Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Расчупко Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васильева Ф.И.,
судей Раковского В.В., Салащенко О.В.,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
при секретаре Е.,
рассмотрев 02 ноября 2011 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года по делу по заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения,
установила:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки установлено несоблюдение ответчиком природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В нарушение требований федерального законодательства ответчиком не организован надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, на территории муниципального образования отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров и не установлены сами металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (или деревянные или металлические сборники в неканализированных домовладениях), организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением и учреждениями, Советом депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась генеральная схема очистки населенных пунктов, в муниципальном образовании не устанавливалась очередность планово-регулярной очистки и не согласовывалась с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
В связи с тем, что несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать ответчика не позднее 01 июня 2011 года согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Установить и согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов. Принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.
В судебном заседании прокурор Турыгин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации Переволоцкого района Т., действующая по доверенности от 08.06.2011 года, возражала против удовлетворения требований прокурора.
Представитель третьего лица Роспотребнадзора по Оренбургской области К., действующая по доверенности от 30.03.2011 года, поддержала требования прокурора.
Решением суда заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации МО Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по несогласованию с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Администрация МО Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области обязана в срок до 01 июня 2012 года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами: согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров; согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и организацию установки на улицах муниципального образования урн.
В кассационной жалобе Глава администрации МО Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав доклад судьи Раковского В.В., заключение прокурора Омельченко Л.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Данная обязанность также закреплена в п. 18 ст. 5 Устава МО Татищевский сельсовет Переволоцкого района и в пункте 1. Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Татищевский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов МО Татищевский сельсовет от 16.10.2006 года N 58.
В соответствии с п. 1.2. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
На основании п. п. 2.2.2., 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно п. п. 2.2.1., 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре 5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).
Судом установлено, что, Советом депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась генеральная схема очистки населенных пунктов, на территории муниципального образования отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров и не установлены сами металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (или деревянные или металлические сборники в неканализированных домовладениях), организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением и учреждениями, в муниципальном образовании не устанавливалась очередность планово-регулярной очистки и не согласовывалась с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований прокурора, поскольку при организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории с. Татищево Переволоцкого района ответчиком не соблюдаются требования п. п. 1.2., 2.1.3., 2.2.1. - 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88.
Поскольку организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов населения должна осуществляться должным образом, в том числе с соблюдением требований п. п. 1.2., 2.1.3., 2.2.1. - 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88, то решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не соглашается с доводами ответчика о том, что не доказано бездействие администрации МО Татищевский сельсовет по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, поскольку в судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования отсутствуют мусоросборные контейнеры и урны, а также специальные площадки для размещения контейнеров, сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением, данные обстоятельства подтверждаются объяснениями главы МО Татищевский сельсовет Д.
Другие доводы кассационной жалобы о необоснованности судебного решения нельзя признать состоятельными. Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом приведенных обстоятельств, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-6769/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2011 г. по делу N 33-6769/2011
судья Расчупко Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васильева Ф.И.,
судей Раковского В.В., Салащенко О.В.,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
при секретаре Е.,
рассмотрев 02 ноября 2011 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года по делу по заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения,
установила:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки установлено несоблюдение ответчиком природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В нарушение требований федерального законодательства ответчиком не организован надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, на территории муниципального образования отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров и не установлены сами металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (или деревянные или металлические сборники в неканализированных домовладениях), организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением и учреждениями, Советом депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась генеральная схема очистки населенных пунктов, в муниципальном образовании не устанавливалась очередность планово-регулярной очистки и не согласовывалась с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
В связи с тем, что несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать ответчика не позднее 01 июня 2011 года согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Установить и согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов. Принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.
В судебном заседании прокурор Турыгин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации Переволоцкого района Т., действующая по доверенности от 08.06.2011 года, возражала против удовлетворения требований прокурора.
Представитель третьего лица Роспотребнадзора по Оренбургской области К., действующая по доверенности от 30.03.2011 года, поддержала требования прокурора.
Решением суда заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации МО Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по несогласованию с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Администрация МО Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области обязана в срок до 01 июня 2012 года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами: согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров; согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и организацию установки на улицах муниципального образования урн.
В кассационной жалобе Глава администрации МО Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав доклад судьи Раковского В.В., заключение прокурора Омельченко Л.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Данная обязанность также закреплена в п. 18 ст. 5 Устава МО Татищевский сельсовет Переволоцкого района и в пункте 1. Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Татищевский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов МО Татищевский сельсовет от 16.10.2006 года N 58.
В соответствии с п. 1.2. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
На основании п. п. 2.2.2., 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно п. п. 2.2.1., 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре 5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).
Судом установлено, что, Советом депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась генеральная схема очистки населенных пунктов, на территории муниципального образования отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров и не установлены сами металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (или деревянные или металлические сборники в неканализированных домовладениях), организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением и учреждениями, в муниципальном образовании не устанавливалась очередность планово-регулярной очистки и не согласовывалась с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении требований прокурора, поскольку при организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории с. Татищево Переволоцкого района ответчиком не соблюдаются требования п. п. 1.2., 2.1.3., 2.2.1. - 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88.
Поскольку организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов населения должна осуществляться должным образом, в том числе с соблюдением требований п. п. 1.2., 2.1.3., 2.2.1. - 2.2.4. СанПиН 42-128-4690-88, то решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не соглашается с доводами ответчика о том, что не доказано бездействие администрации МО Татищевский сельсовет по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, поскольку в судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования отсутствуют мусоросборные контейнеры и урны, а также специальные площадки для размещения контейнеров, сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется самостоятельно населением, данные обстоятельства подтверждаются объяснениями главы МО Татищевский сельсовет Д.
Другие доводы кассационной жалобы о необоснованности судебного решения нельзя признать состоятельными. Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом приведенных обстоятельств, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)