Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1286-13

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N 33-1286-13


Докладчик: Никифорова Р.Ф.
Судья: Мартьянова А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Никифоровой Р.Ф.,
судей Савельевой Г.В., Александровой А.В.,
при секретаре З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах И. к администрации г. Чебоксары о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары от 14 августа 2012 года N в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по <адрес> для индивидуального жилищного строительства, обязании предоставить бесплатно в собственность земельный участок по <адрес> для индивидуального жилищного строительства ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м на состав семьи из <данные изъяты> человек,
поступившее по апелляционным жалобам сторон и апелляционному представлению старшего помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Арюхиной Ю.М. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 января 2013 года, которым постановлено:
Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики предоставить И. на состав семьи из <данные изъяты> человек, включая <данные изъяты>, в первоочередном порядке бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах границ <адрес> в порядке ст. ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ N 181 "О социальной защите инвалидов РФ".
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах И. к администрации г. Чебоксары о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары от 14 августа 2012 года N в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по <адрес> для индивидуального жилищного строительства, обязании предоставить бесплатно в собственность земельный участок по <адрес> для индивидуального жилищного строительства ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м на состав семьи из <данные изъяты> человек, отказать.
Заслушав доклад судьи Никифоровой Р.Ф., судебная коллегия

установила:

01 октября 2012 года заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах И. обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары от 14 августа 2012 года N в предоставлении в первоочередном порядке бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, и об обязании предоставить И. на состав семьи из <данные изъяты> человек, включая <данные изъяты>, в первоочередном порядке бесплатно в собственность вышеуказанный земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что в семье истца И. имеется <данные изъяты> Указанная семья состоит на учете в администрации <данные изъяты> в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, статей 11 и 29, а также п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, семья И. имеет право на предоставление в первоочередном порядке в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако ответчик письмом от 14 августа 2012 года отказал ей в реализации такого права, ссылаясь на отсутствие в настоящее время нормативно-правового акта Чувашской Республики, регламентирующего первоочередное бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и ведения личного подсобного хозяйства льготным категориям граждан, кроме многодетных семей.
16 января 2013 года прокурор уточнил свои требования, исключив из второго требования о возложении на ответчика обязанности предоставить И. на состав ее семьи из <данные изъяты> человек бесплатно в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, слова в первоочередном порядке.
В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района г. Чебоксары Арюхина Ю.М. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец И., участвуя в судебном заседании, уточненные исковые требования также поддержала, дополнив, что предоставление земельных участков по правилам статей 11 и 30 Земельного кодекса РФ для индивидуального жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов, в связи с чем считает, что она вправе ставить перед органом местного самоуправления вопрос о предоставлении любого земельного участка в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция данного органа, необходимо только, чтобы такой земельный участок был свободен от прав третьих лиц. Свой же выбор земельного участка по <адрес> она объясняет тем, что данный участок находится в районе, максимально приближенном к поликлинике, в которой ее ребенку-инвалиду необходимо постоянно наблюдаться, и к специализированной школе, в которую ребенок пойдет в следующем году.
Представитель ответчика - администрации г. Чебоксары Е. в судебном заседании исковые требования не признала по тем основаниям, что испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, не имеет четких границ; и, что действующее законодательство не предусматривает предоставление в первоочередном порядке семье, имеющей в своем составе <данные изъяты>, конкретный земельный участок. Также полагает, что администрация г. Чебоксары по данному делу не является надлежащим ответчиком, так как полномочия по рассматриваемому спорному вопросу делегированы Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Представитель третьего лица - отдела охраны детства в лице органа опеки и попечительства администрации Московского района г. Чебоксары в суд не явился, но в представленном письменном заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представители третьих лиц - Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары и МКУ "<данные изъяты>" в судебное заседание не явились.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное истцом И., ответчиком - администрацией г. Чебоксары. Также на решение суда прокурором подано апелляционное представление.
В апелляционном представлении прокурора и апелляционной жалобе истца И. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований и принятии в указанной части нового решения об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ответчика - администрации г. Чебоксары ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представления, выслушав выступление прокурора Овчинниковой Н.А., поддержавшей апелляционное представление, объяснения истца И., поддержавшей свою апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, семья И. состоит из <данные изъяты>
Также судом установлено, что с 28 мая 2008 года семья И. в составе из <данные изъяты> человек состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение жилых помещений) в администрации <данные изъяты>. Кроме того, указанная семья является участником подпрограммы "<данные изъяты>", о чем свидетельствует включение их в сводный список под N по <данные изъяты> (л.д. 40 - 42).
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Пунктами 17 и 18 указанных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела, 02 апреля 2012 года И. обратилась с заявлением в администрацию г. Чебоксары о предоставлении ее семье земельного участка в городе Чебоксары для индивидуального жилищного строительства, ссылаясь на наличие <данные изъяты>, на что письмом от 28 апреля 2012 года администрация г. Чебоксары отказала по тем мотивам, что на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она не состоит (л.д. 12 - 13).
16 мая и 18 июня 2012 года И. вновь обратилась в администрацию г. Чебоксары с заявлением, но уже о предоставлении одного из земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, указывая, что ее семья состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <данные изъяты> с 28 мая 2008 года (л.д. 10 - 11).
На указанные заявления заместителем начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары дан ответ о том, что испрашиваемые истцом земельные участки предоставлены в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям, и, что в настоящее время в связи с отсутствием нормативно-правовых актов Чувашской Республики, регламентирующих первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и ведения личного подсобного хозяйства льготным категориям граждан, кроме многодетных семей, Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары направлено письмо в Министерство юстиции Чувашской Республики с просьбой разъяснить порядок предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на которое ими до настоящего времени ответ не получен. Также в ответе указывалось, что после получения соответствующей информации из Министерства юстиции Чувашской Республики о порядке предоставления земельных участков семьям, имеющим детей-инвалидов, вопрос И. будет рассмотрен повторно (л.д. 15).
27 июля 2012 года И. обратилась в администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно один из земельных участков, расположенных по <адрес>, на что письмом ответчика от 14 августа 2012 года ей было отказано в связи с отсутствием в настоящее время нормативно-правового акта Чувашской Республики, регламентирующего первоочередное бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и ведения личного подсобного хозяйства льготным категориям граждан, кроме многодетных семей (л.д. 17 - 19, 20).
Проанализировав вышеприведенные обстоятельства и нормы законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что, поскольку право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставлено на федеральном уровне, а нуждаемость семьи И., в которой имеется <данные изъяты>, в улучшении жилищных условий нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, то требования истца о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанность предоставить И. на состав семьи из <данные изъяты> человек, включая <данные изъяты> в первоочередном порядке бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Что касается требования истца о предоставлении ее семье бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> то суд признал их необоснованными, указав, что установленное ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не может быть истолковано как обязанность органа местного самоуправления предоставлять указанным лицам по их требованию бесплатно любой произвольно выбранный ими земельный участок.
Также суд указал, что хотя первоочередное предоставление земельных участков лицам, указанным в ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ, и производится без проведения торгов, что и является содержанием данной гарантии, однако такое предоставление земельных участков производится на общих основаниях. В данном случае, испрашиваемый истцом земельный участок по <адрес> не сформирован, его границы и точная площадь не определены, в связи с чем такой земельный участок не может служить объектом прав и предметом каких-либо сделок.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда об отказе в удовлетворении искового требования о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности по предоставлению И. бесплатно в собственность земельного участка по <адрес> для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью <данные изъяты>.
Указанный вывод основан на требованиях действующего законодательства, в том числе и Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который, предусмотрев право инвалидов или семей, имеющих в своем составе инвалидов, на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства, не предусматривает их право на конкретный земельный участок по их собственному выбору, как об этом, по сути, просят прокурор и истец.
Хотя пунктом 1 ст. 30.1 ЗК РФ и предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, без предварительного согласования места размещения объекта, однако изложенное не означает, что такие земельные участки должны предоставляться гражданам по их произвольному выбору.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ регулирование земельных отношений входит в полномочия органов местного самоуправления. В указанной норме права, в частности указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Таким образом, судебная коллегия также считает, что в рассматриваемой правовой ситуации, у истца отсутствует право требовать у ответчика по предоставлению ей конкретного земельного участка, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истца И. и доводы апелляционного представления прокурора, сводящиеся в конечном итоге к признанию за истцом права предоставления ей бесплатно в собственность указанного ею конкретного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не могут быть приняты во внимание, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Что касается решения суда в части возложения на администрацию г. Чебоксары предоставить И. на состав семьи из <данные изъяты> человек, в первоочередном порядке бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах границ <адрес> в порядке ст. ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ N 181 "О социальной защите инвалидов РФ", то судебная коллегия находит решение суда в указанной части подлежащим отмене, поскольку такого требования ни прокурор, ни истец И. не заявляли.
Как следует из искового заявления, позиции истца и прокурора в ходе судебного разбирательства ими были заявлены два требования: 1) признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары от 14 августа 2012 года N в предоставлении в первоочередном порядке бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства; и 2) обязать ответчика предоставить И. на состав семьи из <данные изъяты> человек, включая <данные изъяты>, бесплатно в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Анализ характера указанных исковых требований позволяет сделать вывод, что основаны они на субъективном праве истца И. на приобретение бесплатно в собственность конкретного земельного участка, а не на признание за ней права на приобретение бесплатно в собственность земельного участка.
Таким образом, из изложенного следует, что суд, в нарушение требований ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, вышел за пределы заявленных требований, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.
Кроме того, судебная коллегия находит необходимым отметить, что при разрешении заявленного прокурором спора существенное значение имеет и то, что действующее законодательство (Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, Земельный кодекс РФ) не предусматривают для указанной категории лиц права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, как об этом заявлено в иске, в связи с чем судебная коллегия соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении иска еще и по данному основанию.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 января 2013 года в части возложения на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики обязанности предоставить И. на состав семьи из <данные изъяты> человек, включая <данные изъяты>, в первоочередном порядке бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах границ города Чебоксары Чувашской Республики в порядке ст. ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ N 181 "О социальной защите инвалидов РФ" отменить.
Апелляционную жалобу истца И. и апелляционное представление старшего помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Арюхиной Ю.М. на это же решение суда оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)