Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 09.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-95/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. по делу N 33-95/2012


Судья: Надбитова Г.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Лиджиева С.В. и Андреевой А.В.
при секретаре Б.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Е. об оспаривании отказа Мэрии г. Элисты в изготовлении акта выбора земельного участка по кассационной жалобе Мэрии г. Элисты на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Андреевой А.В., объяснения представителей Мэрии г. Элисты Э. и Л., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Е. - Д., судебная коллегия

установила:

Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Мэрии г. Элисты в изготовлении акта выбора земельного участка, мотивируя тем, что *** г. он обратился в Мэрию г. Элисты с заявлением об изготовлении акта выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Элиста, ***, ориентировочной площадью *** кв. м, под строительство ХХХ. *** г. ему отказано в изготовлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что он находится на территории общего пользования. Считает данное решение незаконным, поскольку в нарушение норм Градостроительного кодекса РФ Мэрия г. Элисты не указала, в каких границах расположены места общего пользования, где проходят красные линии, обозначающие существующие, планируемые границы территорий общего пользования. Просил признать решение Мэрии г. Элисты об отказе в изготовлении акта выбора земельного участка незаконным и возложить на нее обязанность изготовить данный акт.
В судебное заседание Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя Д. просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Мэрии г. Элисты Э. просил отказать в удовлетворении заявления, указав, что испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования.
Решением Элистинского городского суда от 8 декабря 2011 г. заявление Е. удовлетворено. Признано незаконным решение Мэрии г. Элисты об отказе в изготовлении акта выбора земельного участка от *** г. На Мэрию г. Элисты возложена обязанность изготовить акт выбора земельного участка, ориентировочной площадью *** кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ***, предназначенного под строительство ХХХ.
В кассационной жалобе представитель Мэрии г. Элисты Э. просит решение суда отменить. Указывает, что вопрос об изготовлении акта выбора земельного участка был рассмотрен на заседании комиссии по вопросам застройки земельных участков на территории г. Элисты и в связи с нахождением испрашиваемого участка на территории общего пользования Е. было отказано. Ссылается на то, что комиссия руководствовалась п. 5 ст. 14 Правил землепользования и застройки от 27 декабря 2010 г., согласно которому границы территориальных зон определяются на основе генерального плана города, утвержденного решением Элистинского городского Собрания от 1 июля 2010 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия находит решение суда в части возложения на Мэрию г. Элисты обязанности по изготовлению акта выбора земельного участка подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права, а в остальной части подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление Е. о признании незаконным решения Мэрии г. Элисты об отказе в изготовлении акта выбора земельного участка от *** г., суд руководствовался п. п. 8, 11, 12 ст. 1, ч. ч. 2, 4, 5, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, ч. 2 ст. 31, ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ и исходил из того, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования в г. Элисте, не разработаны и не утверждены. В связи с не предоставлением доказательств расположения испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, признал решение Мэрии г. Элисты незаконным.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он основан на материалах дела и соответствует положениям процессуального и материального закона.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территорий, порядок которого установлен главой 4 Градостроительного кодекса РФ "Градостроительное зонирование". В результате градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные и другие зоны, а также устанавливаются предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с ч. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Как установлено судом, 18 июля 2011 г. Е. обратился в Мэрию г. Элисты с заявлением акта выбора земельного участка *** в предоставлении земельного участка и изготовлении акта выбора к землям общего пользования об изготовлении акта выбора земельного участка для строительства мастерской (шиномонтаж). *** г. Мэрией г. Элисты в изготовлении схемы испрашиваемого земельного участка Е. отказано, в связи с тем, что он расположен на территории общего пользования.
Однако доказательств того, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, Мэрией г. Элисты в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено. Представители Мэрии г. Элисты в судах первой и кассационной инстанции пояснили, что предусмотренные Градостроительным кодексом РФ красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования в г. Элисте, не разработаны и не утверждены.
При таких обстоятельствах, решение суда в части признания незаконным решения Мэрии г. Элисты от *** г. об отказе в изготовлении акта земельного участка, является законным и обоснованным, а довод кассационной жалобы о том, что земельный участок отнесен к территории общего пользования на основании генерального плана, противоречит требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем суд первой инстанции, сделав правильный вывод о незаконности решения Мэрии г. Элисты, необоснованно возложил на заинтересованное лицо обязанность по изготовлению данного акта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, предусмотрен статьями 29 - 32 Земельного кодекса РФ.
Положения статьи 30 Земельного кодекса РФ регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно которым недвижимое имущество может быть создано лишь на земельном участке, отведенном для подобной цели в порядке, установленном законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Если размещение объекта на испрашиваемой территории представляется возможным, результаты выбора земельного участка в соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В целях упорядочения процесса выбора земельных участков для строительства решением Элистинского городского Собрания N 7 от 3 ноября 2005 г. утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства объектов на территории г. Элисты, которым предусмотрен порядок действий, которые необходимо совершить заявителю и уполномоченным органам с целью предоставления земельного участка для строительства. При этом последовательность действий не является произвольной, а детально регламентирована.
Как следует из материалов дела, отказывая Е. в изготовлении акта выбора земельного участка, Мэрия г. Элисты сослалась лишь на то, что испрашиваемый участок отнесен к территории общего пользования. Из пояснений представителя Мэрии г. Элисты в суде кассационной инстанции следует, что возможность выбора земельного участка по другим основаниям не разрешалась.
Поскольку судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии доказательств того, что испрашиваемый участок отнесен к территории общего пользования, фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что заявление Е. Мэрией г. Элисты в установленном законом порядке не рассмотрено. В связи с изложенным допущенное нарушение прав Е. должно быть устранено путем рассмотрения Мэрией г. Элисты его заявления по существу и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства.
Указанное свидетельствует о том, что, возлагая на Мэрию г. Элисты обязанность изготовить акт выбора земельного участка, суд не учел требования ст. 2 ГПК РФ, согласно которым судебные акты судов общей юрисдикции не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений. В связи с чем в указанной части решение подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда от 8 декабря 2011 года в части возложения на Мэрию г. Элисты обязанности по изготовлению акта выбора земельного участка, ориентировочной площадью *** кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ***, предназначенного под строительство ХХХ, отменить.
Обязать Мэрию г. Элисты рассмотреть заявление Е. от *** об изготовлении акта выбора земельного участка в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий
Л.Д.КОЧЕНКОВА

Судьи
С.В.ЛИДЖИЕВ
А.В.АНДРЕЕВА

Копия верна
Судья
А.В.АНДРЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)