Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Е.М. Моисеевой, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2012 по делу N А70-1876/2012, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.11.2012 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконными действий по отказу в установлении публичного сервитута.
Третьи лицо: Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог Тюменской области".
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) о признании незаконными действий Департамента по отказу в установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 72:06:0310001:156, на которой расположена автомобильная дорога общего пользования "Нововяткино - Балаганы - Заборка" Т-606, принадлежащая на праве собственности Тюменской области.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.11.2012 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов общество просит их отменить, указывая на несоответствие выводов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований фактическим обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального прав.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
- 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
- 2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
- 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что общество является собственником земельного участка площадью 615000 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, Викуловский район, в 1,0 км на восток от с. Балаганы за р. Ишим, в границах участка с кадастровым номером 72:06:031001:156, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Письмом от 26.04.2011 общество обратилось в Департамент с заявлением об установлении публичного сервитута на часть принадлежащего обществу земельного участка, указывая, что по данному земельному участку проходит областная автомобильная дорога общего пользования Нововяткино - Балаганы - Заборка, Т-606, правообладателем которой является субъект Российской Федерации - Тюменская область.
Письмом от 21.12.2011 Департамент сообщил, что согласно информации федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Тюменской области выявлено пересечение границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 72:06:0310001:151, 72:06:0311001:119, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 72:060000000:255, с границами обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 72:06:031001:153, 72:06:0310001:154, 72:06:0310001:155, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 72:06:0310001:156. Поскольку при проведении кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 72:06:0310001:156 могла быть допущена кадастровая ошибка, Департамент отказал в удовлетворении заявления об установлении публичного сервитута, предложив обществу обратиться за устранением кадастровой ошибки.
Считая данные действия Департаменты незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
Исследовав представленные доказательства, дав им надлежащую оценку, суды установили, что границы обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 72:06:0310001:151 и 72:06:0311001:119, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 72:06:00000000:255, принадлежащего Тюменской области, пересекают границы обособленных земельных участков 72:06:0310001:153 и 72:06:0310001:154, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 72:06:0310001:156, принадлежащего обществу, таким образом, в государственном кадастре недвижимости имеется кадастровая ошибка. Суды пришли к выводу, что кадастровая ошибка быть исправлена посредством применения установленного статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" порядка исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости, а не установлением публичного сервитута.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии в оспариваемых действиях Департамента нарушений норм земельного законодательства и прав и интересов общества, в связи с чем отказали в удовлетворении заявления.
Доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре принятых судебных актов, о том, что пересечение земельных участков и нахождение в связи с этим автомобильной дороги на земельном участке общества является основанием для установления публичного сервитута, в целом направлены на иную правовую оценку заявителем фактических обстоятельств дела. Вместе с тем, переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А70-1876/2012 Арбитражного суда Тюменской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2012, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.11.2012 отказать.
Председательствующий судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
Е.М.МОИСЕЕВА
Судья
Г.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 13.03.2013 N ВАС-2546/13 ПО ДЕЛУ N А70-1876/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. N ВАС-2546/13
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Е.М. Моисеевой, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2012 по делу N А70-1876/2012, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.11.2012 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконными действий по отказу в установлении публичного сервитута.
Третьи лицо: Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог Тюменской области".
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) о признании незаконными действий Департамента по отказу в установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 72:06:0310001:156, на которой расположена автомобильная дорога общего пользования "Нововяткино - Балаганы - Заборка" Т-606, принадлежащая на праве собственности Тюменской области.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.11.2012 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов общество просит их отменить, указывая на несоответствие выводов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований фактическим обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального прав.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
- 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
- 2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
- 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что общество является собственником земельного участка площадью 615000 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, Викуловский район, в 1,0 км на восток от с. Балаганы за р. Ишим, в границах участка с кадастровым номером 72:06:031001:156, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Письмом от 26.04.2011 общество обратилось в Департамент с заявлением об установлении публичного сервитута на часть принадлежащего обществу земельного участка, указывая, что по данному земельному участку проходит областная автомобильная дорога общего пользования Нововяткино - Балаганы - Заборка, Т-606, правообладателем которой является субъект Российской Федерации - Тюменская область.
Письмом от 21.12.2011 Департамент сообщил, что согласно информации федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Тюменской области выявлено пересечение границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 72:06:0310001:151, 72:06:0311001:119, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 72:060000000:255, с границами обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 72:06:031001:153, 72:06:0310001:154, 72:06:0310001:155, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 72:06:0310001:156. Поскольку при проведении кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 72:06:0310001:156 могла быть допущена кадастровая ошибка, Департамент отказал в удовлетворении заявления об установлении публичного сервитута, предложив обществу обратиться за устранением кадастровой ошибки.
Считая данные действия Департаменты незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
Исследовав представленные доказательства, дав им надлежащую оценку, суды установили, что границы обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 72:06:0310001:151 и 72:06:0311001:119, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 72:06:00000000:255, принадлежащего Тюменской области, пересекают границы обособленных земельных участков 72:06:0310001:153 и 72:06:0310001:154, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 72:06:0310001:156, принадлежащего обществу, таким образом, в государственном кадастре недвижимости имеется кадастровая ошибка. Суды пришли к выводу, что кадастровая ошибка быть исправлена посредством применения установленного статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" порядка исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости, а не установлением публичного сервитута.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии в оспариваемых действиях Департамента нарушений норм земельного законодательства и прав и интересов общества, в связи с чем отказали в удовлетворении заявления.
Доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре принятых судебных актов, о том, что пересечение земельных участков и нахождение в связи с этим автомобильной дороги на земельном участке общества является основанием для установления публичного сервитута, в целом направлены на иную правовую оценку заявителем фактических обстоятельств дела. Вместе с тем, переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А70-1876/2012 Арбитражного суда Тюменской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2012, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.11.2012 отказать.
Председательствующий судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
Е.М.МОИСЕЕВА
Судья
Г.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)