Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.02.2013
по делу N А11-8237/2012,
принятое судьей Мокрецовой Т.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Система-Заказчик" (г. Владимир, мкр. Коммунар, ул. Центральная, д. 19; ИНН 3329047512, ОГРН 1073340006354) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - Беловой Т.Г. по доверенности от 09.01.2013 N 2 сроком действия до 31.12.2013;
- филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области" - Головой Е.В. по доверенности от 09.01.2013 N 5 сроком действия до 31.12.2013,
- администрации Владимирской области - Розенфельд И.Н. по доверенности от 30.08.2012 N 01/02-02 сроком действия три года;
- и
общество с ограниченной ответственностью "Система-Заказчик" (далее - ООО "Система-Заказчик", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 в размере 40 973 685 руб. 38 коп. в связи с неверным отнесением земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования. В целях восстановления нарушенных прав заявитель просил суд обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области" исключить с момента внесения кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 в размере 40 973 685 руб. 38 коп. и включить кадастровую стоимость с учетом отнесения земельного участка к 15 группе видов разрешенного использования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области" (далее - Кадастровая палата, ФГБУ "Кадастровая палата по Владимирской области), администрация Владимирской области.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 11.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Действия Управления Росреестра по внесению в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 в размере 40 973 685 руб. 38 коп. в связи с неверным отнесением земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования признаны незаконными. В целях восстановления нарушенного права суд обязал ФГБУ "Кадастровая палата по Владимирской области" с момента внесения исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 в размере 40 973 685 руб. 38 коп. и включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость обозначенного земельного участка с учетом отнесения его к 15 группе видов разрешенного использования, с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель, отнесенных к 15 группе видов разрешенного использования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Регистрирующий орган обращает внимание на то, что определение кадастровой стоимости обозначенного земельного участка, исходя из сведений, содержащихся у Управления Роснедвижимости по Владимирской области, обоснованно отнесено к 9 номеру видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Управление Росреестра является правопреемником Управления Роснедвижимости по Владимирской области и у него отсутствуют основания подвергать сомнению данные предшественника об обозначенном земельном участке.
Кроме того, регистрирующий орган указывает на неисполнимость судебного акта, поскольку 23.07.2012 осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 и из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 33:05:170101:2269 и 33:22:170101:2270 с разрешенным использованием - многоквартирные дома 5 - 10 этажей.
В судебном заседании представители Управления Росреестра, ФГБУ "Кадастровая палата" и администрации Владимирской области поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее; просили суд отменить обжалуемый судебный акт.
ООО "Система-Заказчик", участвующее в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, законного представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.08.2008 серии 33АК N 480180, N 480181, N 480184 и N 480185 ООО "Система-Заказчик" принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: малый скотный двор общей площадью 693 кв. м; картофелехранилище на 1000 тонн общей площадью 1335,2 кв. м; нежилое подсобное здание общей площадью 53,9 кв. м и коровник 4-рядный на 200 голов N 4 общей площадью 3476,6 кв. м, расположенные по адресу: г. Владимир, мкр. Коммунар, ул. Центральная, д. 19.
С 22.08.2008 ООО на основании договора купли-продажи "Система-Заказчик" принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 159 941 кв. м, кадастровый номер 33:05:170101:0460, расположенный по адресу: г. Владимир, мкр. Коммунар, ул. Центральная, д. 19, относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, образованный путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0444, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - содержание производственной базы СПК "Коммунар", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.08.2008 серии 33АК N 480186.
При проведении в 2008 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 33:05:170101:0460 отнесен к 9 группе видов разрешенного использования как земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; кадастровая стоимость обозначенного земельного участка определена 40 973 685 руб. 38 коп.
ООО "Система-Заказчик" обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 25.11.2011 N 25/11 по вопросу правильности определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Письмом от 20.12.2011 N 11-14962 регистрирующий орган уведомил Общество о возможном наличии кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка с учетом отнесения к 9 группе видов разрешенного использования и сообщил, что пересчет кадастровой стоимости земельного участка возможен только после исправления данной ошибки.
Оценив действия Управления Росреестра как противоречащие положениям действующего законодательства и нарушающие права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Система-Заказчик" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель и исходил из того, что факт наличия кадастровой ошибки имел место.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно общим правилам федерального законодательства, лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено) вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки (пункт 5.2.1 Положения).
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
В силу части 1 статьи 3 Закон о государственном кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов во Владимирской области по состоянию на 01.01.2008, в том числе земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0444 (из которого выделен земельный участок, принадлежащий на праве собственности заявителю).
Кадастровая стоимость этого земельного участка определена с учетом его вида разрешенного использования "содержание производственной базы СПК "Коммунар" (9 группа видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок").
Мероприятия по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов во Владимирской области были проведены в соответствии с действовавшим на момент ее проведения законодательством: статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" и от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, Административным регламентом Роснедвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215, Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222.
Законность и обоснованность порядка проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Владимирской области и постановления Губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 подтверждены судебными актами Владимирского областного суда и судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ (решение Владимирского областного суда от 17.12.2009 по делу N 3-60/2009, определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14.04.2010 по делу N 86-Г10-10, от 17.03.2010 по делу N 86-Г10-4).
При рассмотрении указанных дел судами установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Владимирской области проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".
По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, что подтверждается актом проверки и письмом Роснедвижимости от 31.01.2008.
После проведения проверки согласованные Роснедвижимостью результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки были направлены в Управление Роснедвижимости по Владимирской области, которое представило их на утверждение в администрацию области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Губернатором области 21.11.2008 путем принятия оспариваемого постановления.
По итогам рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Владимирской области проведена и оспариваемое постановление принято с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном им порядке и в пределах компетенции уполномоченных на то органов государственной власти.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 была определена уполномоченным органом в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222, согласно п. 2.1.8 которых в случае образования земельного участка путем выдела из существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка определяется путем умножения площади указанного земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка до его преобразования.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0444 и кадастровая стоимость образованного из него земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 с отнесением их к 9 группе видов разрешенного использования определены в соответствии с нормами действовавшего на момент их определения законодательства.
В рассматриваемой ситуации Общество, обратившись в суд с настоящим требованием, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, следствием чего является нарушение его прав как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 прямо указано, что споры, связанные с определением вида (категории) разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В данном же случае спор был разрешен судами по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть с использованием ненадлежащей процедуры арбитражного судопроизводства.
В связи с этим ссылка заявителя на наличие кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:460 при отнесении его к 9 группе видов разрешенного использования, определении его кадастровой стоимости и возможности исправить ее в судебном порядке является несостоятельной, основанной на неверном толковании обстоятельств дела и положении статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
С учетом всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае заявитель избрал неверный способ защиты своих прав.
Кроме того, суд ненадлежащим образом оценил то обстоятельство, что согласно данным государственного кадастра недвижимости 23.07.2012 осуществлен раздел рассматриваемого земельного участка и образование из него земельных участков с кадастровыми номерами 33:05:170101:2269 и 33:22:170101:2270 с разрешенным использованием: многоквартирные дома 5 - 10 этажей.
Данный вид разрешенного использования в соответствии с решением Совета народных депутатов г. Владимира от 31.10.2011 N 183 "Об утверждении "Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Владимир" может быть установлен только в территориальной зоне - зона застройки многоэтажными жилыми домами 5 этажей и выше.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 33:05:170101:460 имеет статус "архивный", снят с кадастрового учета в порядке статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ, внесение каких-либо изменений в сведения об этом участке невозможно.
При изложенных обстоятельствах заявленные в рамках настоящего спора требования не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия к этому фактических и правовых оснований.
Дополнительно суд отмечает, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснил, что права хозяйствующего субъекта, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такие требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, и также подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене судебного акта суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Владимирской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе ООО "Система-Заказчик" в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.02.2013 по делу N А11-8237/2012 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Система-Заказчик" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2013 ПО ДЕЛУ N А11-8237/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. по делу N А11-8237/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.02.2013
по делу N А11-8237/2012,
принятое судьей Мокрецовой Т.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Система-Заказчик" (г. Владимир, мкр. Коммунар, ул. Центральная, д. 19; ИНН 3329047512, ОГРН 1073340006354) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - Беловой Т.Г. по доверенности от 09.01.2013 N 2 сроком действия до 31.12.2013;
- филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области" - Головой Е.В. по доверенности от 09.01.2013 N 5 сроком действия до 31.12.2013,
- администрации Владимирской области - Розенфельд И.Н. по доверенности от 30.08.2012 N 01/02-02 сроком действия три года;
- и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Система-Заказчик" (далее - ООО "Система-Заказчик", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 в размере 40 973 685 руб. 38 коп. в связи с неверным отнесением земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования. В целях восстановления нарушенных прав заявитель просил суд обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области" исключить с момента внесения кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 в размере 40 973 685 руб. 38 коп. и включить кадастровую стоимость с учетом отнесения земельного участка к 15 группе видов разрешенного использования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области" (далее - Кадастровая палата, ФГБУ "Кадастровая палата по Владимирской области), администрация Владимирской области.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 11.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Действия Управления Росреестра по внесению в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 в размере 40 973 685 руб. 38 коп. в связи с неверным отнесением земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования признаны незаконными. В целях восстановления нарушенного права суд обязал ФГБУ "Кадастровая палата по Владимирской области" с момента внесения исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 в размере 40 973 685 руб. 38 коп. и включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость обозначенного земельного участка с учетом отнесения его к 15 группе видов разрешенного использования, с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель, отнесенных к 15 группе видов разрешенного использования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Регистрирующий орган обращает внимание на то, что определение кадастровой стоимости обозначенного земельного участка, исходя из сведений, содержащихся у Управления Роснедвижимости по Владимирской области, обоснованно отнесено к 9 номеру видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Управление Росреестра является правопреемником Управления Роснедвижимости по Владимирской области и у него отсутствуют основания подвергать сомнению данные предшественника об обозначенном земельном участке.
Кроме того, регистрирующий орган указывает на неисполнимость судебного акта, поскольку 23.07.2012 осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 и из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 33:05:170101:2269 и 33:22:170101:2270 с разрешенным использованием - многоквартирные дома 5 - 10 этажей.
В судебном заседании представители Управления Росреестра, ФГБУ "Кадастровая палата" и администрации Владимирской области поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее; просили суд отменить обжалуемый судебный акт.
ООО "Система-Заказчик", участвующее в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, законного представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.08.2008 серии 33АК N 480180, N 480181, N 480184 и N 480185 ООО "Система-Заказчик" принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: малый скотный двор общей площадью 693 кв. м; картофелехранилище на 1000 тонн общей площадью 1335,2 кв. м; нежилое подсобное здание общей площадью 53,9 кв. м и коровник 4-рядный на 200 голов N 4 общей площадью 3476,6 кв. м, расположенные по адресу: г. Владимир, мкр. Коммунар, ул. Центральная, д. 19.
С 22.08.2008 ООО на основании договора купли-продажи "Система-Заказчик" принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 159 941 кв. м, кадастровый номер 33:05:170101:0460, расположенный по адресу: г. Владимир, мкр. Коммунар, ул. Центральная, д. 19, относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, образованный путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0444, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - содержание производственной базы СПК "Коммунар", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.08.2008 серии 33АК N 480186.
При проведении в 2008 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 33:05:170101:0460 отнесен к 9 группе видов разрешенного использования как земельный участок, предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; кадастровая стоимость обозначенного земельного участка определена 40 973 685 руб. 38 коп.
ООО "Система-Заказчик" обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 25.11.2011 N 25/11 по вопросу правильности определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Письмом от 20.12.2011 N 11-14962 регистрирующий орган уведомил Общество о возможном наличии кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка с учетом отнесения к 9 группе видов разрешенного использования и сообщил, что пересчет кадастровой стоимости земельного участка возможен только после исправления данной ошибки.
Оценив действия Управления Росреестра как противоречащие положениям действующего законодательства и нарушающие права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Система-Заказчик" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель и исходил из того, что факт наличия кадастровой ошибки имел место.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно общим правилам федерального законодательства, лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено) вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки (пункт 5.2.1 Положения).
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
В силу части 1 статьи 3 Закон о государственном кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов во Владимирской области по состоянию на 01.01.2008, в том числе земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0444 (из которого выделен земельный участок, принадлежащий на праве собственности заявителю).
Кадастровая стоимость этого земельного участка определена с учетом его вида разрешенного использования "содержание производственной базы СПК "Коммунар" (9 группа видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок").
Мероприятия по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов во Владимирской области были проведены в соответствии с действовавшим на момент ее проведения законодательством: статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" и от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, Административным регламентом Роснедвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215, Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222.
Законность и обоснованность порядка проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Владимирской области и постановления Губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 подтверждены судебными актами Владимирского областного суда и судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ (решение Владимирского областного суда от 17.12.2009 по делу N 3-60/2009, определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14.04.2010 по делу N 86-Г10-10, от 17.03.2010 по делу N 86-Г10-4).
При рассмотрении указанных дел судами установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Владимирской области проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".
По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, что подтверждается актом проверки и письмом Роснедвижимости от 31.01.2008.
После проведения проверки согласованные Роснедвижимостью результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки были направлены в Управление Роснедвижимости по Владимирской области, которое представило их на утверждение в администрацию области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Губернатором области 21.11.2008 путем принятия оспариваемого постановления.
По итогам рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Владимирской области проведена и оспариваемое постановление принято с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном им порядке и в пределах компетенции уполномоченных на то органов государственной власти.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 была определена уполномоченным органом в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222, согласно п. 2.1.8 которых в случае образования земельного участка путем выдела из существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка определяется путем умножения площади указанного земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка до его преобразования.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0444 и кадастровая стоимость образованного из него земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:0460 с отнесением их к 9 группе видов разрешенного использования определены в соответствии с нормами действовавшего на момент их определения законодательства.
В рассматриваемой ситуации Общество, обратившись в суд с настоящим требованием, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, следствием чего является нарушение его прав как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 прямо указано, что споры, связанные с определением вида (категории) разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В данном же случае спор был разрешен судами по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть с использованием ненадлежащей процедуры арбитражного судопроизводства.
В связи с этим ссылка заявителя на наличие кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:05:170101:460 при отнесении его к 9 группе видов разрешенного использования, определении его кадастровой стоимости и возможности исправить ее в судебном порядке является несостоятельной, основанной на неверном толковании обстоятельств дела и положении статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
С учетом всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае заявитель избрал неверный способ защиты своих прав.
Кроме того, суд ненадлежащим образом оценил то обстоятельство, что согласно данным государственного кадастра недвижимости 23.07.2012 осуществлен раздел рассматриваемого земельного участка и образование из него земельных участков с кадастровыми номерами 33:05:170101:2269 и 33:22:170101:2270 с разрешенным использованием: многоквартирные дома 5 - 10 этажей.
Данный вид разрешенного использования в соответствии с решением Совета народных депутатов г. Владимира от 31.10.2011 N 183 "Об утверждении "Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Владимир" может быть установлен только в территориальной зоне - зона застройки многоэтажными жилыми домами 5 этажей и выше.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 33:05:170101:460 имеет статус "архивный", снят с кадастрового учета в порядке статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ, внесение каких-либо изменений в сведения об этом участке невозможно.
При изложенных обстоятельствах заявленные в рамках настоящего спора требования не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия к этому фактических и правовых оснований.
Дополнительно суд отмечает, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснил, что права хозяйствующего субъекта, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такие требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, и также подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене судебного акта суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Владимирской области подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе ООО "Система-Заказчик" в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.02.2013 по делу N А11-8237/2012 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Система-Заказчик" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)