Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2013 N 09АП-31770/2013 ПО ДЕЛУ N А40-119389/12

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. N 09АП-31770/2013

Дело N А40-119389/12

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Якутова Э.В.
судей Мухина С.М., Свиридова В.А.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиаровой Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Электрокомбинат" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2013 по делу N А40-119389/12 судьи Поляковой А.Б. (17-1120)
по заявлению ООО "Электрокомбинат" (ОГРН 1077746264265; 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 21)
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица ТУ Росимущества в городе Москве, Главное управление МЧС России по г. Москве
о признании незаконным решения
при участии:
- от заявителя: Дементьева Н.А. по дов. от 09.04.2013; Казьмина О.М. по дов. от 01.07.2013;
- от ответчика: Леонова Т.А. по дов. от 23.07.2013;
- от третьих лиц: ТУ Росимущества в городе Москве, не явился, извещен;
- ГУ МЧС по г. Москве, Митичкина О.С. по дов. от 25.12.2012;

- установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2013 ООО "Электрокомбинат" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР), оформленного письмом от 26.06.2012 N 33-5-9652/12-(01), об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003012:2323 общей площадью 2 358 м 2, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Электрозаводская, вл. 21, стр. 9 и о возложении на Департамент обязанности принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность, и в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу передать заявителю для подписания проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003012:2323 общей площадью 2 358 м 2, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Электрозаводская, вл. 21, стр. 9 по льготной цене из расчета цены выкупа 20% кадастровой стоимости земельного участка.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным, необоснованным.
Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Отзывы на апелляционную жалобу ответчиком и третьими лицами не представлены.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ТУ Росимущества в городе Москве, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что ответчик не предоставил доказательств того, что земельный участок является ограниченным в обороте, и не указал ни одной нормы действующего законодательства, позволяющей отнести земли, в границах которых находится защитное сооружение гражданской обороны, к землям, ограниченным в обороте.
Отметил, что в материалах дела отсутствуют доказательства возведения спорных помещений в качестве защитного сооружения гражданской обороны-убежища, а также доказательства отнесения спорных помещений к федеральной собственности.
Обратил внимание на то, что Общество не является приватизированным предприятием, объекты гражданской обороны не приватизировало, правопреемником приватизированного предприятия не является.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что отсутствуют основания для передачи земельного участка в собственность Общества, так как на нем расположены два защитных сооружения гражданской обороны.
Представитель ГУ МЧС России по г. Москве в судебном заседании полностью согласился с правовой позицией ответчика, поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Электрокомбинат" является собственником объекта недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 21, стр. 9 общей площадью 11 998,7 м 2 (свидетельство о регистрации права серии 77 АК 028238, запись в ЕГРП от 18.12.2008 N 77-77-03/072/2008-517).
22.06.2012 ООО "Электрокомбинат" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003012:2323 общей площадью 2 358 кв. м.
Письмом от 26.06.2012 N 93-5-9652/12-(01.) Обществу было отказано в оформлении договора купли-продажи земельного участка в связи с тем, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
В письме ДЗР сослался на информацию ГУ МЧС России по Москве от 21.06.2012 N 1292-4-13, согласно которой в границах земельного участка расположены два защитных сооружения гражданской обороны за инв. N 011470-77 и 011456-77.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что уполномоченный орган правомерно отказал в передаче земельного участка в собственность, поскольку имеются предусмотренные законодательством основания для отказа в приватизации спорного земельного участка.
При этом, суд правомерно указал на то, что согласно п. 2 положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "О порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями", объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и пользование.
К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения и продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны.
С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583, предусмотрено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях к Постановлению N 3020-1 не упомянуты.
В связи с этим, суд пришел к обоснованному выводу о том, что защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что согласно выпискам из реестра федерального имущества от 24.02.2012 N 296/4228 и N 296/4229 защитные сооружения гражданской обороны инв. N 011470-77 и N 011470-77, расположенные в здании по адресу: г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 21, стр. 9, учтены 24.02.2012 в реестре федерального имущества, соответственно под номерами В13770018762 и В13770018763.
В связи с этим, необходимо отметить, что согласно абз. 2 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе).
Согласно п. 1 Положения о Росимуществе правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления.
В соответствии с п. 1 ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В силу изложенного, решение о предоставлении земельного участка, на котором расположены находящиеся в федеральной собственности защитные сооружения гражданской обороны, должно приниматься ТУ Росимущества по Москве.
Соответственно, вопрос о наличии либо отсутствии ограничений оборотоспособности земельных участков, подлежит разрешению полномочным органом при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка.
В связи с этим, вне зависимости от оснований отказа в предоставлении земельного участка, оспариваемое Обществом решение Департамента не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2013 по делу N А40-119389/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Э.В.ЯКУТОВ

Судьи
С.М.МУХИН
В.А.СВИРИДОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)