Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "13" ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" ноября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Магда О.В., Петровская О.В.
при ведении протокола помощником судьи Савицкас Н.В.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "М.Инвест": Бочарова Ю.Ю., представитель по доверенности от 29.03.2013, паспорт серии <...>;
- от Башкирцева Игоря Евгеньевича: Бочарова Ю.Ю., представитель по доверенности от 16.04.2013;
- от Жмуйдинова Игоря Иосифовича: Бочарова Ю.Ю., представитель по доверенности от 21.12.2010;
- от Щепановского Михаила Борисовича: Бочарова Ю.Ю., представитель по доверенности от 16.04.2013;
- от Олешкевич Любови Владимировны: Бочарова Ю.Ю., представитель по доверенности от 15.12.2010.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" августа 2013 года по делу N А33-5424/2013, принятое судьей Ермаковой И.И.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "М.Инвест" (далее - ООО "М.Инвест", истец) (ИНН 2466207981, ОГРН 1082468017598, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г. Москва) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 6192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны, 3, строения 1,2, определив ее равной рыночной стоимости в размере 27 060 000 рублей.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 11.04.2013 возбуждено производство по делу. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Определением от 23.05.2013 к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Башкирцев Игорь Евгеньевич, Жмуйдинов Игорь Иосифович, Щепановский Михаил Борисович, Олешкевич Любовь Владимировна, Грузиненко Алексей Васильевич.
Судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 6192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны, 3, строение 1,2, определив ее равной рыночной стоимости в размере 17 338 000 рублей.
Решением от 14.08.2013 иск удовлетворен. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 6192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны, 3, ул. Обороны, 3 строение 1,2, определив ее равной рыночной стоимости в размере 17 338 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в апелляционной жалобе указало следующее:
- ФГБУ "ФКП Росреестра" не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости не устанавливает, а осуществляет только технические функции по ведению государственного кадастра недвижимости,
- решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11,
- отчет о рыночной оценке данного земельного участка составлен с нарушением пункта 8 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (ФСО N 1),
- - судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом;
- Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 13.11.2013.
От истца в материалы дела поступил отзыв, доводы которого сводятся к следующему.
- - арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности, предусматривающих, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости;
- - рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/2011 от 28.06.2011;
- - доводы ФГБУ "ФКП Росреестра", о том, что оно не может являться надлежащим ответчиком, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, не соответствуют закону, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "М.Инвест", Башкирцева Игоря Евгеньевича, Жмуйдинова Игоря Иосифовича, Щепановского Михаила Борисовича, Олешкевич Любови Владимировны Бочарова Ю.Ю. поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Согласна с решением суда первой инстанции. Просит оставить решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 августа 2013 года без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (Арендодатель) и ООО "М.Инвест" (Арендатор) подписан договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N 1526 от 31.08.2009, в соответствии с п. 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендаторы принимают в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300225:83 общей площадью 6192 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны 3, ул. Обороны 3 строения 1,2, для использования в целях эксплуатации нежилых зданий.
Договор аренды N 1526 от 31.08.2009 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 12.02.2010, номер регистрации 24-24-01/141/2009-385.
В соответствии с пунктом 2.1. договора, срок аренды земельного участка устанавливается с 02.08.2008 по 14.03.2015.
Пунктом 4.5. договора предусмотрено, что расчет арендной платы определяется в Приложении N 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
В приложении N 2 арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 29.06.2009 N 24ЗУ/09-203569 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300225:83 внесен в государственный кадастр недвижимости 14.06.2005, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир нежилое здание; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в целях эксплуатации нежилых зданий, площадь 6 192 +/- 28 кв. м, кадастровая стоимость 10 081 195 рублей 20 копеек.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 22.1 1.2011 N 708-п.
На основании постановления Правительства Красноярского края N 708-п от 22.11.11 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 была определена в размере 41 560 889 рублей 76 копеек. Государственная кадастровая оценка земель была проведена по состоянию на 01 января 2011 года.
После проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 общей площадью 6192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны 3, ул. Обороны 3 строения 1,2, составила 41 560 889 рублей 76 копеек, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 02.08.2012 N 24/12-228138.
ООО "М.Инвест" в целях определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011 обратилось к независимому оценщику Макаровой Юлии Сергеевне.
Согласно Отчету N 14-13 от 18.05.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 6 192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны 3, ул. Обороны 3 строения 1,2 по состоянию на 01.01.2011 составляет 17 338 000 рублей.
Согласно положительному экспертному заключению Саморегулируемой организации оценщиков НП "Деловой союз оценщиков" N 593\\06\\13 от 26.06.2013 отчет N 14-13 об оценке рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 6 192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны 3, строения 1,2 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 не соответствует его рыночной стоимости, общество с ограниченной ответственностью "М.Инвест" обратилось в арбитражный суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 6192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны, 3, строение 1,2, определив ее равной рыночной стоимости в размере 17 338 000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Из материалов настоящего дела следует, что Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 по состоянию на 01.01.2011 установлена в размере 41 560 889 рублей 76 копеек по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель на основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления ошибки в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Апелляционный суд полагает, что и для суда и для комиссии допустимыми доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, исходя из выше приведенных положений Закона, является, в том числе Отчет оценщика и положительное экспертное заключение на указанный отчет. Не обращение истца в комиссию не лишает его права обратиться с иском в суд, предоставив доказательства, предусмотренные законом в обоснование рыночной стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной индивидуальным предпринимателем оценщиком Макаровой Ю.С. (отчет об оценке N 14-13 от 18.05.2013) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 определена по состоянию на дату оценки 01.01.2011 в размере 17 338 000 рублей.
Как следует из экспертного заключения НП Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" N 593/06/13 от 26.06.2013, рецензируемый Отчет N 14-13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
Поскольку пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и в вышеуказанном отчете определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 в размере 17 338 000 рублей, исковое требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости обосновано признано судом первой инстанции, подлежащим удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Вместе с тем, непринятие комиссией решения не лишает истца права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде.
Такое толкование следует из абзаца первого статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривающей возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Возможность оспаривания (наличие спора) результатов, предполагает исковой порядок защиты права.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком. Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки суду апелляционной инстанции не представлены, тогда как в материалы дела представлено экспертное заключение, в соответствии с которым отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке от 10.06.2013.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что представленный отчет составлен с нарушением пункта 8 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (ФСО N 1).
Указанный довод рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Довод ответчика о том, что указанная в отчете оценка не может быть принята судом, поскольку с даты оценки до даты составления отчета об оценке прошло более трех месяцев, (пункт 8 ФСО N 1), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку соблюдение такого срока изначально невозможно, учитывая дату, на которую проводилась оценка кадастровой стоимости - 1 января 2011 года и дату принятия нормативного акта об утверждении ее результатов - Постановление Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-п, а также требования статьи 24.19 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Более того, данное положение о необходимости соблюдения трехмесячного срока с даты оценки до даты составления отчета применимо только для случаев обязательной оценки.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), определение кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется методами массовой оценки рыночной стоимости, установленной и утвержденной в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В виду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о неверном толковании судом первой инстанции положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, также отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при разрешении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в процедуре внесения соответствующих результатов в государственный кадастр недвижимости задействовано два органа: орган кадастровой оценки и орган кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
- - ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 3 РФ от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2009 N 409-р и Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено ФГБУ "ФКП Росреестра". Росреестр наделил соответствующими полномочиями государственное бюджетное учреждение - ФГБУ "ФКП Росреестра" (на территории Красноярского края - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю).
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории Красноярского края в государственный кадастр недвижимости.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при определении кадастровой стоимости земельных участков участвует ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю.
Следовательно, доводы ответчика о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не может являться надлежащим ответчиком, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, не соответствуют закону, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации.
Иные доводы заявителя жалобы рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" августа 2013 года по делу N А33-5424/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
А.Н.БАБЕНКО
Судьи
О.В.МАГДА
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2013 ПО ДЕЛУ N А33-5424/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу N А33-5424/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "13" ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" ноября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Магда О.В., Петровская О.В.
при ведении протокола помощником судьи Савицкас Н.В.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "М.Инвест": Бочарова Ю.Ю., представитель по доверенности от 29.03.2013, паспорт серии <...>;
- от Башкирцева Игоря Евгеньевича: Бочарова Ю.Ю., представитель по доверенности от 16.04.2013;
- от Жмуйдинова Игоря Иосифовича: Бочарова Ю.Ю., представитель по доверенности от 21.12.2010;
- от Щепановского Михаила Борисовича: Бочарова Ю.Ю., представитель по доверенности от 16.04.2013;
- от Олешкевич Любови Владимировны: Бочарова Ю.Ю., представитель по доверенности от 15.12.2010.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "14" августа 2013 года по делу N А33-5424/2013, принятое судьей Ермаковой И.И.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "М.Инвест" (далее - ООО "М.Инвест", истец) (ИНН 2466207981, ОГРН 1082468017598, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г. Москва) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 6192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны, 3, строения 1,2, определив ее равной рыночной стоимости в размере 27 060 000 рублей.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 11.04.2013 возбуждено производство по делу. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Определением от 23.05.2013 к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Башкирцев Игорь Евгеньевич, Жмуйдинов Игорь Иосифович, Щепановский Михаил Борисович, Олешкевич Любовь Владимировна, Грузиненко Алексей Васильевич.
Судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 6192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны, 3, строение 1,2, определив ее равной рыночной стоимости в размере 17 338 000 рублей.
Решением от 14.08.2013 иск удовлетворен. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 6192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны, 3, ул. Обороны, 3 строение 1,2, определив ее равной рыночной стоимости в размере 17 338 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в апелляционной жалобе указало следующее:
- ФГБУ "ФКП Росреестра" не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости не устанавливает, а осуществляет только технические функции по ведению государственного кадастра недвижимости,
- решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11,
- отчет о рыночной оценке данного земельного участка составлен с нарушением пункта 8 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (ФСО N 1),
- - судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом;
- Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 13.11.2013.
От истца в материалы дела поступил отзыв, доводы которого сводятся к следующему.
- - арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности, предусматривающих, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости;
- - рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/2011 от 28.06.2011;
- - доводы ФГБУ "ФКП Росреестра", о том, что оно не может являться надлежащим ответчиком, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, не соответствуют закону, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "М.Инвест", Башкирцева Игоря Евгеньевича, Жмуйдинова Игоря Иосифовича, Щепановского Михаила Борисовича, Олешкевич Любови Владимировны Бочарова Ю.Ю. поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Согласна с решением суда первой инстанции. Просит оставить решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 августа 2013 года без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (Арендодатель) и ООО "М.Инвест" (Арендатор) подписан договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N 1526 от 31.08.2009, в соответствии с п. 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендаторы принимают в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300225:83 общей площадью 6192 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны 3, ул. Обороны 3 строения 1,2, для использования в целях эксплуатации нежилых зданий.
Договор аренды N 1526 от 31.08.2009 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 12.02.2010, номер регистрации 24-24-01/141/2009-385.
В соответствии с пунктом 2.1. договора, срок аренды земельного участка устанавливается с 02.08.2008 по 14.03.2015.
Пунктом 4.5. договора предусмотрено, что расчет арендной платы определяется в Приложении N 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
В приложении N 2 арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 29.06.2009 N 24ЗУ/09-203569 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300225:83 внесен в государственный кадастр недвижимости 14.06.2005, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир нежилое здание; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в целях эксплуатации нежилых зданий, площадь 6 192 +/- 28 кв. м, кадастровая стоимость 10 081 195 рублей 20 копеек.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 22.1 1.2011 N 708-п.
На основании постановления Правительства Красноярского края N 708-п от 22.11.11 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 была определена в размере 41 560 889 рублей 76 копеек. Государственная кадастровая оценка земель была проведена по состоянию на 01 января 2011 года.
После проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 общей площадью 6192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны 3, ул. Обороны 3 строения 1,2, составила 41 560 889 рублей 76 копеек, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 02.08.2012 N 24/12-228138.
ООО "М.Инвест" в целях определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011 обратилось к независимому оценщику Макаровой Юлии Сергеевне.
Согласно Отчету N 14-13 от 18.05.2013 об оценке рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 6 192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны 3, ул. Обороны 3 строения 1,2 по состоянию на 01.01.2011 составляет 17 338 000 рублей.
Согласно положительному экспертному заключению Саморегулируемой организации оценщиков НП "Деловой союз оценщиков" N 593\\06\\13 от 26.06.2013 отчет N 14-13 об оценке рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 6 192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны 3, строения 1,2 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 не соответствует его рыночной стоимости, общество с ограниченной ответственностью "М.Инвест" обратилось в арбитражный суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - в целях эксплуатации нежилых зданий, общей площадью 6192 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Обороны, 3, строение 1,2, определив ее равной рыночной стоимости в размере 17 338 000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Из материалов настоящего дела следует, что Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 по состоянию на 01.01.2011 установлена в размере 41 560 889 рублей 76 копеек по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель на основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления ошибки в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Апелляционный суд полагает, что и для суда и для комиссии допустимыми доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, исходя из выше приведенных положений Закона, является, в том числе Отчет оценщика и положительное экспертное заключение на указанный отчет. Не обращение истца в комиссию не лишает его права обратиться с иском в суд, предоставив доказательства, предусмотренные законом в обоснование рыночной стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам оценки рыночной стоимости земельного участка, проведенной индивидуальным предпринимателем оценщиком Макаровой Ю.С. (отчет об оценке N 14-13 от 18.05.2013) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 определена по состоянию на дату оценки 01.01.2011 в размере 17 338 000 рублей.
Как следует из экспертного заключения НП Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" N 593/06/13 от 26.06.2013, рецензируемый Отчет N 14-13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
Поскольку пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и в вышеуказанном отчете определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300225:83 в размере 17 338 000 рублей, исковое требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости обосновано признано судом первой инстанции, подлежащим удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Вместе с тем, непринятие комиссией решения не лишает истца права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде.
Такое толкование следует из абзаца первого статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривающей возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Возможность оспаривания (наличие спора) результатов, предполагает исковой порядок защиты права.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком. Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки суду апелляционной инстанции не представлены, тогда как в материалы дела представлено экспертное заключение, в соответствии с которым отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке от 10.06.2013.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что представленный отчет составлен с нарушением пункта 8 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (ФСО N 1).
Указанный довод рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Довод ответчика о том, что указанная в отчете оценка не может быть принята судом, поскольку с даты оценки до даты составления отчета об оценке прошло более трех месяцев, (пункт 8 ФСО N 1), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку соблюдение такого срока изначально невозможно, учитывая дату, на которую проводилась оценка кадастровой стоимости - 1 января 2011 года и дату принятия нормативного акта об утверждении ее результатов - Постановление Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-п, а также требования статьи 24.19 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Более того, данное положение о необходимости соблюдения трехмесячного срока с даты оценки до даты составления отчета применимо только для случаев обязательной оценки.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), определение кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется методами массовой оценки рыночной стоимости, установленной и утвержденной в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В виду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о неверном толковании судом первой инстанции положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, также отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при разрешении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в процедуре внесения соответствующих результатов в государственный кадастр недвижимости задействовано два органа: орган кадастровой оценки и орган кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
- - ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 3 РФ от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2009 N 409-р и Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено ФГБУ "ФКП Росреестра". Росреестр наделил соответствующими полномочиями государственное бюджетное учреждение - ФГБУ "ФКП Росреестра" (на территории Красноярского края - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю).
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории Красноярского края в государственный кадастр недвижимости.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при определении кадастровой стоимости земельных участков участвует ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю.
Следовательно, доводы ответчика о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не может являться надлежащим ответчиком, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, не соответствуют закону, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации.
Иные доводы заявителя жалобы рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" августа 2013 года по делу N А33-5424/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
А.Н.БАБЕНКО
Судьи
О.В.МАГДА
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)