Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.06.2010 N 4Г/1-4225

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2010 г. N 4г/1-4225


Судья Московского городского суда Кучерявенко А.А., изучив надзорную жалобу М.В., действующего по доверенности от имени А.В., поступившую в Московский городской суд 06.05.2010 г., на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 05.08.2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 05.11.2009 г. по гражданскому делу по иску прокурора СЗАО г. Москвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Префектуре СЗАО г. Москвы, Департаменту земельных ресурсов г. Москвы, А.В. о признании противоречащими закону и недействительными в части распоряжений префекта, сделки, ее государственной регистрации,
установил:

Прокурор СЗАО г. Москвы предъявил иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Префектуре СЗАО г. Москвы, Департаменту земельных ресурсов г. Москвы, А.В. о признании противоречащими закону и недействительными распоряжений префекта СЗАО г. Москвы от 23.04.2007 г. N 1159 рп "О предоставлении А.В. земельного участка по адресу (...)", и от 09.09.2008 г. N 3052 рп "О внесении изменений в распоряжение Префекта от 23.04.2007 г. N 1159 рп" в части предоставления земельного участка, площадью 3688 кв. м. Истец также просил признать противоречащим закону и недействительным со дня принятия договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды от 24.05.2007 г. N М-08-019120, заключенный между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы и А.В. в части предоставления последнему земельного участка площадью 3688 кв. м в пользование на условиях аренды, зарегистрированного 09.11.2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве и аннулировать запись N 77-77-14/013/2007-1003 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В обоснование своих требований истец указывал на то, что распоряжения Префектом изданы с нарушением норм федерального и регионального законодательства. Земельный участок, предоставленный А.В. площадью 3688 кв. м является особо охраняемой природной территорией регионального значения "Долина реки Сходни в Куркино" с режимом регулирования градостроительной деятельности N 2. Правительством Москвы в нарушение требованиям ч. 2 ст. 14 Закона г. Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" решение о предоставлении земельного участка в пользование А.В. не принималось. Префектом принято решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка без согласования с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Представители Префектуры СЗАО г. Москвы, Департамента Земельных ресурсов г. Москвы в суд явились, исковые требования не признали.
П. и его представитель в судебном заседании исковые требования не признали.
Представитель 3-го лица Правительства Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворении иска.
Представитель 3-го лица Государственного Природоохранного учреждения г. Москвы "Природный парт "Долина реки Сходни в Куркино" в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель 3-го лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в судебное заседание явился, пояснил, что был создан природный парк "Долина реки Сходни в Куркино", и на его территорию распространяются все установленные законом ограничения по хозяйственному использованию.
Представитель 3-го лица ООО "Антракт" в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска.
Представитель 3-го лица Москомархитектуры против иска возражал.
Представитель 3-го лица Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве против иска возражал.
Представитель 3-го лица Управления Федеральной регистрационной службы г. Москвы в судебное заседание не явился.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 05.08.2009 г. постановлено:
Признать недействительными распоряжения Префекта СЗАО г. Москвы от 23.04.2007 г. N 1159 рп "О предоставлении А.В. земельного участка по адресу (...)" и от 09.09.2008 г. N 3052 рп "О внесении изменений в распоряжение префекта от 23.04.2007 г. N 1159 рп" в части предоставления А.В. земельного участка площадью 3688 кв. м по указанному адресу.
Признать недействительным договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды от 24.05.2007 г. N М-08-019120, заключенный между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и А.В. в части предоставления последнему земельного участка площадью 3688 кв. м по адресу: (...) в пользование на условиях аренды, зарегистрированного 09.11.2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве.
Настоящее решение является основанием для погашения записи N 77-77-14/013/2007-1003 о государственной регистрации договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды от 24.05.2007 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 05.11.2009 г. решение Тушинского районного суда г. Москвы от 05.08.2009 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ставится вопрос об отмене решения Тушинского районного суда г. Москвы от 05.08.2009 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 05.11.2009 г.
21.05.2010 г. указанное гражданское дело истребовано из Тушинского районного суда г. Москвы. 10.06.2010 г. дело поступило в Московский городской суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:
- 1) об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора;
- 2) о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы гражданского дела, проверив доводы жалобы, нахожу, что существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судом допущено не было, доводы надзорной жалобы не могут повлечь за собой возможность отмены указанных судебных постановлений в порядке надзора.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Правительства Москвы от 27.01.1998 г. N 75 ТОО "Антракт" был предоставлен земельный участок площадью 16,6 га в микрорайоне Куркино деревня Юрово под проектирование в 1998 году и строительство в 1999 - 2001 гг. малоэтажного жилого комплекса с объектами культурно-бытового обслуживания, благоустройство территории и дальнейшую его эксплуатацию. Данное решение соответствовало проекту детальной планировки по застройке жилого района Куркино, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.07.1994 г. N 471.
Из договора аренды, заключенного между ТОО "Антракт" (в настоящее время ООО "Антракт") и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы, и дополнительных соглашений к нему следует, что при разработке проекта планировки учитывался участок земельного отвода ООО "Антракт", располагавшийся в границах объекта Природного парка "Долина реки Сходни в Куркино" с установленным режимом градостроительной деятельности N 2. Указанный участок был выделен под комплексное благоустройство.
Согласно приложению к дополнительным соглашениям N 5, 6, 7 к вышеуказанному договору аренды N М-08-011304, переданный в аренду ООО "Антракт" участок земли имел три разных кадастровых номера, в связи с разным целевым назначением и различным режимом использования, а именно для эксплуатации малоэтажного жилого комплекса; для проектирования в 1998 - 1999 г.г., строительства в 1999 - 2003 г.г. и дальнейшей эксплуатации общественно-делового центра; для благоустройства территории и комплексного озеленения.
В период разработки проекта застройки и принятия дополнительных соглашений к договору аренды Правительством Москвы было принято решение об образовании особо охраняемой природной территории "Долина реки Сходня в Куркино".
Письмом ГУП НИиПИ Генплана города Москвы от 06.05.2003 г. материалы по созданию ООПТ "Природный парк "Долина реки Сходни в районе Куркино" переданы в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Постановлением Правительства N 782-ПП от 16.09.2003 г. "О создании природного парка "Долина реки Сходни в Куркино" в границах, утвержденных постановлением Приятельства Москвы N 979-ПП от 26.11.2002 г. "О проекте планировки объектов природного комплекса в долине реки Сходня и прилегающих территориях в районе Куркино СЗАО" была установлена территория природного парка.
Границы ООПТ "Природный парк Долина реки Сходни в районе Куркино" откорректированы Заключением АПУ СЗАО от 10.03.2004 г. с обязательством ООО "Антракт" в установленном порядке разработать и согласовать проект комплексного озеленения территории.
При разработке проекта планировки по образованию особо охраняемой природной территории "Долина реки Сходня в Куркино" в ее границы вошел земельный участок, площадью 41869 кв. м, предоставленный ООО "Антракт" во временное владение и пользование (аренду) с разрешенным видом использования для благоустройства и комплексного озеленения.
В 2006 году ООО "Антракт" оформило охранное обязательство на ту часть выделенной территории, которая попала в границы особо охраняемой природной территории "Долина реки Сходни в Куркино" размером 4,1869 га, которое зарегистрировано Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы 25.10.2006 г. за N 14.
В соответствии с распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 23.04.2007 г. N 1159 рп с учетом изменений, внесенных распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы N 3052 рп от 09.09.2008 г. А.В. был предоставлен земельный участок площадью 0,5085 га, расположенный по адресу: <...> в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации индивидуального жилого дома, собственником которого он является.
Жилой дом, находящийся в собственности А.В., по адресу: (...), был предметом договора долевого участия в строительстве малоэтажного жилого комплекса. Данный малоэтажный жилой комплекс строился на земельном участке, предоставленном в аренду под соответствующие цели.
На основании названного выше Распоряжения Префекта от 23.04.2007 г. между А.В. и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы 24.05.2007 г. был заключен договор N М-08-029120 о предоставлении земельного участка, площадью 5085 кв. м с кадастровым номером 77:08:01006:048 в пользование на условиях аренды для эксплуатации индивидуального жилого дома, сроком действия до 06.12.2005 г. Разделом 4 данного договора предусмотрены особые условия использования части переданного в аренду земельного участка, имеющего статус особо охраняемой природной территории в соответствии с режимами, установленными законодательством об особо охраняемой природной территории.
Согласно графическим материалам, приложенным к договору аренды земельного участка, заключенного с А.В., предоставленный ему земельный участок в пользование на условиях аренды, состоит из нескольких участков, с различным режимом их использования.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой индивидуальной зоны с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Земельные участки в составе рекреационных зон, в т.ч. земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами используются для отдыха граждан и туризма. В пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий используются в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 94, 100 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Статьей 14 Закон города Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" предусмотрено, что земельные участки особо охраняемых природных территорий предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий (дирекциям особо охраняемых природных территорий).
Земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и религиозным объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории (п. 2 ст. 14 названного Закона).
Удовлетворяя исковые требования прокурора СЗАО г. Москвы, исследовав обстоятельства по делу, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд пришел к правильному выводу о том, что земельный участок размером 3688 кв. м, предоставленный А.В. в аренду, находится в границах особо охраняемой природной территории регионального значения природного парка "Долина реки Сходни в Куркино".
При этом суд принял во внимание, что лист 12 кадастровой справки в сопоставлении с информацией, содержащейся на листе 10 данной кадастровой справки, свидетельствует о наложении границ земельного участка, предоставленного А.В., на границы земельного участка особо охраняемой природной территории "Долина реки Сходни в Куркино".
Суд правильно указал на то, что земельный участок, предоставленный А.В. был сформирован из двух самостоятельных земельных участков, ранее предоставленных ООО "Антракт" по договору аренды.
Суд также верно исходил из того, что предоставление земельных участков в границах особо охраняемой природной территории для эксплуатации жилых домов, является нарушением требований федерального законодательства и законодательства города Москвы о природопользовании и земельного законодательства.
Учтено судом и то, что Правительством Москвы не издавалось распорядительных документов о предоставлении А.В. земельного участка, имеющего режим градостроительной деятельности N 2.
Обоснованным является и вывод суда о том, что при формировании земельного участка, предоставленного А.В. в аренду, совершены действия по изменению разрешенного вида использования. Судом учтено, что сведений, подтверждающих соблюдение порядка, установленного ст. ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ по проведению публичных слушаний по данному вопросу, не имеется.
Суд верно сослался на то, что Префект, принимая распоряжение Префекта СЗАО г. Москвы от 23.04.2007 г. N 1159 рп "О предоставлении А.В. земельного участка по адресу: (...)" и от 09.09.2008 г. N 3052 рп "О внесении изменений в распоряжение префекта от 23.04.2007 г. N 1159 рп" в части предоставления земельного участка, площадью 3688 кв. м в границах особо охраняемой природной территории, превысил полномочия, установленные п. 2 ст. 14 Закона г. Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
При таких обстоятельствах, вывод суда о признании в силу ст. 168 ГК РФ договора от 24.05.2007 г. в части предоставления земельного участка площадью 3688 кв. м А.В. в пользование на условиях аренды для эксплуатации жилого дома является обоснованным.
Проверяя законность решения от 05.11.2009 г. в кассационном порядке, судебная коллегия не усмотрела оснований для его отмены.
Выводы суда и судебной коллегии требованиям действующего законодательства не противоречат и доводами надзорной жалобы не опровергаются.
Оспаривая вышеуказанные судебные постановления, представитель А.В. указал на то, что вывод суда о создании особо охраняемой природной территории "Природный парк "Долина реки Сходни в Куркино" не соответствует действительности, поскольку в процессе ее образования были допущены многочисленные отступления от порядка, предусмотренного действующим законодательством. Данный довод не может повлечь отмену решения Тушинского районного суда г. Москвы от 05.08.2009 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 05.11.2009 г.
26.11.2002 г. Правительством Москвы принято постановление N 979-ПП "О проекте планировки объектов природного комплекса в долине реки Сходни и на прилегающих территориях в районе Куркино Северо-Западного административного округа", в качестве приложений к которому утверждены границы территорий природного комплекса в долине реки Сходни в районе Куркино, схема режимов регулирования градостроительной деятельности, планы функционального, строительного, ландшафтного зонирования, схема функционально-планировочного зонирования территории, а также схема границ предлагаемой к созданию особо охраняемой природной территории регионального значения "Природный парк "Долина реки Сходни в районе Куркино".
16.09.2003 г. Правительством Москвы принято постановление N 782-ПП "О создании природного парка "Долина реки Сходни в Куркино", согласно пункту 1 которого постановлено согласиться с предложением ГУП НИиПИ Генплана Москвы и образовать в городе Москве особо охраняемую природную территорию регионального значения "Природный парк "Долина реки Сходни в Куркино" в границах, утвержденных указанным выше постановлением Правительства Москвы от 26.11.2002 г. N 979-ПП.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в редакции, действовавшей на момент принятия названных выше постановлений, решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом города Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", в редакции, действовавшей на момент принятия вышеуказанных постановлений, утверждение границ особо охраняемых природных территорий относилось к ведению Московской городской Думы.
Этим же Законом в редакции от 14.07.2004 г. полномочия по образованию, изменению категории и упразднению особо охраняемых природных территорий, утверждению режимов регулирования градостроительной деятельности и границ особо охраняемых природных территорий в г. Москве были отнесены к ведению Правительства Москвы.
Принятие решения об образовании природного парка в силу приведенных выше положений ст. 19 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" является прерогативой органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 г. N 726, компетенцией Министерства природных ресурсов являлось формирование системы особо охраняемых природных территорий, осуществление государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Министерства.
Территория, на которой образован природный парк "Долина реки Сходни в Куркино" в ведении Министерства природных ресурсов не находилась.
Довод представителя А.В. о том, что приложения к постановлению Правительства Москвы от 26.11.2002 г. N 979-ПП не были опубликованы в нарушение требованиям закона, о незаконности принятых по делу судебных постановлений не свидетельствует.
Полный текст постановления Правительства Москвы от 26.11.2002 г. N 979-ПП "О проекте планировки объектов природного комплекса в долине реки Сходни и на территориях в районе Куркино Северо-Западного административного округа" был опубликован в "Вестнике мэра и Правительства Москвы" N 58, 2002 года. Приложения N 2 - 7, 10 к настоящему постановлению изложены в графическом редакторе и его опубликование законом не предусмотрено. Кроме того, названные приложения доступны для всеобщего сведения, поскольку распространены в правовым системах.
Иные доводы надзорной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда, о незаконности вышеуказанных судебных постановлений не свидетельствуют. Кроме того, они являлись предметом рассмотрения судов первой и кассационной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
В силу ст. ст. 67, 347 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и кассационной инстанций.
Следует учесть, что гражданским процессуальным законодательством суду надзорной инстанции право переоценки доказательств не предоставлено.
Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, надзорная жалоба не содержит, а потому по ее доводам оснований к передаче надзорной жалобы на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 05.08.2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 05.11.2009 г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда не имеется.
Кроме того, следует отметить, что одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, предусматривающий недопустимость пересмотра вступившего в законную силу судебного акта только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта. Наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. 383 ГПК РФ, судья
определил:

в передаче надзорной жалобы М.В., действующего по доверенности от имени А.В., на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 05.08.2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 05.11.2009 г. по гражданскому делу по иску прокурора СЗАО г. Москвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Префектуре СЗАО г. Москвы, Департаменту земельных ресурсов г. Москвы, А.В. о признании противоречащими закону и недействительными в части распоряжений префекта, сделки, ее государственной регистрации для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказать.
Судья
Московского Городского суда
А.А.КУЧЕРЯВЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)