Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 29.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1355

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N 33-1355


Судья: Чупошев Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Усольцевой Л.А., судей Казанцевой Т.Б., Холонгуевой О.Р., при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МО "Тарбагатайский район" в интересах МО "Тарбагатайский район" к П. о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной
по апелляционной жалобе П. на решение Тарбагатайского районного суда г. Улан-Удэ от 25 февраля 2013 г., которым иск удовлетворен, прекращено право собственности П. на 1/270 земельную долю общей площадью <...> га для сельскохозяйственного использования, в том числе пашни <...> га, сенокосов <...> га, пастбищ <...> га, в праве долевой собственности на земельный участок - общей площадью <...> га, в пределах землепользования бывшего колхоза <...> из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав П., представителей Администрации МО "Тарбагатайский район" В., Г., судебная коллегия

установила:

Администрация муниципального образования "Тарбагатайский район" обратилась в суд с иском в интересах муниципального образования "Тарбагатайский район" к П. о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил прекратить право собственности ответчика на 1/270 земельную долю общей площадью <...> га для сельскохозяйственного использования, в том числе пашни <...> га, сенокосов <...> га, пастбищ <...> га, в праве долевой собственности на земельный участок - общей площадью <...> га, в пределах землепользования бывшего колхоза <...> из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации" и принятыми в его продолжение и развитие Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 г. N 86 "О порядке реорганизации совхозов и колхозов" и от 04.09.1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", постановлением администрации Тарбагатайского района Республики Бурятия от 19.07.1994 г. N 178 "О закреплении земель в общую совместную собственность по хозяйствам Тарбагатайского района" были утверждены списки граждан, имеющих земельные паи в сельскохозяйственных предприятиях, товариществах с ограниченной ответственностью и ассоциациях крестьянских хозяйств района.
В период с 1994 по 2000 года всем собственникам земельных долей были выписаны свидетельства на право собственности на землю. Однако часть граждан, включенных в списки, до настоящего времени не предприняли никаких действий, направленных на оформление прав на землю, в связи с чем, на территории бывшего колхоза <...> реорганизованного в производственно-сельскохозяйственный кооператив <...>, который на сегодняшний день тоже ликвидирован, появились невостребованные земельные доли.
Согласно "Рекомендациям о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 96, в Указе Президента от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" под невостребованными земельными долями понимают доли, собственники которых не получили свидетельства, не воспользовались правом собственности, а также доли, по которым большинство участников долевой собственности не могут определить местонахождение сособственников, а последние не проявляют активности в осуществлении своего права по пользованию, владению и распоряжению земельным участком.
В результате проведенной инвентаризации списков дольщиков были выявлены дольщики, которые не распорядились своей долей более трех лет с момента приобретения прав на земельную долю, в том числе и ответчик.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовано в газете "Бурятия", N <...> (4635) от 28.01.2010 г. Информация о выделении земельного участка в счет невостребованных земельных долей опубликовано в газете "Бурятия", N <...> (4715) от 29.05.2010 г. Общее собрание участников долевой собственности колхоза <...> было назначено на 11.03.2010 г., собрание признано несостоявшимся, так как на нем присутствовало 15 участников долевой собственности, что составляет 7,1% (в соответствии с законодательством не менее 20% от общего числа дольщиков).
Образование указанного земельного участка площадью <...> га осуществлено постановлением Администрации МО "Тарбагатайский район" от 18.05.2010 г. N 240 "Об образовании из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка в счет невостребованных земельный долей в границах землепользования колхоза <...> на территории муниципального образования "Тарбагатайский район" Республики Бурятия".
С момента публикации информационного сообщения в Администрацию МО "Тарбагатайский район" поступили заявления с намерением оформления 22 земельных долей. Собственники и наследники остальных 270 долей, в том числе ответчик, не изъявили желания к оформлению права собственности на земельные доли.
Орган местного самоуправления поселения МО СП "Тарбагатайское" передал полномочия по работе с невостребованными долями МО "Тарбагатайский район".
В судебном заседании представитель истца Администрации МО "Тарбагатайский район" В. исковые требования с учетом уточнения поддержал.
Ответчик П. исковые требования не признал, пояснив, что право собственности на земельную долю не было оформлено, просил предоставить срок.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе П. просит решение отменить, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что он неоднократно обращался в Администрацию района с целью определить границы своей земельной доли, однако смог оформить только права на сенокосные угодья. Ни публикацию в газете "Правда Бурятии", ни информационные сообщения на стендах в с. Тарбагатай, он не видел. Собрание собственников долей фактически 11.03.2010 г. не проводилось, он на нем не присутствовал, хотя был указан в числе лиц, принимавших участие в собрании, что свидетельствует о фальсификации протокола, однако суд эти доводы не проверил. Суд указал на признание им исковых требований, однако иск он не признавал, напротив был не согласен с заявленными требованиями.
В заседании суда апелляционной инстанции П. доводы жалобы поддержал. Дополнительно пояснил, что земельная доля была выделена его отцу, ему перешла в порядке наследования. В использовании земли он заинтересован, фактически высаживал картофель, использовал под сенокос. Права на землю не были оформлены, так как органы местного самоуправления не указывали содействия в этом, все его обращения остались без ответа.
Представители Администрации МО "Тарбагатайский район" В., Г. с доводами апелляционной жалобы не согласились, полагали, что решение вынесено законно и обоснованно. Суду пояснили, что процедура изъятия невостребованных земельных долей была начата в соответствии с редакцией ФЗ N 101-ФЗ, действовавшей до 01.07.2011 г., после внесения в закон изменений новая процедура не проводилась, поскольку этого и не требуется. Иск заявлен в интересах МО "Тарбагатайский район", так как имеется соглашение с поселением - с. Тарбагатай на передачу району полномочий, связанных с невостребованными земельными долями.
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Тарбагатайского района РБ от 19.07.1994 г. N 178 "О закреплении земель в общую совместную собственность по хозяйствам Тарбагатайского района" были утверждены списки граждан, имеющих земельные паи в сельскохозяйственных предприятиях, товариществах с ограниченной ответственностью и ассоциациях крестьянских хозяйств района, в том числе список колхозников и пенсионеров, имеющих право на получение бесплатного земельного пая колхоза <...> В указанный список был включен П., являющийся, как пояснил ответчик, его отцом.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону N<...> от 01.06.1999 г. П. Тарбагатайским районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству было выдано свидетельство на право собственности на землю N<...>, регистрационная запись N<...> от 25.08.1999 г. Из указанного свидетельства следует, что он приобрел право общей совместной собственности на земельную долю в ПСК <...> (колхоз <...>") в с. Тарбагатай, площадью <...> га, <...> балл/га для сельскохозяйственного пользования, в том числе пашни <...> га, сенокосы <...> га, пастбища <...> га.
Удовлетворяя требования Администрации МО "Тарбагатайский район", суд исходил из того, что принадлежащая истцу земельная доля является невостребованной, процедура по ее изъятию, предшествующая обращению в суд, органом местного самоуправления соблюдена, полномочия поселения - МО СП "Тарбагатайское" по истребованию переданы Администрации МО "Тарбагатайский район".
Однако с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку, вынося решение, суд не учел изменения от 29.12.2010 г., внесенные в Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вступившие в силу с 01.07.2011 г., в соответствии с которыми изменилась процедура изъятия невостребованных земельных долей, и не проверил соблюдена ли истцом указанная процедура.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ч. 2).
Процедура признания земельных долей невостребованными и орган местного самоуправления, наделенный правом совершения соответствующих действий, установлены п. п. 3 - 8 ст. 12.1. указанного Федерального Закона.
Согласно ч. 3 ст. 12.1. Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее - список невостребованных земельных долей) (п. 3).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п. 4).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п. 5).
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 14.1, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, размещения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Указанные сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать: дату и время проведения общего собрания; адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; повестку дня общего собрания; адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п. 7).
Между тем, из материалов дела следует, что установленная законом процедура не была в рассматриваемом случае соблюдена, а действия, совершенные Администрацией МО "Тарбагатайский район" в соответствии с действовавшей до 01.07.2011 г. редакцией Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в частности, ст. 13 указанного ФЗ) вновь установленному порядку не соответствуют.
Так, в нарушение ст. 12.1. Закона список невостребованных земельных долей был опубликован в газете "Бурятия" <...> г., то есть менее чем за 3 месяца до даты проведения общего собрания, которое в соответствии с той же публикацией было назначено на 11.03.2010 г., при этом не было разъяснено право лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, на представление в письменной форме возражений в орган местного самоуправления или общему собранию участников долевой собственности.
В публикации в нарушение ст. 14. Закона не указаны все необходимые сведения о собрании и цели его проведения. Так, из публикации следует, что собрание назначено в целях определения местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка в счет невостребованных долей, а не для утверждения списка невостребованных земельных долей, как этого требует действующая редакция закона.
Кроме того, в публикации отсутствуют сведения и об адресе места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение и сроки такого ознакомления.
Собрание, как это следует из представленной копии протокола от 11.03.2010 г., не состоялось в связи с отсутствием кворума, однако органом местного самоуправления поселения списки невостребованных земельных долей утверждены не были, при этом 18.05.2010 г., то есть до истечения 4 месяцев со дня публикации списка, постановлением Администрации МО "Тарбагатайский район" образован за счет невостребованных земельных долей земельный участок общей площадью <...>
Указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что процедура признания долей невостребованными, в том числе доли, принадлежащей ответчику, соблюдена не была, что препятствует возможности прекращения прав на нее П. и признания права муниципальной собственности в судебном порядке.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что ч. 8 ст. 12.1. Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусматривает право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Заявляя требования о признании права собственности МО "Тарбагатайский район" на невостребованные земельные доли, истец ссылался на заключенные между МО сельское поселение "Тарбагатайское" и МО "Тарбагатайский район" соглашения от 09.01.2009 г и от 09.01.2013 г., в соответствии с которыми сельским поселением в МО "Тарбагатайский район" передана часть полномочий по работе с невостребованными земельными долями, включая полномочия по распоряжению сформированными земельными участками.
Однако в данном деле истец действовал в интересах МО "Тарбагатайский район", а не поселения, поскольку заявил требования о признании права собственности района на земельные доли. Факт же заключения соглашений между органами местного самоуправления различных уровней не может изменять установленного федеральным законом субъекта (поселение, городской округ), в собственность которого подлежит передаче земельный участок из невостребованных земельных долей.
Судебная коллегия также обращает внимание, что представленные суду соглашения не устанавливают конкретный круг переданных правомочий, в том числе и право обращения в суд в интересах сельского поселения.
При таких обстоятельства решение суда нельзя признать законным и обоснованным, по изложенным мотивам оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

определила:

Решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2013 года отменить.
Исковые требования Администрации МО "Тарбагатайский район" оставить без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.УСОЛЬЦЕВА

Судьи
Т.Б.КАЗАНЦЕВА
О.Р.ХОЛОНГУЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)