Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Д.М.В.,
с участием прокурора Созиновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.М.Л. о признании недействующими (в части) Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля N <...>от <...>, и Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>,
П.М.Л. <...> приобрел у ОРГАНИЗАЦИЯ1 следующие объекты недвижимого имущества в <...>: автозаправочную станцию (АЗС) N <...>, общей площадью 43 кв. м, кадастровый номер N <...>, расположенную по адресу: <...>, а также земельный участок для производственных целей (для эксплуатации данной АЗС) из числа земель населенных пунктов, общей площадью 3806 кв. м по адресу нахождения АЗС.
После приобретения АЗС собственником было принято решение о ее реконструкции и переоборудовании в газозаправочную станцию, разработана проектная документация.
<...> получено положительное заключение государственной экспертизы ОРГАНИЗАЦИЯ2.
В связи с чем, П.М.Л. обратился в Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля за получением разрешения на строительство, однако, получил отказ с указанием на то, что земельный участок АЗС находится в рекреационной зоне Р.3.
В <...> были приняты Правила землепользования и застройки города Ярославля, утв. решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>, которые опубликованы в официальном печатном издании - СМИ <...> и вступили в силу с <...>, т.е. спустя полтора года после приобретения П.М.Л. в собственность недвижимого имущества.
Настоящие Правила землепользования и застройки города Ярославля состоят из: порядка их применения и внесения изменений, карты градостроительного зонирования и градостроительных регламентов.
Согласно карте градостроительного зонирования, земельный участок, на котором расположена АЗС, был отнесен к ландшафтно-рекреационной зоне (Р.З.). Согласно ст. 54 указанных Правил в границах зоны Р.З. деятельность по эксплуатации автозаправочных станций не предусмотрена ни в качестве основного вида разрешенного использования, ни в качестве условно разрешенного, ни в качестве вспомогательного вида разрешенного использования.
По мнению П.М.Л., отнесение принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N <...> Правилами землепользования и застройки города Ярославля к ландшафтно-рекреационной зоне (Р.З.) является незаконным, противоречит требованиям Градостроительного и Земельного кодексов РФ, нарушает права и законные интересы собственника земельного участка, ограничивая возможность целевого использования земельного участка.
В связи с чем, П.М.Л. обратился в суд с заявлением о признании Правил землепользования и застройки города Ярославля, утв. решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>, несоответствующими закону в части включения земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>, в рекреационную зону.
Впоследствии, заявленные П.М.Л. требования были дополнены требованием о признании несоответствующим закону Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>, в части включения земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>, в рекреационную зону. В указанной части заявленные П.М.Л. требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером N <...> согласно карте "Основной чертеж" Генерального плана города Ярославля изначально относился к зеленым насаждениям общего пользования, согласно схеме функционального зонирования - к землям сельскохозяйственного назначения. Однако, после внесения изменений в Генеральный план города Ярославля от <...> согласно карте функциональных зон, данный земельный участок стал относиться к зоне рекреационного назначения.
В судебное заседание заявитель П.М.Л. не явился, доверив представление своих интересов в суде Б.А.В., о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель заявителя на основании доверенности Б.А.В. заявленные П.М.Л. требования о признании нормативных правовых актов органа местного самоуправления недействующими (в части включения земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>, в рекреационную зону) поддержала согласно доводам, приведенным в заявлениях.
Отметила, что видом разрешенного использования для земельного участка, приобретенного П.М.Л. в <...>, являлось его использование для эксплуатации АЗС. Именно в этих целях он приобретался П.М.Л. Сведения об указанном обстоятельстве отражены и в государственном земельном кадастре, и в свидетельстве о праве собственности. Предыдущий собственник - ОРГАНИЗАЦИЯ1 приобрел данный земельный участок из государственной собственности по договору от <...> также для ценней эксплуатации автозаправки.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц - правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты также должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Однако, в сложившейся ситуации целевое назначение земельного участка (для производственных целей) вступает в противоречие с градостроительным регламентом участка, установленным Правилами землепользования и застройки города Ярославля на основании Генерального плана города Ярославля.
Таким образом, включение данного земельного участка в рекреационную зону произведено без учета фактически сложившегося землепользования, что существенно нарушает права собственника земельного участка, а именно: право использовать участок по его целевому назначению, право вести строительство и реконструкцию на указанном земельном участке.
Представитель муниципалитета и мэрии г. Ярославля (заинтересованных лиц) - К.И.В., представитель муниципалитета г. Ярославля - Г.М.В., действующие на основании доверенностей, против удовлетворения требований П.М.Л. возражали поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, представленных в материалы дела.
Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, заключение прокурора, не усматривающего оснований для признания оспариваемых заявителем нормативных правовых актов органа местного самоуправления недействующими и не подлежащими применению, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных П.М.Л. требований, в связи с чем, отказывает в их удовлетворении в полном объеме.
При принятии настоящего решения судом были учтены следующие обстоятельства.
Согласно ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 55, п. 51 ст. 69 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля N <...> от <...>, муниципалитет г. Ярославля является представительным органом городского самоуправления, к полномочиям которого относится утверждение Генерального плана города Ярославля.
Таким образом, Генеральный план города Ярославля утвержден муниципалитетом г. Ярославля в соответствии с его компетенцией.
В силу ст. 253 ГПК РФ юридически значимым обстоятельством по делу является соответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту.
Генеральный план города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля N <...> от <...>, соответствует Градостроительному кодексу РФ.
Так, согласно части 3 ст. 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с ч. 17 ст. 24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии со ст. ст. 9, 24, 25 ГрК РФ.
Подготовка Генерального плана города Ярославля, последующее внесение в него изменений производилось в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, что заявителем не оспаривалось.
Расположение спорного земельного участка на Карте функциональных зон Генерального плана города Ярославля в зоне рекреационного назначения обосновывается:
- - материалами Генерального плана города Ярославля, утв. Советом Министров РСФСР N 94 от 11.02.1971 г. согласно которому спорный земельный участок расположен в функциональной зоне - "прочие виды зеленых насаждений - склоны оврагов, питомники, леса";
- - разделом "Охрана окружающей среды" к Генеральному плану города Ярославля (том 3), в том числе картой 3.2.3.-1 "Система озеленения и экологический каркас Ярославля: проектные предложения", согласно которой спорный земельный участок отнесен к озелененной территории - "Центр летнего отдыха в <...>", разделом 3.3 "Сохранение и развитие территории Природного комплекса Ярославля посредством конструирования полноценного экологического каркаса", согласно которому планируется создание полноценного рекреационного комплекса в окрестностях искусственного водоема у <...> с включением опушечной части БОР1 (стр. 169), в качестве приоритетных направлений ландшафтной организации территории города система озеленения предусматривает обустройство и реабилитацию существующих водоемов - <...> "озеро" (стр. 171);
- - схемой современного использования территории (по состоянию на <...>), согласно которой спорный земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования. В пояснительной записке Генерального плана города Ярославля (том 1, стр. 21) зеленые насаждения общего пользования отнесены к рекреационным зонам;
- - подразделом 6.8 "Основные мероприятия по развитию рекреационных зон" раздела 6 "Мероприятия по территориальному планированию города Ярославля" положения о Территориальном планировании города Ярославля Генерального плана города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля N <...> от <...>, согласно которому развитие рекреационных зон предусматривает формирование крупных рекреационных центров в районе БОР1, в окрестностях искусственного водоема в районе <...>.
В соответствии со ст. 2 ГрК РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
Согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Суд отмечает, что принцип обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования имеет приоритет перед правами собственников расположенных на земельном участке объектов недвижимости. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (пункт 4).
Приоритет документа градостроительного зонирования - правил землепользования и застройки по отношению к фактическому использованию земельных участков и объектов капитального строительства установлен частями 8, 9, 10 статьи 36 ГрК РФ, частями 3, 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ. Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом правил землепользования и застройки, а не правоустанавливающими документами на земельный участок.
Приведенные представителем заявителя доводы вышеизложенную правовую позицию не опровергают.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления о признании нормативного правового акта недействующим.
С учетом изложенного, суд отказывает П.М.Л. в удовлетворении заявления о признании недействующим Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>, в части включения земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>, в рекреационную зону.
Относительно требований заявителя о признании недействующими Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>, в части включения земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>, в рекреационную зону суд отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 55, п. 52 ст. 69 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля N <...> от <...>, муниципалитет г. Ярославля является представительным органом городского самоуправления, к полномочиям которого относится утверждение Правил землепользования и застройки города Ярославля.
Таким образом, Правила землепользования и застройки города Ярославля утверждены муниципалитетом г. Ярославля в соответствии с его компетенцией.
При этом, суд отмечает, что оспариваемые заявителем Правила землепользования и застройки города Ярославля не противоречат положениям Градостроительного кодекса РФ, а также градостроительному документу более высокой юридической силы - Генеральному плану города Ярославля.
Так, согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
Документом территориального планирования города Ярославля является Генеральный план города Ярославля (ст. 18 ГрК РФ), а документом градостроительного зонирования - Правила землепользования и застройки города Ярославля (ст. 30 ГрК РФ). В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основании ч. 3, ч. 9 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, подготовленный проект правил землепользования и застройки должен быть проверен органом местного самоуправления на соответствие генеральному плану городского округа.
В соответствии с Картой функциональных зон Генерального плана города Ярославля спорный земельный участок расположен в функциональной зоне рекреационного назначения.
Согласно карте градостроительного зонирования города Ярославля в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утв. решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>:
- "Границы территориальных зон (лист 1 из 2)" спорный земельный участок расположен в ландшафтно-рекреационной территориальной зоне (Р.З), градостроительный регламент которой определяется ст. 54 Правил и не предусматривает размещение АЗС в качестве вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу положений ч.ч. 8, 9 ст. 36 ГрК РФ, п. 3 ст. 1 Правил землепользования и застройки города Ярославля, объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Однако, реконструкция указанных объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом.
Таким образом, назначение территориальной зоны в Правилах землепользования и застройки города Ярославля - ландшафтно-рекреационная (Р.З) на спорной территории принято в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ с учетом назначения и границ функциональной зоны, установленных Генеральным планом города Ярославля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
П.М.Л. в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ КИРОВСКОГО РАЙОННОГО СУДА Г. ЯРОСЛАВЛЯ ОТ 21.09.2012 ПО ДЕЛУ N 2-3251/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2012 г. по делу N 2-3251/12
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Д.М.В.,
с участием прокурора Созиновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.М.Л. о признании недействующими (в части) Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля N <...>от <...>, и Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>,
установил:
П.М.Л. <...> приобрел у ОРГАНИЗАЦИЯ1 следующие объекты недвижимого имущества в <...>: автозаправочную станцию (АЗС) N <...>, общей площадью 43 кв. м, кадастровый номер N <...>, расположенную по адресу: <...>, а также земельный участок для производственных целей (для эксплуатации данной АЗС) из числа земель населенных пунктов, общей площадью 3806 кв. м по адресу нахождения АЗС.
После приобретения АЗС собственником было принято решение о ее реконструкции и переоборудовании в газозаправочную станцию, разработана проектная документация.
<...> получено положительное заключение государственной экспертизы ОРГАНИЗАЦИЯ2.
В связи с чем, П.М.Л. обратился в Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля за получением разрешения на строительство, однако, получил отказ с указанием на то, что земельный участок АЗС находится в рекреационной зоне Р.3.
В <...> были приняты Правила землепользования и застройки города Ярославля, утв. решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>, которые опубликованы в официальном печатном издании - СМИ <...> и вступили в силу с <...>, т.е. спустя полтора года после приобретения П.М.Л. в собственность недвижимого имущества.
Настоящие Правила землепользования и застройки города Ярославля состоят из: порядка их применения и внесения изменений, карты градостроительного зонирования и градостроительных регламентов.
Согласно карте градостроительного зонирования, земельный участок, на котором расположена АЗС, был отнесен к ландшафтно-рекреационной зоне (Р.З.). Согласно ст. 54 указанных Правил в границах зоны Р.З. деятельность по эксплуатации автозаправочных станций не предусмотрена ни в качестве основного вида разрешенного использования, ни в качестве условно разрешенного, ни в качестве вспомогательного вида разрешенного использования.
По мнению П.М.Л., отнесение принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N <...> Правилами землепользования и застройки города Ярославля к ландшафтно-рекреационной зоне (Р.З.) является незаконным, противоречит требованиям Градостроительного и Земельного кодексов РФ, нарушает права и законные интересы собственника земельного участка, ограничивая возможность целевого использования земельного участка.
В связи с чем, П.М.Л. обратился в суд с заявлением о признании Правил землепользования и застройки города Ярославля, утв. решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>, несоответствующими закону в части включения земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>, в рекреационную зону.
Впоследствии, заявленные П.М.Л. требования были дополнены требованием о признании несоответствующим закону Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>, в части включения земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>, в рекреационную зону. В указанной части заявленные П.М.Л. требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером N <...> согласно карте "Основной чертеж" Генерального плана города Ярославля изначально относился к зеленым насаждениям общего пользования, согласно схеме функционального зонирования - к землям сельскохозяйственного назначения. Однако, после внесения изменений в Генеральный план города Ярославля от <...> согласно карте функциональных зон, данный земельный участок стал относиться к зоне рекреационного назначения.
В судебное заседание заявитель П.М.Л. не явился, доверив представление своих интересов в суде Б.А.В., о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель заявителя на основании доверенности Б.А.В. заявленные П.М.Л. требования о признании нормативных правовых актов органа местного самоуправления недействующими (в части включения земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>, в рекреационную зону) поддержала согласно доводам, приведенным в заявлениях.
Отметила, что видом разрешенного использования для земельного участка, приобретенного П.М.Л. в <...>, являлось его использование для эксплуатации АЗС. Именно в этих целях он приобретался П.М.Л. Сведения об указанном обстоятельстве отражены и в государственном земельном кадастре, и в свидетельстве о праве собственности. Предыдущий собственник - ОРГАНИЗАЦИЯ1 приобрел данный земельный участок из государственной собственности по договору от <...> также для ценней эксплуатации автозаправки.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц - правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты также должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Однако, в сложившейся ситуации целевое назначение земельного участка (для производственных целей) вступает в противоречие с градостроительным регламентом участка, установленным Правилами землепользования и застройки города Ярославля на основании Генерального плана города Ярославля.
Таким образом, включение данного земельного участка в рекреационную зону произведено без учета фактически сложившегося землепользования, что существенно нарушает права собственника земельного участка, а именно: право использовать участок по его целевому назначению, право вести строительство и реконструкцию на указанном земельном участке.
Представитель муниципалитета и мэрии г. Ярославля (заинтересованных лиц) - К.И.В., представитель муниципалитета г. Ярославля - Г.М.В., действующие на основании доверенностей, против удовлетворения требований П.М.Л. возражали поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, представленных в материалы дела.
Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, заключение прокурора, не усматривающего оснований для признания оспариваемых заявителем нормативных правовых актов органа местного самоуправления недействующими и не подлежащими применению, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных П.М.Л. требований, в связи с чем, отказывает в их удовлетворении в полном объеме.
При принятии настоящего решения судом были учтены следующие обстоятельства.
Согласно ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 55, п. 51 ст. 69 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля N <...> от <...>, муниципалитет г. Ярославля является представительным органом городского самоуправления, к полномочиям которого относится утверждение Генерального плана города Ярославля.
Таким образом, Генеральный план города Ярославля утвержден муниципалитетом г. Ярославля в соответствии с его компетенцией.
В силу ст. 253 ГПК РФ юридически значимым обстоятельством по делу является соответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту.
Генеральный план города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля N <...> от <...>, соответствует Градостроительному кодексу РФ.
Так, согласно части 3 ст. 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с ч. 17 ст. 24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии со ст. ст. 9, 24, 25 ГрК РФ.
Подготовка Генерального плана города Ярославля, последующее внесение в него изменений производилось в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, что заявителем не оспаривалось.
Расположение спорного земельного участка на Карте функциональных зон Генерального плана города Ярославля в зоне рекреационного назначения обосновывается:
- - материалами Генерального плана города Ярославля, утв. Советом Министров РСФСР N 94 от 11.02.1971 г. согласно которому спорный земельный участок расположен в функциональной зоне - "прочие виды зеленых насаждений - склоны оврагов, питомники, леса";
- - разделом "Охрана окружающей среды" к Генеральному плану города Ярославля (том 3), в том числе картой 3.2.3.-1 "Система озеленения и экологический каркас Ярославля: проектные предложения", согласно которой спорный земельный участок отнесен к озелененной территории - "Центр летнего отдыха в <...>", разделом 3.3 "Сохранение и развитие территории Природного комплекса Ярославля посредством конструирования полноценного экологического каркаса", согласно которому планируется создание полноценного рекреационного комплекса в окрестностях искусственного водоема у <...> с включением опушечной части БОР1 (стр. 169), в качестве приоритетных направлений ландшафтной организации территории города система озеленения предусматривает обустройство и реабилитацию существующих водоемов - <...> "озеро" (стр. 171);
- - схемой современного использования территории (по состоянию на <...>), согласно которой спорный земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования. В пояснительной записке Генерального плана города Ярославля (том 1, стр. 21) зеленые насаждения общего пользования отнесены к рекреационным зонам;
- - подразделом 6.8 "Основные мероприятия по развитию рекреационных зон" раздела 6 "Мероприятия по территориальному планированию города Ярославля" положения о Территориальном планировании города Ярославля Генерального плана города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля N <...> от <...>, согласно которому развитие рекреационных зон предусматривает формирование крупных рекреационных центров в районе БОР1, в окрестностях искусственного водоема в районе <...>.
В соответствии со ст. 2 ГрК РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
Согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Суд отмечает, что принцип обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования имеет приоритет перед правами собственников расположенных на земельном участке объектов недвижимости. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (пункт 4).
Приоритет документа градостроительного зонирования - правил землепользования и застройки по отношению к фактическому использованию земельных участков и объектов капитального строительства установлен частями 8, 9, 10 статьи 36 ГрК РФ, частями 3, 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ. Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом правил землепользования и застройки, а не правоустанавливающими документами на земельный участок.
Приведенные представителем заявителя доводы вышеизложенную правовую позицию не опровергают.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления о признании нормативного правового акта недействующим.
С учетом изложенного, суд отказывает П.М.Л. в удовлетворении заявления о признании недействующим Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>, в части включения земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>, в рекреационную зону.
Относительно требований заявителя о признании недействующими Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>, в части включения земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <...>, в рекреационную зону суд отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 55, п. 52 ст. 69 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля N <...> от <...>, муниципалитет г. Ярославля является представительным органом городского самоуправления, к полномочиям которого относится утверждение Правил землепользования и застройки города Ярославля.
Таким образом, Правила землепользования и застройки города Ярославля утверждены муниципалитетом г. Ярославля в соответствии с его компетенцией.
При этом, суд отмечает, что оспариваемые заявителем Правила землепользования и застройки города Ярославля не противоречат положениям Градостроительного кодекса РФ, а также градостроительному документу более высокой юридической силы - Генеральному плану города Ярославля.
Так, согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
Документом территориального планирования города Ярославля является Генеральный план города Ярославля (ст. 18 ГрК РФ), а документом градостроительного зонирования - Правила землепользования и застройки города Ярославля (ст. 30 ГрК РФ). В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основании ч. 3, ч. 9 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, подготовленный проект правил землепользования и застройки должен быть проверен органом местного самоуправления на соответствие генеральному плану городского округа.
В соответствии с Картой функциональных зон Генерального плана города Ярославля спорный земельный участок расположен в функциональной зоне рекреационного назначения.
Согласно карте градостроительного зонирования города Ярославля в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утв. решением муниципалитета города Ярославля N <...> от <...>:
- "Границы территориальных зон (лист 1 из 2)" спорный земельный участок расположен в ландшафтно-рекреационной территориальной зоне (Р.З), градостроительный регламент которой определяется ст. 54 Правил и не предусматривает размещение АЗС в качестве вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу положений ч.ч. 8, 9 ст. 36 ГрК РФ, п. 3 ст. 1 Правил землепользования и застройки города Ярославля, объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Однако, реконструкция указанных объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом.
Таким образом, назначение территориальной зоны в Правилах землепользования и застройки города Ярославля - ландшафтно-рекреационная (Р.З) на спорной территории принято в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ с учетом назначения и границ функциональной зоны, установленных Генеральным планом города Ярославля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
П.М.Л. в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья
А.В.МУХИН
А.В.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)