Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4624

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N 33-4624


Судья: Озеров А.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Петровой Н.А.,
при секретаре П.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Л. к администрации муниципального образования "<адрес>" о признании постановления незаконным по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования "<адрес>" П.Г. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 29 апреля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" П.Г., поддержавшего доводы жалобы, объяснения Л., возражавшего относительно отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:

Л. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления N от <дата> "Об отказе гаражно-строительному кооперативу "Панорама-II" в образовании земельных участков в результате раздела земельного участка в <адрес>".
Истец в обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит гараж N, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040425:26 общей площадью 8180 кв. м по адресу: <адрес> (переименована на <адрес>) в районе трамвайного депо N <адрес>. Данный земельный участок был предоставлен гаражно-строительному кооперативу "Панорама-II" (далее по тексту ГСК "Панорама-II") по договору аренды от <дата>.
<дата> на общем собрании членов ГСК "Панорама-II" было принято решение о разделе земельного участка с последующим оформлением образованных земельных участков в собственность.
В последующем истец (как представитель ГСК "Панорама-II") обратился в администрацию муниципального образования "<адрес>" с заявлением о разделе земельного участка на несколько земельных участков (согласно представленным межевым и кадастровым планам на образуемые земельные участки). Постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" N от <дата> ГСК "Панорама-II" отказано в разделе земельного участка, поскольку образованные земельные участки не обеспечены подъездами, подходами с территории общего пользования.
Решением Ленинского районного суда от <дата> исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" П.Г. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению автора жалобы, судом неправильно определены значимые для дела обстоятельства и неправильно применены нормы материального права. Судом не принято во внимание, что в соответствии с нормами ст. 41 ГрК РФ к образуемым земельным участкам для их использования по назначению должны быть обеспечены подъезды с территории общего пользования. В предложенном ГСК "Панорама-II" варианте раздела земельного участка доступа к образованным земельным участкам с территории общего пользования не имеется.
Л. по доводам апелляционной жалобы поданы возражения, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" П.Г. апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Л., действующий как истец и как представитель третьего лица - ГСК "Панорама-II", возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения возникшего спора, а также в связи с несоответствием выводов суда установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Как следует из положений статьи 11.2. ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Согласно статье 11.3. ЗК РФ (пункты 1 - 3) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 11.4. ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Статья 11.9. ЗК РФ содержит перечень требований к образуемым и измененным земельным участкам. В силу положений данной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Часть 4 статьи 41 ГрК РФ предусматривает, что в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
По смыслу приведенных норм раздел земельного участка, находящегося в муниципальной либо государственной собственности, должен осуществляться на основании решения соответствующего органа при предоставлении заинтересованными лицами кадастровых паспортов образуемых земельных участков и правоустанавливающих документов на земельные участки, из которых при разделе образуются земельные участки. При разделе земельного участка должна сохраняться возможность беспрепятственного использования каждого из образуемых земельных участков по назначению, в том числе должно обеспечиваться наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
Согласно материалам дела Л., как председатель ГСК "Панорама-II", в январе и в феврале 2013 года обращался в администрацию муниципального образования "Город Саратов" для решения вопроса о разделе земельного участка, арендуемого ГСК, на несколько земельных участков в соответствии с межевыми планами. В числе образуемых земельных участков был указан земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположен гараж, принадлежащий Л. на праве собственности.
Как следует из межевых планов образуемых земельных участков, представленных в суд апелляционной инстанции, проезд к земельным участкам должен быть организован через земельный участок с кадастровым номером N (т.е. через земельный участок, подлежащий разделу), что не соответствует требованиям статей 11.9 ЗК РФ и 41 ГрК РФ, поскольку данный земельный участок не относится к территориям общего пользования.
- Согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования представляют собой территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
- Доказательств того, что при разделе земельного участка были образованы территории общего пользования, внесенные в качестве таковых в документы градостроительного территориального зонирования, стороной истца не представлено.
На отсутствие подъездов с территории общего пользования к большинству образуемых земельных участков было указано в письме, составленном комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в рамках рассмотрения вопроса о возможности раздела земельного участка.
Статья 195 ГПК РФ предусматривает, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, вывод суда о незаконности отказа органа местного самоуправления в разделе земельного участка по предложенному варианту, не соответствует требованиям приведенных норм закона и обстоятельствам дела.
В силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения (п. 2 ст. 328 ГПК РФ) об отказе истцу в удовлетворении предъявленных к администрации муниципального образования "Город Саратов" требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Ленинского районного суда города Саратова от 29 апреля 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Л. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным постановления об отказе в образовании земельных участков отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)