Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2013 ПО ДЕЛУ N А56-44008/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. по делу N А56-44008/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Никитушкиной Л.Л., Старченковой В.В., при участии от открытого акционерного общества "Славянка" Есиповой Е.В. (доверенность от 09.01.2013), рассмотрев 16.05.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2012 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2013 (судьи Сомова Е.А., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А56-44008/2012,

установил:

Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Славянка", место нахождения: 129110, Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3, ОГРН 1097746264219 (далее - Общество), о взыскании 3 520 115 руб. 65 коп. задолженности за сброс сточных вод с превышением лимитов водоотведения и предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, а также 52 319 руб. 01 коп. пеней (с учетом увеличения размера иска).
Решением суда первой инстанции от 11.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2013, иск Предприятия удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Предприятием не соблюдены нормы права, регламентирующие порядок отбора сточных вод. Общество указывает, что Предприятие не уведомило ответчика о проведении работ по отбору проб сточных вод. Кроме того, ответчик ссылается на наличие заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и Обществом государственного контракта на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны и подведомственных ему организаций от 14.07.2011 N 1-ВКХ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Представители Предприятия, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 20.10.2011 N 12-62633/00-О (далее - Договор).
Условиями Договора в обязанности Предприятия включено, в частности, систематическое проведение контроля состава и свойств сточных вод в контрольных канализационных колодцах абонента (пункт 4.2), а в обязанности Общества - соблюдение условий и режимов водопотребления, приема (сброса) сточных вод, лимитов водопотребления и водоотведения по качеству сточных вод, установленных правилами, иными нормативно-правовыми актами и разрешительной документацией Предприятия; осуществление контроля за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Предприятия сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения; исключение сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу правилами, действующим законодательством и иными нормативными актами (пункты 4.1.1 и 4.1.2).
В период с 25.07.2011 по 24.02.2012 Предприятием произведен отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга, о чем составлены соответствующие акты. Отбор проб произведен из контрольных канализационных колодцев и выпусков Общества.
Пробы в соответствии с актами приема-передачи направлены в ЗАО "Центр Исследования и Контроля Воды". Результаты исследования проб отражены в протоколах, на основании которых Предприятие установило превышение нормативов по качеству сточных вод, о чем известило Общество
Кроме того, ресурсоснабжающая организация в период с 01.01.2012 по 31.03.2012 установила превышение абонентом лимитов водоотведения.
Предприятие с 31.01.2012 по 31.03.2012 выставило Обществу платежные документы на сумму 3 520 115 руб. 65 коп. на внесение платы за превышение в его стоках предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и превышение лимитов водоотведения. Поскольку Общество погасило задолженность не в полном объеме, Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании долга и пеней.
Суд первой инстанции признал требования истца обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктами 59, 61 Правил.
В соответствии с пунктом 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 64 Правил абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
На организацию водопроводно-канализационного хозяйства в силу пункта 65 Правил возложен контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Приказом Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 201 утверждены Условия приема сточных вод (далее - Условия приема) и Порядок контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 201). Условиями приема предусмотрены нормативы водоотведения по составу сточных вод.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка N 201 отбор проб сточных вод абонента может производиться в любое время суток без предварительного извещения последнего. При этом работы по отбору проб производятся в присутствии представителей Предприятия и ответственного представителя абонента (или лица, его замещающего). В случае невыделения абонентом ответственного представителя (или лица, его замещающего) или его неявки на отбор проб представители Предприятия производят отбор проб и оформляют соответствующие документы с пометкой: "ответственный представитель абонента на отбор проб не явился". При этом отобранная проба считается действительной (пункты 3.4 и 3.5).
Пунктом 66 Правил установлено, что абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Из системного толкования перечисленных нормативных актов следует, что участие абонента в отборе контрольных проб сточных вод не является обязательным.
Из актов, имеющихся в материалах дела, следует, что они частично составлены в присутствии представителей Общества и подписаны без замечаний. В остальных актах содержится отметка о том, что "ответственный представитель абонента на отбор проб не явился", а в графе "особые отметки" имеется указание на невыделение ответственными лицами представителей для участия в отборе проб.
Ссылка Общества на наличие заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и Обществом государственного контракта на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны и подведомственных ему организаций от 14.07.2011 N 1-ВКХ не принимается кассационной инстанцией, поскольку в деле отсутствуют доказательства прекращения обязательств сторон по Договору.
Утверждение ответчика о том, что истец не представил на обозрение суда акты отбора проб, не соответствует материалам дела.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Обществом превышены лимиты водоотведения, а фактическая концентрация загрязняющих веществ в отобранных Предприятием сточных водах превышает нормативы допустимой концентрации. Произведенный истцом расчет платы за превышение лимитов водоотведения и предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ проверен судами и признан соответствующим пунктам 19 и 22 Порядка N 1677.
Доводы ответчика о том, что работы по отбору проб осуществлены истцом в одностороннем порядке в местах канализационных выпусков, а не контрольных канализационных колодцев, отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные. Как обоснованно указал апелляционный суд, Правилами предусмотрена возможность при осуществлении контроля за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по качеству сточных вод производить отбор проб на канализационных выпусках абонента (при отсутствии контрольных колодцев).
С учетом изложенного, исковые требования Предприятия удовлетворены правомерно.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2013 по делу N А56-44008/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА

Судьи
Л.Л.НИКИТУШКИНА
В.В.СТАРЧЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)