Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Василькив С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Оспичева И.М.,
судей Старцевой Е.А., Вороной Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. к Управлению социальной защиты населения по г. Лангепасу и г. Покачи о признании права на меры социальной поддержки в связи с получением радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
по кассационной жалобе Л. на решение Лангепасского городского суда от 30 ноября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., судебная коллегия
установила:
Л. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Лангепасу и г. Покачи о признании права на меры социальной поддержки в связи с получением радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне свыше 25 сЗв (БЭР).
Требования мотивировала тем, что в период с 02 июля 1964 года по 01 сентября 1981 года и с 11 октября 1982 года по 31 декабря 1990 года она проживала в г. Усть-Каменогорске, который является городом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, соответственно имеет право на льготы, предусмотренные законодательством РФ. В выдаче удостоверения, являющегося подтверждением права на льготы, ей необоснованно отказано.
В судебном заседании Л. исковые требования поддержала. Ссылалась на практику других судов по аналогичным делам.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя Управления социальной защиты населения по г. Лангепасу и г. Покачи.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Л. просит отменить. Считает, что отсутствие г. Усть-Каменогорска в Перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытании на Семипалатинском полигоне, не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Судом необоснованно не приняты во внимание справка года и удостоверение, свидетельствующие о ее проживании в зоне повышенного радиоактивного воздействия. Согласно ст. 13 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" вышеуказанные документы выданные органами Республики Казахстан должны приниматься соответствующими органами на территории Российской Федерации. Судом не приняты во внимание определения Конституционного суда РФ N 1084-О от 25 декабря 2008 года, N 960-О от 04 декабря 2007 года, постановление Конституционного суда РФ N 7-П от 11 марта 1996 года, а также Федеральный закон от 09 января 1996 года "О радиационной безопасности населения".
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Город Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года N 356-р.
Как следует из материалов дела, Л. в период с 02 июля 1964 года по 01 сентября 1981 года и с 11 октября 1982 года по 31 декабря 1990 года проживала в г.Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.
Представленная ею справка не может свидетельствовать о наличии у нее суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, от 22 января 1993 года необоснованна, на которую ссылается кассатор прекратила свое действие для государств - участников Кишиневской конвенции от 7 октября 2002 года, в числе которых Республика Казахстан, однако и Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, на территории России не действует, поскольку не ратифицирована.
Ссылку кассатора на определение Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 года N 960-О судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку истцом отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств получения дозы облучения более 5 сЗв не представлено.
При таком положении решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Изложенные в кассационной жалобе не опровергают выводы суда, по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
Руководствуясь статьями 360, 361, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Лангепасского городского суда от 30 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.М.ОСПИЧЕВ
Судьи
Н.Л.ВОРОНАЯ
Е.А.СТАРЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 21.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-817/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2012 г. по делу N 33-817/2012
Судья Василькив С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Оспичева И.М.,
судей Старцевой Е.А., Вороной Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. к Управлению социальной защиты населения по г. Лангепасу и г. Покачи о признании права на меры социальной поддержки в связи с получением радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
по кассационной жалобе Л. на решение Лангепасского городского суда от 30 ноября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., судебная коллегия
установила:
Л. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Лангепасу и г. Покачи о признании права на меры социальной поддержки в связи с получением радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне свыше 25 сЗв (БЭР).
Требования мотивировала тем, что в период с 02 июля 1964 года по 01 сентября 1981 года и с 11 октября 1982 года по 31 декабря 1990 года она проживала в г. Усть-Каменогорске, который является городом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, соответственно имеет право на льготы, предусмотренные законодательством РФ. В выдаче удостоверения, являющегося подтверждением права на льготы, ей необоснованно отказано.
В судебном заседании Л. исковые требования поддержала. Ссылалась на практику других судов по аналогичным делам.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя Управления социальной защиты населения по г. Лангепасу и г. Покачи.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Л. просит отменить. Считает, что отсутствие г. Усть-Каменогорска в Перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытании на Семипалатинском полигоне, не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Судом необоснованно не приняты во внимание справка года и удостоверение, свидетельствующие о ее проживании в зоне повышенного радиоактивного воздействия. Согласно ст. 13 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" вышеуказанные документы выданные органами Республики Казахстан должны приниматься соответствующими органами на территории Российской Федерации. Судом не приняты во внимание определения Конституционного суда РФ N 1084-О от 25 декабря 2008 года, N 960-О от 04 декабря 2007 года, постановление Конституционного суда РФ N 7-П от 11 марта 1996 года, а также Федеральный закон от 09 января 1996 года "О радиационной безопасности населения".
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Город Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года N 356-р.
Как следует из материалов дела, Л. в период с 02 июля 1964 года по 01 сентября 1981 года и с 11 октября 1982 года по 31 декабря 1990 года проживала в г.Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.
Представленная ею справка не может свидетельствовать о наличии у нее суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, от 22 января 1993 года необоснованна, на которую ссылается кассатор прекратила свое действие для государств - участников Кишиневской конвенции от 7 октября 2002 года, в числе которых Республика Казахстан, однако и Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, на территории России не действует, поскольку не ратифицирована.
Ссылку кассатора на определение Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 года N 960-О судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку истцом отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств получения дозы облучения более 5 сЗв не представлено.
При таком положении решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Изложенные в кассационной жалобе не опровергают выводы суда, по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
Руководствуясь статьями 360, 361, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Лангепасского городского суда от 30 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.М.ОСПИЧЕВ
Судьи
Н.Л.ВОРОНАЯ
Е.А.СТАРЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)