Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2013 ПО ДЕЛУ N А65-10297/2012

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. по делу N А65-10297/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Гаврилова А.М. (доверенность от 23.01.2013),
заинтересованного лица - Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Володина А.Е. (доверенность от 03.10.2013),
третьих лиц - открытого акционерного общества "Валком-Н" - Гаврилова А.М. (доверенность от 16.11.2011), открытого акционерного общества "Нэфис Косметикс" - Минкина Д.В. (доверенность от 15.05.2013),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов В.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-10297/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай", Республика Татарстан, Тюлячинский р-н, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", третьи лица: открытое акционерное общество "Валком-Н", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, открытое акционерное общество "Нэфис Косметикс", Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным бездействия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай" (далее - заявитель, Общество, ООО "ВТ НПО "Карамай") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет), муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет) о признании незаконными бездействия ответчиков, выразившихся в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4 площадью 47790 +/- 76,51 кв. м по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Петряевых, д. 5, в собственность заявителю, в не подготовке проекта договора купли-продажи данного земельного участка и не направлении данного договора заявителю; об обязании Исполнительного комитета принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4 площадью 47790 +/- 76,51 кв. м по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Петряевых, д. 5, в собственность заявителю и об обязании Комитета подготовить проект договора купли-продажи данного земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013, заявление удовлетворено частично. Признано незаконными бездействия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", выразившиеся в непредставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4 площадью 47790 +/- 76,51 кв. м по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Петряевых, д. 5 в собственность ООО "ВТ НПО "Карамай".
При этом суд обязал Исполнительный комитет и Комитет устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем рассмотрения заявления ООО "ВТ НПО "Карамай" от 17.02.2013 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4 площадью 47790 +/- 76,51 кв. м по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Петряевых, д. 5 и принятия решения, предусмотренного нормами закона.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ВТ НПО "Карамай" просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 отменить в части отказа в предоставлении земельного участка, указывая на неприменение судами пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо - открытое акционерное общество "Нэфис Косметикс" (далее - ОАО "Нэфис Косметикс"), считая решение суда первой и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, просили оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что ООО "ВТ НПО "Карамай" никогда не обладал никаким правом на весь земельный участок с кадастровым номером 16:50:080611:4, а к нему лишь перешло право постоянного (бессрочного) пользования на использование только части земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4, занятой приобретенными у ОАО "Валком-Н" в 2003 и в 2006 г. объектами недвижимости и необходимой для их использования. Данные выводы сделаны в судебных актах по делам N А65-18606/2011, А65-10431/2012, А65-17285/2012, а также в решении Приволжского районного суда г. Казани по делу 2-603/2013. На праве бессрочного пользования земельный участок принадлежал Казанскому валяльно-войлочному комбинату, выделялся для производства валяльно-войлочной обуви. ОАО "Валком-Н" пользовался земельным участком без оформления прав на него, продавал объекты недвижимости не как имущественный комплекс, по договорам объекты недвижимости продавались частями ООО "ВТ НПО "Карамай" без земельных участков. Свои доводы ОАО "Нэфис Косметикс" подтвердил судебной практикой, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535, постановлением Федерального Арбитражного суда Волго-вятского округа от 25.02.2013 по делу N 28-1857/2012, постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 по делу N А28-1857/2012, определением N ВАС-13525/10, ВАС-16446/10 от 16.12.2010 об отказе в передаче дела в порядке надзора.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 28.11.2013 объявлен перерыв до 13 часов 45 минут 05.12.2013.
Информация размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено 05.12.2013 в 13 часов 45 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель на основании договоров купли-продажи недвижимости с открытым акционерным обществом "Валком-Н" (далее - ОАО "Валком-Н") является собственником объектов недвижимости: склад шерсти, здание чистильно-отделочного цеха, очистные сооружения, здание цеха грубообувного производства и производства войлока, производственное здание с гаражом и сараем, административное здание, административное здание (новый корпус народного потребления), трансформаторная подстанция, здание кухни, здание материального склада, здание (пылесборник), здание (база готовой продукции), здание литейного цеха, здание детального цеха, здание комендатуры, а также канализация, железнодорожные пути расположенных по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Братьев Петряевых, д. 5, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 104 - 120).
При реализации ОАО "Валком-Н" указанных объектов недвижимости ООО "ВТ НПО "Карамай" к последнему перешло право постоянного бессрочного пользования земельным участком на использование части земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования Общество обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани с заявлением от 17.02.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4 (т. 1 л.д. 79 - 82).
Решение ответчиками о предоставлении земельного участка в собственность заявителю принято не было.
Считая, что ответчиками проявлено незаконное бездействие, выразившиеся в не предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4, в не подготовке проекта договора купли-продажи данного земельного участка и не направлении его заявителю, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя обжалованные судебные акты в части, исходит из следующего.
Выводы суда о том, что ООО "ВТ НПО "Карамай" является законным пользователем части земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4 согласуются с установленным обстоятельством судебными актами по арбитражным делам N А65-27529/2011, А65-18606/2011, А65-10431/2012, А65-17285/2012. Объекты недвижимости приобретались ООО "ВТ НПО "Карамай" по разовым сделкам заключенным в 2003 и 2011 годах, что подтверждается представленными в материалы дела договорами купли-продажи и свидетельствами о праве собственности на объекты недвижимости зарегистрированными за ООО "ВТ НПО "Карамай".
Таким образом, покупатель здания, строения, сооружения может оформить соответствующие права на земельный участок с целью эксплуатации таких объектов при условии соблюдения статей 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В абзаце 4 пункта 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О указано, что из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в системной связи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Требования, рассмотренные судом по настоящему делу, заявлены в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Вышеуказанные выводы соответствуют правоприменительной практике, в том числе постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-12926/09, ВАС-13258/09.
Кроме того, в абзаце 4 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится разъяснение, подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Результатом признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, в соответствии с абзацем 6 названного пункта Постановления Пленума N 11, является обязание соответствующего органа к подготовке проекта договора и направлению его в определенный срок собственнику недвижимости.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 35 Кодекса, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
При этом суду необходимо учитывать, что установленным действующим законодательством порядком выкупа земельного участка собственником находящегося на нем здания, строения, сооружения, предусмотрен ряд последовательных действий участников соответствующих отношений, в том числе представление заявителем уполномоченному органу пакета документов, необходимых для принятия решения.
Приказом Министерства экономического развития от 13.09.2012 N 475 утвержден следующий перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении земельного участка в собственность:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
В соответствии с положениями статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В указанном пункте статьи 36 ЗК РФ также установлено, что лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ.
Таким образом, из приведенных положений ЗК РФ прямо следует, что, во-первых, кадастровый паспорт земельного участка может быть заменен схемой расположения земельного участка, во-вторых, обязанность по выдаче схемы расположения земельного участка возложена на администрацию.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Между тем в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из материалов дела и судебных актов не представляется возможным установить, была ли выполнена администрацией в установленные сроки предусмотренная законом обязанность.
Судами, названные обстоятельства не устанавливались.
Поскольку названные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения спора, обжалованные судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу N А65-10297/2012 отменить в части обязания Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно-производственное объединение "Карамай" от 17.02.2013 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:080611:4 площадью 47790 +/- 76,51 кв. м по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Петряевых, д. 5 и принятия решения, предусмотренного нормами закона, дело направить в отмененной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В оставшейся части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)