Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2008 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесова Ю.И.
судей Т.Г. Гуденица, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Сфера": не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 03.10.08 г., 07.10.08 г.),
от ТУ ФАУФИ по КК: не явился, извещен надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
от ФГУП "ФТ-Центр": не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 13.10.08 г., 06.10.08 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07 июля 2008 г. по делу N А32-4922/2008-39/82
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сфера"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю при участии третьего лица: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" о признании бездействия незаконным, принятое судьей Колодкиной В.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее - ООО "Сфера") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по КК, Теруправление) о признании незаконным бездействия Теруправления, выразившегося в неисполнении действий, предусмотренных п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, и обязании последнего выставить земельный участок, расположенный по адресу Краснодарский край, Северский район, п. Афипский, промзона, контур N 351, на торги (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к производству).
Решением суда от 07 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ТУ ФАУФИ по КК, выразившееся в уклонении от рассмотрения в порядке ст. 34 ЗК РФ заявления ООО "Сфера" о предоставлении в собственность путем проведения торгов земельного участка площадью 2,6 га, расположенного по адресу Краснодарский край, Северский район, п. Афипский, промышленная зона, контур N 351. Суд обязал ТУ ФАУФИ по КК в установленном законом порядке в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ООО "Сфера" о предоставлении в собственность путем проведения торгов земельного участка площадью 2,6 га, расположенного по адресу Краснодарский край, Северский район, п. Афипский, промышленная зона, контур N 351, и принять соответствующее решение. В остальной части заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что письмо от 31.01.08 г., которым Теруправление предложило обществу представить документы, по своему содержанию не может считаться решением уполномоченного органа, принятым по результатам рассмотрения заявления истца, а затребованные им документы ни каким образом не соотносятся с самой целью поданного заявления и ожидаемого результата заявителем. Со стороны Теруправления в уклонении от рассмотрения в установленном законом порядке заявления ООО "Сфера" о предоставлении земельного участка путем проведения торгов и не принятии решения (положительного либо отрицательного, которое могло быть в установленном законом порядке обжаловано), имеет место бездействие, нарушающее права и интересы юридического лица на возможность приобретения земельного участка для осуществления экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Теруправление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ООО "Сфера" обратилось в Теруправление с заявлением ранее, чем спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, уполномоченным органом принято решение о проведении торгов и публикации соответствующего сообщения. Для выяснения обстоятельств, послуживших поводом для вышеуказанного заявления ООО "Сфера", Теруправление в ответе от 31.01.2008 г. N 08-10/897 дополнительно просило представить кадастровый план испрашиваемого земельного участка и документы, определяющие уровень государственной собственности указанного земельного участка для рассмотрения обращения по существу. ООО "Сфера" не представило в Теруправление запрашиваемые документы, в связи с чем у Теруправления отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления ООО "Сфера" по существу и принятия по нему решения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
От ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Теруправления.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
С апелляционной жалобой от ТУ ФАУГИ также поступило ходатайство о замене Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю на его процессуального правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев ходатайство, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.06.2008 г. N 117 "О территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальные управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом переименованы в территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Пунктом 2 Приказа установлено, что переименование территориальных управлений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом осуществляется без проведения организационно-штатных мероприятий и без переназначения их сотрудников.
На основании изложенного, с учетом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции полагает возможным произвести процессуальную замену - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Сфера" обратилось в ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю с заявлением, в котором просило в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка площадью 2,6 га (расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, п. Афипский, промышленная зона, контур N 351) в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов, через торги. Заявление подписано директором ООО "Сфера" Сухнат Н.Ю.
Письмом N 08-10/897 от 31.01.2008 г. Теруправление сообщило ООО "Сфера", что согласно представленным документам не представляется возможным определить уровень собственности испрашиваемого земельного участка, в связи с чем ООО "Сфера" необходимо предоставить в адрес Теруправления следующие документы: правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок; оригинал кадастрового плана земельного участка (формы В1-В3); после направления вышеуказанных документов Теруправление вернется к рассмотрению вопроса.
Считая, что ТУ ФАУФИ по КК не рассмотрело по существу заявление ООО "Сфера", последнее обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия и обязании Теруправления выставить спорный земельный участок на торги.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления обществом) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
На заявление ООО "Сфера" в адрес общества поступило письмо N 08-10/897 от 31.01.2008 г.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что по своему содержанию данное письмо нельзя признать надлежащим решением, принятым уполномоченным органом, принятым по результатам рассмотрения заявления ООО "Сфера".
Данное письмо не содержит решения по существу заявления в виде мотивированного положительного либо отрицательного ответа, либо направления заявления в другой орган.
ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю должно было принять решение по существу заявления с учетом представленных вместе с заявлением документов и имеющейся у органа информации, а также с учетом информации, полученной по запросам от иных органов и ведомств.
Однако ТУ ФАУФИ не рассмотрело в установленном законом порядке заявление ООО "Сфера".
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Сфера" обратилось в Теруправление с заявлением ранее, чем спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, уполномоченным органом принято решение о проведении торгов и публикации соответствующего сообщения.
Указанные обстоятельства могли быть указаны ТУ ФАУФИ по КК в качестве основания принятого по результатам рассмотрения заявления ООО "Сфера" о предоставлении земельного участка решения, но не могут свидетельствовать о законности действий Теруправления по нерассмотрению заявления общества в установленном порядке, в том числе по ненаправлению обществу мотивированного решения об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления.
Не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции также доводы Теруправления о том, что для выяснения обстоятельств, послуживших поводом для вышеуказанного заявления ООО "Сфера", Теруправление в ответе от 31.01.2008 г. N 08-10/897 дополнительно просило представить кадастровый план испрашиваемого земельного участка и документы, определяющие уровень государственной собственности указанного земельного участка для рассмотрения обращения по существу; ООО "Сфера" не представило в Теруправление запрашиваемые документы, в связи с чем у Теруправления отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления ООО "Сфера" по существу и принятия по нему решения.
Таким образом, само Теруправление признает, что заявление ООО "Сфера" не было рассмотрено по существу. Однако непредставление обществом запрошенных документов не является основанием для уклонения от рассмотрения заявления. Как и приведенные выше обстоятельства, непредставление документов могло быть положено в основу обоснования решения, принятого по существу содержащегося в заявлении вопроса.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества о признании незаконным бездействия ТУ ФАУФИ по КК, выразившегося в уклонении от рассмотрения заявления ООО "Сфера" о предоставлении в собственность путем проведения торгов земельного участка.
В удовлетворении требования об обязании ТУ ФАУФИ по КК выставить земельный участок на торги судом также обоснованно отказано, поскольку удовлетворение этого требования предрешило бы вопрос, являющийся предметом заявления ООО "Сфера". Вместе с тем, заявление ООО "Сфера" еще не рассмотрено по существу уполномоченным органом. Суд признал незаконным бездействие органа и обязал его рассмотреть заявление ООО "Сфера". Принятое по итогам рассмотрения заявления решение, в случае не согласия с ним, ООО "Сфера" сможет обжаловать в судебном порядке путем обращения в суд с самостоятельным требованием.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на ТУ ФАУГИ по КК и подлежит взысканию с последнего в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Произвести замену заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 июля 2008 года по делу N А32-4922/2008-39/82 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.КОЛЕСОВ
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2008 N 15АП-6500/2008 ПО ДЕЛУ N А32-4922/2008-39/82
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2008 г. N 15АП-6500/2008
Дело N А32-4922/2008-39/82
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2008 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесова Ю.И.
судей Т.Г. Гуденица, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Сфера": не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 03.10.08 г., 07.10.08 г.),
от ТУ ФАУФИ по КК: не явился, извещен надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
от ФГУП "ФТ-Центр": не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 13.10.08 г., 06.10.08 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07 июля 2008 г. по делу N А32-4922/2008-39/82
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сфера"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю при участии третьего лица: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" о признании бездействия незаконным, принятое судьей Колодкиной В.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее - ООО "Сфера") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по КК, Теруправление) о признании незаконным бездействия Теруправления, выразившегося в неисполнении действий, предусмотренных п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, и обязании последнего выставить земельный участок, расположенный по адресу Краснодарский край, Северский район, п. Афипский, промзона, контур N 351, на торги (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к производству).
Решением суда от 07 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ТУ ФАУФИ по КК, выразившееся в уклонении от рассмотрения в порядке ст. 34 ЗК РФ заявления ООО "Сфера" о предоставлении в собственность путем проведения торгов земельного участка площадью 2,6 га, расположенного по адресу Краснодарский край, Северский район, п. Афипский, промышленная зона, контур N 351. Суд обязал ТУ ФАУФИ по КК в установленном законом порядке в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ООО "Сфера" о предоставлении в собственность путем проведения торгов земельного участка площадью 2,6 га, расположенного по адресу Краснодарский край, Северский район, п. Афипский, промышленная зона, контур N 351, и принять соответствующее решение. В остальной части заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что письмо от 31.01.08 г., которым Теруправление предложило обществу представить документы, по своему содержанию не может считаться решением уполномоченного органа, принятым по результатам рассмотрения заявления истца, а затребованные им документы ни каким образом не соотносятся с самой целью поданного заявления и ожидаемого результата заявителем. Со стороны Теруправления в уклонении от рассмотрения в установленном законом порядке заявления ООО "Сфера" о предоставлении земельного участка путем проведения торгов и не принятии решения (положительного либо отрицательного, которое могло быть в установленном законом порядке обжаловано), имеет место бездействие, нарушающее права и интересы юридического лица на возможность приобретения земельного участка для осуществления экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Теруправление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ООО "Сфера" обратилось в Теруправление с заявлением ранее, чем спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, уполномоченным органом принято решение о проведении торгов и публикации соответствующего сообщения. Для выяснения обстоятельств, послуживших поводом для вышеуказанного заявления ООО "Сфера", Теруправление в ответе от 31.01.2008 г. N 08-10/897 дополнительно просило представить кадастровый план испрашиваемого земельного участка и документы, определяющие уровень государственной собственности указанного земельного участка для рассмотрения обращения по существу. ООО "Сфера" не представило в Теруправление запрашиваемые документы, в связи с чем у Теруправления отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления ООО "Сфера" по существу и принятия по нему решения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
От ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Теруправления.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
С апелляционной жалобой от ТУ ФАУГИ также поступило ходатайство о замене Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю на его процессуального правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев ходатайство, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.06.2008 г. N 117 "О территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальные управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом переименованы в территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Пунктом 2 Приказа установлено, что переименование территориальных управлений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом осуществляется без проведения организационно-штатных мероприятий и без переназначения их сотрудников.
На основании изложенного, с учетом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции полагает возможным произвести процессуальную замену - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Сфера" обратилось в ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю с заявлением, в котором просило в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка площадью 2,6 га (расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, п. Афипский, промышленная зона, контур N 351) в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов, через торги. Заявление подписано директором ООО "Сфера" Сухнат Н.Ю.
Письмом N 08-10/897 от 31.01.2008 г. Теруправление сообщило ООО "Сфера", что согласно представленным документам не представляется возможным определить уровень собственности испрашиваемого земельного участка, в связи с чем ООО "Сфера" необходимо предоставить в адрес Теруправления следующие документы: правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок; оригинал кадастрового плана земельного участка (формы В1-В3); после направления вышеуказанных документов Теруправление вернется к рассмотрению вопроса.
Считая, что ТУ ФАУФИ по КК не рассмотрело по существу заявление ООО "Сфера", последнее обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия и обязании Теруправления выставить спорный земельный участок на торги.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления обществом) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
На заявление ООО "Сфера" в адрес общества поступило письмо N 08-10/897 от 31.01.2008 г.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что по своему содержанию данное письмо нельзя признать надлежащим решением, принятым уполномоченным органом, принятым по результатам рассмотрения заявления ООО "Сфера".
Данное письмо не содержит решения по существу заявления в виде мотивированного положительного либо отрицательного ответа, либо направления заявления в другой орган.
ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю должно было принять решение по существу заявления с учетом представленных вместе с заявлением документов и имеющейся у органа информации, а также с учетом информации, полученной по запросам от иных органов и ведомств.
Однако ТУ ФАУФИ не рассмотрело в установленном законом порядке заявление ООО "Сфера".
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Сфера" обратилось в Теруправление с заявлением ранее, чем спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, уполномоченным органом принято решение о проведении торгов и публикации соответствующего сообщения.
Указанные обстоятельства могли быть указаны ТУ ФАУФИ по КК в качестве основания принятого по результатам рассмотрения заявления ООО "Сфера" о предоставлении земельного участка решения, но не могут свидетельствовать о законности действий Теруправления по нерассмотрению заявления общества в установленном порядке, в том числе по ненаправлению обществу мотивированного решения об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления.
Не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции также доводы Теруправления о том, что для выяснения обстоятельств, послуживших поводом для вышеуказанного заявления ООО "Сфера", Теруправление в ответе от 31.01.2008 г. N 08-10/897 дополнительно просило представить кадастровый план испрашиваемого земельного участка и документы, определяющие уровень государственной собственности указанного земельного участка для рассмотрения обращения по существу; ООО "Сфера" не представило в Теруправление запрашиваемые документы, в связи с чем у Теруправления отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления ООО "Сфера" по существу и принятия по нему решения.
Таким образом, само Теруправление признает, что заявление ООО "Сфера" не было рассмотрено по существу. Однако непредставление обществом запрошенных документов не является основанием для уклонения от рассмотрения заявления. Как и приведенные выше обстоятельства, непредставление документов могло быть положено в основу обоснования решения, принятого по существу содержащегося в заявлении вопроса.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества о признании незаконным бездействия ТУ ФАУФИ по КК, выразившегося в уклонении от рассмотрения заявления ООО "Сфера" о предоставлении в собственность путем проведения торгов земельного участка.
В удовлетворении требования об обязании ТУ ФАУФИ по КК выставить земельный участок на торги судом также обоснованно отказано, поскольку удовлетворение этого требования предрешило бы вопрос, являющийся предметом заявления ООО "Сфера". Вместе с тем, заявление ООО "Сфера" еще не рассмотрено по существу уполномоченным органом. Суд признал незаконным бездействие органа и обязал его рассмотреть заявление ООО "Сфера". Принятое по итогам рассмотрения заявления решение, в случае не согласия с ним, ООО "Сфера" сможет обжаловать в судебном порядке путем обращения в суд с самостоятельным требованием.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на ТУ ФАУГИ по КК и подлежит взысканию с последнего в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Произвести замену заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 июля 2008 года по делу N А32-4922/2008-39/82 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.КОЛЕСОВ
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Т.И.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)