Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бахарева Е.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Чернышовой Н.Э., Игошевой Г.Н.,
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Л.А.Е. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12.03.2013, которым в удовлетворении исковых требований Л.А.Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области об установлении рыночной и кадастровой стоимости земельных участков, о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельных участков отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., объяснения представителя Л.А.Е. по доверенности К., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Л.А.Е. является собственником трех земельных участков:
- - расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв. м, кадастровый номер N ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания нежилых зданий и строений (что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <ДАТА> N ...);
- - расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв. м, кадастровый номер N ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания нежилых зданий и строений (что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <ДАТА> N ...);
- - расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв. м, кадастровый номер N ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания нежилых зданий и строений (что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <ДАТА> N ...).
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Вологодской области, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ..., определена по всем кадастровым районам области по состоянию на <ДАТА>.
Согласно приложению N ... к постановлению Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического снабжения, сбыта и заготовок (группа видов разрешен использования N 9) в городе Вологде составляет ... рублей за ... кв. м. Основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков служат удельные показатели кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость трех земельных участков Л.А.Е. составляет ... рублей.
Согласно отчету ООО "..." N ... от <ДАТА> об оценке рыночной стоимости указанных земельных участков, подготовленному на <ДАТА>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, составляет ... рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, составляет ... рубля; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, составляет ... рубля.
<ДАТА> Л.А.Е. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области:
об установлении рыночной стоимости:
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля;
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рублей;
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля.
об установлении кадастровой стоимости:
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля;
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рублей;
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля.
Возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области внести рыночную стоимость:
- - земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля;
- - земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля;
- - земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рублей.
В качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Исковые требования мотивированы превышением кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости в ... раз. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, которая должна быть равной его рыночной стоимости.
Истец Л.А.Е. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом.
Его представитель по доверенности К. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в обоснование иска.
Представители ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Л.А.Е. просит отменить решение в связи с неправильным установлением судом фактических обстоятельств дела и неправильным применением норм материального права, в обоснование приводит доводы, аналогичные тем, которые приведены в исковом заявлении и в заседании суда первой инстанции, ссылаясь на часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание, что согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, которая также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Под рыночной стоимостью в силу Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) (пункт 3).
Ранее действовавшая редакция части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Вместе с тем законодательство не содержало каких-либо положений, устанавливающих запрет на превышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее также Правила).
Согласно пункту 5 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, несмотря на взаимосвязь рыночной стоимости земельных участков с кадастровой стоимостью земельных участков, в соответствии с действующим законодательством методики установления кадастровой и рыночной стоимости земельных участков различны, также как не тождественны и сами понятия кадастровой и рыночной стоимости земельных участков.
Результаты определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Из изложенных нормативных актов следует, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, устанавливается не произвольно, а в исключительных случаях - при невозможности установить в процессе государственной кадастровой оценки рыночную стоимость земельного участка путем массовой оценки. Определение рыночной стоимости земельного участка не является безусловным основанием для замены кадастровой стоимости, определенной в установленном порядке, на его рыночную стоимость; рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату проведения массовой оценки земель и должна содержаться в отчете.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения настоящего федерального закона, которым введена в действие статья 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанной в настоящей части срок.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Вологодской области, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ..., определена по всем кадастровым районам области по состоянию на <ДАТА>.
При этом согласно приложению N ... к постановлению Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок (группа видов разрешен использования N 9) в городе Вологде составляет ... рублей за ... кв. м. Основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков служат удельные показатели кадастровой стоимости.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков истца Л.А.Е. составляет ... рублей.
Поскольку государственная кадастровая оценка земельных участков, принадлежащих истцу Л.А.Е., утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" произведена <ДАТА>, то есть до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, положения данного Закона, в частности изменения, внесенные в часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
При этом следует отметить, что согласно пунктам 1 и 10 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель данная деятельность осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, территориальные органы Роснедвижимости (в настоящее время Росреестр) устанавливать результаты кадастровой стоимости, в том числе равные рыночной, не могут.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в связи с его упразднением возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Из пункта 11 Правил следует, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу Л.А.Е., определена в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", что требованиям закона не противоречит.
При этом следует отметить, что указанное постановление Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... признано утратившими силу постановлением Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Новые результаты кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Л.А.Е., внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА>:
- по земельному участку с кадастровым номером N ... с учетом приказа Департамента N ... от <ДАТА> кадастровая стоимость составляет ... рубля;
- по земельному участку с кадастровым номером N ... с учетом приказа Департамента N ... от <ДАТА> кадастровая стоимость составляет ... рубля;
- по земельному участку с кадастровым номером N ... с учетом приказа Департамента N ... от <ДАТА> кадастровая стоимость составляет ... рубля.
Данные результаты применяются с момента их установления - с <ДАТА>.
Поскольку нарушений действующего законодательства при внесении в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости принадлежащих истцу Л.А.Е. земельных участков и исчислении ее из расчета удельного показателя кадастровой стоимости допущено не было, судебная коллегия признает отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований правомерным.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении гражданского дела не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к изложению правовой позиции истца Л.А.Е., выраженной в исковом заявлении и в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей правильную оценку в решении суда, не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12.03.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ЖИДКОВА
Судьи
Н.Э.ЧЕРНЫШОВА
Г.Н.ИГОШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2473/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N 33-2473/2013
Судья: Бахарева Е.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Чернышовой Н.Э., Игошевой Г.Н.,
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Л.А.Е. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12.03.2013, которым в удовлетворении исковых требований Л.А.Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области об установлении рыночной и кадастровой стоимости земельных участков, о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельных участков отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., объяснения представителя Л.А.Е. по доверенности К., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Л.А.Е. является собственником трех земельных участков:
- - расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв. м, кадастровый номер N ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания нежилых зданий и строений (что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <ДАТА> N ...);
- - расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв. м, кадастровый номер N ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания нежилых зданий и строений (что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <ДАТА> N ...);
- - расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв. м, кадастровый номер N ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания нежилых зданий и строений (что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <ДАТА> N ...).
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Вологодской области, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ..., определена по всем кадастровым районам области по состоянию на <ДАТА>.
Согласно приложению N ... к постановлению Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического снабжения, сбыта и заготовок (группа видов разрешен использования N 9) в городе Вологде составляет ... рублей за ... кв. м. Основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков служат удельные показатели кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость трех земельных участков Л.А.Е. составляет ... рублей.
Согласно отчету ООО "..." N ... от <ДАТА> об оценке рыночной стоимости указанных земельных участков, подготовленному на <ДАТА>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, составляет ... рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, составляет ... рубля; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, составляет ... рубля.
<ДАТА> Л.А.Е. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области:
об установлении рыночной стоимости:
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля;
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рублей;
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля.
об установлении кадастровой стоимости:
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля;
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рублей;
- - земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля.
Возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области внести рыночную стоимость:
- - земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля;
- - земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рубля;
- - земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на <ДАТА> в размере ... рублей.
В качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Исковые требования мотивированы превышением кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости в ... раз. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, которая должна быть равной его рыночной стоимости.
Истец Л.А.Е. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом.
Его представитель по доверенности К. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в обоснование иска.
Представители ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Л.А.Е. просит отменить решение в связи с неправильным установлением судом фактических обстоятельств дела и неправильным применением норм материального права, в обоснование приводит доводы, аналогичные тем, которые приведены в исковом заявлении и в заседании суда первой инстанции, ссылаясь на часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание, что согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, которая также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Под рыночной стоимостью в силу Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) (пункт 3).
Ранее действовавшая редакция части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Вместе с тем законодательство не содержало каких-либо положений, устанавливающих запрет на превышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее также Правила).
Согласно пункту 5 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, несмотря на взаимосвязь рыночной стоимости земельных участков с кадастровой стоимостью земельных участков, в соответствии с действующим законодательством методики установления кадастровой и рыночной стоимости земельных участков различны, также как не тождественны и сами понятия кадастровой и рыночной стоимости земельных участков.
Результаты определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Из изложенных нормативных актов следует, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, устанавливается не произвольно, а в исключительных случаях - при невозможности установить в процессе государственной кадастровой оценки рыночную стоимость земельного участка путем массовой оценки. Определение рыночной стоимости земельного участка не является безусловным основанием для замены кадастровой стоимости, определенной в установленном порядке, на его рыночную стоимость; рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату проведения массовой оценки земель и должна содержаться в отчете.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения настоящего федерального закона, которым введена в действие статья 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанной в настоящей части срок.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Вологодской области, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ..., определена по всем кадастровым районам области по состоянию на <ДАТА>.
При этом согласно приложению N ... к постановлению Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок (группа видов разрешен использования N 9) в городе Вологде составляет ... рублей за ... кв. м. Основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков служат удельные показатели кадастровой стоимости.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков истца Л.А.Е. составляет ... рублей.
Поскольку государственная кадастровая оценка земельных участков, принадлежащих истцу Л.А.Е., утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" произведена <ДАТА>, то есть до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, положения данного Закона, в частности изменения, внесенные в часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
При этом следует отметить, что согласно пунктам 1 и 10 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель данная деятельность осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, территориальные органы Роснедвижимости (в настоящее время Росреестр) устанавливать результаты кадастровой стоимости, в том числе равные рыночной, не могут.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в связи с его упразднением возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Из пункта 11 Правил следует, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу Л.А.Е., определена в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", что требованиям закона не противоречит.
При этом следует отметить, что указанное постановление Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... признано утратившими силу постановлением Правительства Вологодской области от <ДАТА> N ... "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Новые результаты кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Л.А.Е., внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА>:
- по земельному участку с кадастровым номером N ... с учетом приказа Департамента N ... от <ДАТА> кадастровая стоимость составляет ... рубля;
- по земельному участку с кадастровым номером N ... с учетом приказа Департамента N ... от <ДАТА> кадастровая стоимость составляет ... рубля;
- по земельному участку с кадастровым номером N ... с учетом приказа Департамента N ... от <ДАТА> кадастровая стоимость составляет ... рубля.
Данные результаты применяются с момента их установления - с <ДАТА>.
Поскольку нарушений действующего законодательства при внесении в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости принадлежащих истцу Л.А.Е. земельных участков и исчислении ее из расчета удельного показателя кадастровой стоимости допущено не было, судебная коллегия признает отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований правомерным.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении гражданского дела не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к изложению правовой позиции истца Л.А.Е., выраженной в исковом заявлении и в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей правильную оценку в решении суда, не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 12.03.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ЖИДКОВА
Судьи
Н.Э.ЧЕРНЫШОВА
Г.Н.ИГОШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)