Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.04.2013 N 44Г-10/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. N 44Г-10/2013


Президиум Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Снаткиной Т.Ф.
членов президиума Игнатенко В.И., Лисовской В.А., Маштачковой Л.Ф., Мухамбеталиевой Н.Х., Сафаровой Н.Г.
по докладу судьи Маштачковой Л.Ф, рассмотрев внесенное по кассационной жалобе Ш. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2012 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 05 декабря 2012 года дело по заявлению Ш. об оспаривании постановлений администрации МО "Ахтубинский район об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности на территории МО "Ахтубинский район",

установил:

Ш. обратился в суд с требованием о признании незаконными постановлений главы МО "Ахтубинский район" в части установления базовой ставки арендной платы на год (% кадастровой стоимости) за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности на территории МО "Ахтубинский район" с видом разрешенного использования: "Разработка полезных ископаемых, размещение железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, объектов космической и военной деятельности" от 30 декабря 2008 года N 714 в размере 2,17 (строка 18 первой графы приложения N 1 постановления), от 29 декабря 2009 года N 1691 в размере 2,43 процента (строка 16 первой графы приложения N 1 постановления), от 28 декабря 2010 года N 1777 в размере 5,26 процента (строка 17 первой графы приложения N 1 постановления), от 30 декабря 2011 года N 1606 в размере 5,47 процента (строка 17 первой графы приложения N 1 постановления), указав, что он является собственником сооружения грузового причала, для его использования необходим земельный участок. Администрацией МО "Ахтубинский район" 21 мая 2008 года с ним заключен договор N N аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:15 04 24:21, площадью 25171, находящегося по адресу: <...>, для эксплуатации грузового причала сроком на 49 лет. Оспариваемыми постановлениями в нарушение действующего законодательства установлены базовые ставки, дифференцированные в соответствии с административно-территориальным делением и видом разрешенного пользования в зависимости от вида объекта без указания экономического обоснования дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, а также экономически обоснованных расчетов каждой составляющей единицы формулы, используемой в расчете базового размера для исчисления годовой арендной платы. Принятие базовых ставок арендной платы в отношении участка, переданного ему в аренду, и ежегодное увеличение этой ставки со стороны Администрации МО "Ахтубинский район" в общей сложности с 2,00% до 5,57% экономически необоснованно и противоречит пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, а также не соответствует пункту 2.7 постановления Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 года N 26-П, имеющему большую юридическую силу.
В судебном заседании заявителем дополнены требования о перерасчете сумм арендной платы за предоставленный Ш. земельный участок за 2009, 2010 и 2011 годы в соответствии с учетом инфляции и возложении на МО "Ахтубинский район" обязанности произвести изменение базовых ставок арендной платы на 2009, 2010, 2011, 2012 годы (% кадастровой стоимости) за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности на территории МО "Ахтубинский район" с видом разрешенного использования: разработка полезных ископаемых, размещение железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, объектов космической и военной деятельности, в соответствии с учетом инфляции и установленным законом порядком, установив их: на 2010 год в размере 2,41; на 2011 года в размере 2,6; на 2012 год в размере 2,75.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2012 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 05 декабря 2012 года решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 25 января 2013 года, Ш. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по основаниям существенных нарушений норм материального и процессуального права.
В соответствии с запросом судьи Астраханского областного суда от 29 января 2013 года дело истребовано и поступило в суд 04 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Маштачковой Л.Ф., представителя заявителя П., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум областного суда находит апелляционное определение, состоявшееся по делу, подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Материалами дела установлено, что заявителем оспариваются постановления главы МО "Ахтубинский район" в части установления базовой ставки арендной платы на год (% кадастровой стоимости) за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности на территории МО "Ахтубинский район" с видом разрешенного использования: "Разработка полезных ископаемых, размещение железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, объектов космической и военной деятельности" от 30 декабря 2008 года N 714, от 29 декабря 2009 года N 1691, от 28 декабря 2010 года N 1777, от 30 декабря 2011 года N 1606.
Указанные постановления органа местного самоуправления по форме и содержанию обладают признаками, характеризующими нормативный правовой акт, подлежащими оспариванию в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты изданы полномочным органом и в пределах компетенции, а в основу расчета базовой ставки размера арендной платы положена кадастровая стоимость земельного участка.
Однако, как следует из оспариваемых постановлений, базовые ставки арендной платы установлены администрацией муниципального образования на 1 год, то есть постановления от 30 декабря 2008 года N 714, от 29 декабря 2009 года N 1691, от 28 декабря 2010 года N 1777 утратили силу в связи с ограничением их действия временными рамками.
Судом в нарушение норм статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ не учтено, что предметом судебного обжалования могут выступать лишь действующие нормативные правовые акты.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующим по основаниям несоответствия региональному законодательству постановления от 30 декабря 2011 года N 1606, действующего на период рассмотрения дела, суд не учел, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из таких принципов является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 1 февраля 2008 г. N 26-П, основным принципом определения величины арендной платы за использование земельных участков (далее - арендная плата) является применение результатов кадастровой оценки земельных участков в качестве единой базы расчета арендной платы. Размер арендной платы устанавливается и дифференцируется с учетом: вида разрешенного использования земельного участка; категории земель; иных показателей, характеризующих вид деятельности арендатора.
Из системного толкования указанных выше норм следует, что при отсутствии единых правил дифференциации базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления установление ставок платы за использование земли должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Данные нормы закона при рассмотрении заявления об оспаривании нормативных правовых актов, устанавливающих базовые ставки арендной платы на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, судом не были учтены.
Кроме того, в нарушение статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ судом не разрешены заявленные Ш. требования о перерасчете сумм арендной платы за земельный участок.
Допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права не были устранены судебной коллегией.
При указанных обстоятельствах апелляционное определение от 05 декабря 2013 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Астраханского областного суда,

постановил:

кассационную жалобу Ш. удовлетворить.
Определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 05 декабря 2012 года по делу по заявлению Ш. об оспаривании постановлений администрации МО "Ахтубинский район об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности на территории МО "Ахтубинский район", отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)