предоставлении земельного участка в качестве дополнительного к принадлежащему ему на праве собственности земельному участку, расположенному в зоне ПК-4 (производственно-коммунальных объектов V класса), что не противоречит требованиям пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, пункту 4 статьи 16 Правил землепользования и застройки города Астрахани.
При таких обстоятельствах суд пришел к неверному выводу о законности отказа органа местного самоуправления в предоставлении дополнительного земельного участка Т. по основанию расположения участка в зоне производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), в которой парковки, автостоянки перед объектами деловых, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования не относятся ни к одному из видов разрешенного использования.
Иных оснований оспариваемое заявителем решение об отказе в предоставлении ему земельного участка не содержит.
Оспариваемое заявителем решение органа местного самоуправления нарушает права заявителя, поскольку препятствует осуществлению его права на приобретение земельного участка в установленном порядке.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанные выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требования о признании решения Управления земельными ресурсами администрации <.....> незаконным и вынесения в этой части нового решения об удовлетворении заявления.
Между тем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требования о возложении обязанности на Управление земельными ресурсами администрации <.....> предоставить Т. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В целях реализации полномочий, установленных статьей 34 Земельного кодекса РФ, Решением Городской Думы муниципального образования "<.....>" от "Дата" N утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "<.....>", которым предусмотрен порядок предоставления присоединения земельного участка.
Действие настоящего Положения распространяется, в том числе на случаи предоставления земельных участков для:
- - размещения парковок, платных открытых автостоянок, открытых складов строительных материалов и конструкций, шкафов контейнерного типа без фундамента;
- - присоединения земельного участка к основному земельному участку;
- - других, не связанных со строительством, целей.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусматривает необходимость в подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории муниципального образования "<.....>".
Оформление схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления прямо предусмотрено и пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Подготовка решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории муниципального образования "<.....>" осуществляется органом местного самоуправления при наличии землеустроительной документации (пункт 2.5 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "<.....>").
На основании пункта 2.6 названного Положения после утверждения проекта границ земельного участка (схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории) в обязательном порядке обеспечивается публикация о предоставлении земельного участка, в которой должны содержаться сведения о праве, на котором предполагается предоставление земельного участка, месторасположении земельного участка, его площади и виде разрешенного использования в ближайшем выпуске официального периодического издания нормативных правовых актов органов местного самоуправления <.....>.
Соответствующий правовой акт о формировании земельного участка принимается администрацией <.....> в случае если по истечении 14 дней со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка в собственность или передаче его в аренду не поступили иные заявления (пункт 2.6.1 Положения).
В силу пункта 2.6.2 названного Положения заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Администрация <.....> в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 2.7).
Администрация <.....> заключает договор купли-продажи или аренды земельного участка в недельный срок со дня принятия правового акта администрации <.....> о предоставлении земельного участка (пункт 2.8 Положения).
Исходя из требований статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах заявление Т. в части требования о возложении обязанности на Управление земельными ресурсами администрации <.....> по предоставлению земельного участка по <адрес> не основано на требованиях приведенных норм материального права и статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение <.....> районного суда <.....> от "Дата" отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения Управления земельными ресурсами администрации <.....>, принять в этой части новое решение, которым удовлетворить заявление Т. о признании решения Управления земельными ресурсами администрации <.....> от "Дата" N об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; обязать Управление земельными ресурсами администрации г. <.....> устранить препятствие к осуществлению Т. права на приобретение земельного участка.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)