Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1251/13

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N 33-1251/13


Судья: Богзыкова Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Джульчигиновой В.К. и Андреевой А.В.,
при секретаре С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х., С.В., И., А., Ш. к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Администрации города Элисты о признании отказа в предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельных участков по апелляционной жалобе Х., С.В., И., А., Ш. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 февраля 2013 г.
Заслушав доклад судьи Андреевой А.В., объяснения представителя истцов У., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия К. и представителя Администрации города Элисты Д., судебная коллегия

установила:

Х., С.В., И., А., Ш. обратились в суд с иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее по тексту - Министерство), Администрации города Элисты о признании отказа в предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельных участков, ссылаясь на следующее.
Они являются инвалидами и на основании ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. *** г. в газете "Хальмг Унн" Министерством опубликовано извещение о предстоящем предоставлении земельных участков в аренду, где под пунктами 5, 9, 12, 15, 18, 20, 23, 24, 26 указаны земельные участки по адресам: Республика Калмыкия, ***, предназначенные для индивидуального жилищного строительства в 140, в 160, в 180-190, в 210, в 240, в 260, в 280, в 340, в 360 метрах. После этого они обратились в Министерство с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, в чем им устно было отказано в связи с тем, что они расположены в зоне производственно-коммунального типа. Просили суд признать незаконным устный отказ Министерства в предоставлении земельных участков, обязать Администрацию города Элисты предоставить земельные участки площадью 600 кв. м в аренду по ориентировочному адресу: Республика Калмыкия, ***: Х. - на расстоянии 65-70 м, С.В. - на расстоянии 50-55 м и 65-75 м, И. - на расстоянии 65-70 м, Ш. - на расстоянии 165-175 м и 180-190 м, А. - на расстоянии 100 м.
В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель истцов У. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель Министерства Э. исковые требования не признал.
Представитель Администрации города Элисты Д. просил в иске отказать ввиду несоблюдения истцами установленного порядка обращения с заявлениями о предоставлении земельных участков.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 февраля 2013 г. исковые требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в предоставлении земельных участков в аренду инвалидам Х., С.В., И., А., Ш. В удовлетворении исковых требований Х., С.В., И., А., Ш. к Администрации города Элисты об обязании предоставить земельные участки в аренду отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят изменить решение суда в части отказа в иске к Администрации города Элисты, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что выводы в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывают, что ими были представлены доказательства обращения в Администрацию города Элисты с заявлениями о предоставлении им в первоочередном порядке земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, Правительством Республики Калмыкия не утвержден порядок передачи с 01 января 2013 г. Администрации города Элисты полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городе Элиста.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Отказывая в иске Х., С.В., И., А., Ш. к Администрации города Элисты о возложении обязанности предоставить земельные участки в аренду для индивидуального жилищного строительства, суд руководствовался ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия (в редакции действовавшей до 01 января 2013 г. и в редакции от 02 марта 2012 г. N 336-IV-З), п. 8 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и исходил из того, что с 01 января 2013 г. предоставление земельных участков относится к компетенции органа местного самоуправления и осуществляется на основании заявления гражданина. Поскольку в установленном законом порядке истцы с соответствующими заявлениями не обращались, то оснований для возложения обязанности на Администрацию города Элисты предоставить истцам испрашиваемые земельные участки не имеется.
С указанными выводами суда следует согласиться.
Как установлено судом, Х., С.В., И., Ш., А., являющиеся инвалидами, в 2011-2012 г.г. обратились в Министерство с заявлениями о предоставлении на основании ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" земельных участков, расположенных около трехэтажного административного здания филиала МЧС г. Элисты, в аренду для индивидуального жилищного строительства. Министерством им устно было отказано ввиду нахождения земельных участков в зоне производственно-коммунального типа. Указанные земельные участки отнесены к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пункта 17 которого инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г., предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось на основании решений Правительства Республики Калмыкия или уполномоченного им органа исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере управления и распоряжения земельными участками в пределах их компетенции, установленной статьей 3 настоящего закона.
В силу ст. 4 Закона Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" в редакции Закона РК от 02.03.2012 N 336-IV-З, действующей с 1 января 2013 г., к компетенции Правительства Республики Калмыкия или уполномоченного им органа исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере управления и распоряжения земельными участками отнесено предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков только из земель, находящихся в республиканской собственности.
Полномочия по предоставлению земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, переданы соответствующим органам местного самоуправления Республики Калмыкия (п. 2 ст. 5 Закона РК от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-З).
Из смысла приведенных норм следует, что с 01 января 2013 г. вопросы предоставления земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, относятся к компетенции органов местного самоуправления, в данном случае к компетенции Администрации города Элисты.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение установленных требований процессуального закона истцами не представлено суду каких-либо доказательств обращения с 1 января 2013 года в Администрацию города Элисты о предоставлении земельных участков.
Согласно положениям ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты судов общей юрисдикции не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения обязанности на Администрацию города Элисты по предоставлению истцам земельных участков у суда не имеется.
Довод жалобы об отсутствии утвержденного Правительством Республики Калмыкия порядка передачи Администрации города Элисты полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городе Элиста, не может быть принят во внимание, поскольку данное требование не являлось предметом рассмотрения по настоящему делу. Наличие такого порядка само по себе не имеет правового значения для разрешения данного спора.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 февраля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Х., С.В., И., А., Ш. - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Д.КОЧЕНКОВА

Судьи
В.К.ДЖУЛЬЧИГИНОВА
А.В.АНДРЕЕВА

Копия верна:
Судья
А.В.АНДРЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)