Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Губин Я.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Алибердовой Н.А., Ивановой Т.И.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2013 года апелляционную жалобу ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ на решение Красногорского городского суда Московской области от 25 октября 2012 года по гражданскому делу по иску У. к Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Министерству обороны РФ о признании права собственности на земельный участок,
заслушав доклад судьи Ивановой Т.И.,
объяснения представителя У. - Ч.,
У. обратился в суд с иском к Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Министерству обороны РФ о признании права собственности на земельный участок, мотивируя свои требования тем, что ему на основании договора аренды от 10.12.1996 года N 1262 выделен земельный участок площадью 900 кв. м. Истцом проведено межевание указанного участка.
Однако, как указал истец, оформить право собственности на земельный участок в настоящее время не представляется возможным, поскольку спорный земельный участок входит в состав земель предоставленных Администрацией Красногорского района Архангельской КЭЧ КЭУ гор. Москвы.
В связи с этим просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью 900 кв. м, внести изменения в государственный кадастр недвижимости, исключив его земельный участок из земельного участка, принадлежащего Архангельской КЭЧ КЭУ г. Москвы и поставить его земельный участок на кадастровый учет, прекратив право собственности Российской Федерации на указанный участок.
Представитель Администрации Красногорского муниципального района Московской области оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель ФГКУ "Центрального территориального управления имущественных отношений" Министерства обороны РФ иск не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 25 октября 2012 года в удовлетворении иска о признании за истцом права собственности на земельный участок отказано, в остальной части требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным судом решением в части удовлетворения требований У., ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное, необоснованное в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходил к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, решением Президиума Красногорского городского Совета народных депутатов Московской области из ведения Министерства обороны был изъят в земельный фонд городского Совета для передачи его под огородные товарищества военнослужащим, ветеранам МО Красногорского гарнизона, Архангельской КЭЧ, жителям Воронковского сельского совета и Красногорского района в 1991 г.
Из указанного решения следует, что Красногорской КЭЧ для организации огородных товариществ передано 14 га земли.
Постановлением Главы Красногорского района Московской области от 29.12.2005 "Об утверждении границ земельного участка общей площадью 546200 кв. м. Архангельской КЭЧ КЭУ г. Москвы в районе <данные изъяты> Архангельской КЭЧ КЭУ г. Москвы утверждены границы земельного участка, общей площадью 546200 кв. м, в том числе земельного участка N 3, площадью 147800 кв. м
30.06.2006 г. земельный участок, площадью 147800 кв. м поставлен на кадастровый учет с номером <данные изъяты>.
Между администрацией Воронковского сельского округа и У. 10.12.1996 г. был заключен договор аренды земельного участка площадью 0.09 га для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 5 лет.
Согласно п. 1.1. участок выделен из состава земель, закрепленных за Архангельской КЭЧ в 1991 г.
Согласно сообщению кадастрового инженера в результате землеустроительных работ было обнаружено, что земельный участок N 64 площадью 900 кв. м полностью накладывается на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> усматривается, что правообладателем земельного участка является Российская Федерация, разрешенное использование/назначение - для государственного и общественного пользования.
В силу ч. 4 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости, или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Поскольку земельный участок, площадью 9000 кв. м предоставлен истцу на основании договора аренды позже закрепления за Архангельской КЭЧ земельного участка под организацию огородных товариществ, из состава земель КЭЧ, сведения об изъятии данного земельного участка отсутствуют, с учетом того, что согласно ГКН правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является Российская Федерация, то у суда не имелось законных оснований для исключения спорного земельного участка из площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и прекращения на него права собственности Российской Федерации, а вывод суда о принадлежности спорного земельного участка Администрации Красногорского муниципального района Московской области не основан на фактических обстоятельствах дела.
То обстоятельство, что постановлением Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 15.08.2011 г. N 1716/8 было отменено постановление Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 29.12.2005 г. "Об утверждении границ Архангельской КЭЧ", не может служить основанием для удовлетворения требований истца, поскольку земельный участок фактически у Архангельской КЭЧ не изъят. Изменения в сведения ГКН относительно местоположения границ земельного участка правообладателем не вносились.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Таким образом, принимая решение о постановке на кадастровый учет земельного участка N 64, общей площадью 900 кв. м, суд вышел за пределы своей компетенции.
На основании изложенного, решение суда в соответствии п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, подлежит отмене, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущено нарушение норм материального закона.
При принятии нового решения, судебная коллегия находит иск в указанной выше части не подлежащим удовлетворению по изложенным выше основаниям.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем в соответствии с положением ч. 2 ст. 327.1 ГПК его законность и обоснованность в этой части не проверялись.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
- Решение Красногорского городского суда Московской области от 25 октября 2012 года отменить в части: исключения земельного участка N <данные изъяты> общей площадью 900 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения садоводства, расположенный у <данные изъяты> и прекращении на него права Российской Федерации;
- постановки принадлежащего Администрации Красногорского муниципального района Московской области земельный участок N <данные изъяты> общей площадью 900 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения садоводства, расположенный у <данные изъяты> на кадастровый учет.
Принять в этой части новое решение.
У. в иске к Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Министерству обороны РФ о внесении изменения в государственный кадастр недвижимости, исключении земельного участка N <данные изъяты> общей площадью 900 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения садоводства, расположенный у <данные изъяты> прекращении права Российской Федерации на указанный земельный участок, постановки его на кадастровый учет отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-13519/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N 33-13519/2013
судья Губин Я.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Алибердовой Н.А., Ивановой Т.И.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2013 года апелляционную жалобу ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ на решение Красногорского городского суда Московской области от 25 октября 2012 года по гражданскому делу по иску У. к Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Министерству обороны РФ о признании права собственности на земельный участок,
заслушав доклад судьи Ивановой Т.И.,
объяснения представителя У. - Ч.,
установила:
У. обратился в суд с иском к Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Министерству обороны РФ о признании права собственности на земельный участок, мотивируя свои требования тем, что ему на основании договора аренды от 10.12.1996 года N 1262 выделен земельный участок площадью 900 кв. м. Истцом проведено межевание указанного участка.
Однако, как указал истец, оформить право собственности на земельный участок в настоящее время не представляется возможным, поскольку спорный земельный участок входит в состав земель предоставленных Администрацией Красногорского района Архангельской КЭЧ КЭУ гор. Москвы.
В связи с этим просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью 900 кв. м, внести изменения в государственный кадастр недвижимости, исключив его земельный участок из земельного участка, принадлежащего Архангельской КЭЧ КЭУ г. Москвы и поставить его земельный участок на кадастровый учет, прекратив право собственности Российской Федерации на указанный участок.
Представитель Администрации Красногорского муниципального района Московской области оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель ФГКУ "Центрального территориального управления имущественных отношений" Министерства обороны РФ иск не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 25 октября 2012 года в удовлетворении иска о признании за истцом права собственности на земельный участок отказано, в остальной части требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным судом решением в части удовлетворения требований У., ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное, необоснованное в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходил к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, решением Президиума Красногорского городского Совета народных депутатов Московской области из ведения Министерства обороны был изъят в земельный фонд городского Совета для передачи его под огородные товарищества военнослужащим, ветеранам МО Красногорского гарнизона, Архангельской КЭЧ, жителям Воронковского сельского совета и Красногорского района в 1991 г.
Из указанного решения следует, что Красногорской КЭЧ для организации огородных товариществ передано 14 га земли.
Постановлением Главы Красногорского района Московской области от 29.12.2005 "Об утверждении границ земельного участка общей площадью 546200 кв. м. Архангельской КЭЧ КЭУ г. Москвы в районе <данные изъяты> Архангельской КЭЧ КЭУ г. Москвы утверждены границы земельного участка, общей площадью 546200 кв. м, в том числе земельного участка N 3, площадью 147800 кв. м
30.06.2006 г. земельный участок, площадью 147800 кв. м поставлен на кадастровый учет с номером <данные изъяты>.
Между администрацией Воронковского сельского округа и У. 10.12.1996 г. был заключен договор аренды земельного участка площадью 0.09 га для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 5 лет.
Согласно п. 1.1. участок выделен из состава земель, закрепленных за Архангельской КЭЧ в 1991 г.
Согласно сообщению кадастрового инженера в результате землеустроительных работ было обнаружено, что земельный участок N 64 площадью 900 кв. м полностью накладывается на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> усматривается, что правообладателем земельного участка является Российская Федерация, разрешенное использование/назначение - для государственного и общественного пользования.
В силу ч. 4 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости, или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Поскольку земельный участок, площадью 9000 кв. м предоставлен истцу на основании договора аренды позже закрепления за Архангельской КЭЧ земельного участка под организацию огородных товариществ, из состава земель КЭЧ, сведения об изъятии данного земельного участка отсутствуют, с учетом того, что согласно ГКН правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является Российская Федерация, то у суда не имелось законных оснований для исключения спорного земельного участка из площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и прекращения на него права собственности Российской Федерации, а вывод суда о принадлежности спорного земельного участка Администрации Красногорского муниципального района Московской области не основан на фактических обстоятельствах дела.
То обстоятельство, что постановлением Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 15.08.2011 г. N 1716/8 было отменено постановление Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 29.12.2005 г. "Об утверждении границ Архангельской КЭЧ", не может служить основанием для удовлетворения требований истца, поскольку земельный участок фактически у Архангельской КЭЧ не изъят. Изменения в сведения ГКН относительно местоположения границ земельного участка правообладателем не вносились.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Таким образом, принимая решение о постановке на кадастровый учет земельного участка N 64, общей площадью 900 кв. м, суд вышел за пределы своей компетенции.
На основании изложенного, решение суда в соответствии п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, подлежит отмене, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущено нарушение норм материального закона.
При принятии нового решения, судебная коллегия находит иск в указанной выше части не подлежащим удовлетворению по изложенным выше основаниям.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем в соответствии с положением ч. 2 ст. 327.1 ГПК его законность и обоснованность в этой части не проверялись.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
- Решение Красногорского городского суда Московской области от 25 октября 2012 года отменить в части: исключения земельного участка N <данные изъяты> общей площадью 900 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения садоводства, расположенный у <данные изъяты> и прекращении на него права Российской Федерации;
- постановки принадлежащего Администрации Красногорского муниципального района Московской области земельный участок N <данные изъяты> общей площадью 900 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения садоводства, расположенный у <данные изъяты> на кадастровый учет.
Принять в этой части новое решение.
У. в иске к Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Министерству обороны РФ о внесении изменения в государственный кадастр недвижимости, исключении земельного участка N <данные изъяты> общей площадью 900 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения садоводства, расположенный у <данные изъяты> прекращении права Российской Федерации на указанный земельный участок, постановки его на кадастровый учет отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)