Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.09.2013 ПО ДЕЛУ N А19-14974/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. N А19-14974/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Шелеминой М.М., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Иркутскмостострой" - Фильберта Михаила Юрьевича (доверенность от 10.09.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брэйм" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2013 года по делу N А19-14974/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Брэйм" (г. Иркутск, ОГРН 1063810019173, далее - ООО "БРЭЙМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации г. Иркутска (далее - администрация):
- - о признании незаконным распоряжения администрации г. Иркутска от 18.05.2012 N 504-02-9731/12 "Об отмене распоряжения заместителя мэра- председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска от 07.12.2010 N 504-02-7476/10";
- - о признании незаконным решения администрации г. Иркутска об отказе в предоставлении ООО "Брэйм" земельных участков, расположенных по адресу: Иркутская область г. Иркутск Ленинский район пос. Жилкино ул. Полярная, кадастровый номер 38:36:000002:2400, площадью 8290 кв. м, кадастровый номер 38:36:000002:2399, площадью 3457 кв. м на праве собственности, изложенного в письме от 18.05.2012 исх. 505-70-9903-12;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках, расположенных по адресу: Иркутская область г. Иркутск Ленинский район пос. Жилкино ул. Полярная, кадастровый номер 38:36:000002:2400, площадью 8290 кв. м, кадастровый номер 38:36:000002:2399, площадью 3457 кв. м;
- - обязании администрации г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Брэйм" путем принятия решения о предоставлении ООО "Брэйм" земельных участках расположенных по адресу: Иркутская область г. Иркутск Ленинский район пос. Жилкино ул. Полярная, кадастровый номер 38:36:000002:2400, площадью 8290 кв. м, кадастровый номер 38:36:000002:2399, площадью 3457 кв. м на праве собственности, подготовить и направить ООО "Брэйм" проект договоров купли-продажи земельных участков с расчетом выкупной цены с учетом законодательства, действовавшего на дату подачи заявления о приобретении участка в собственность, в течение одного календарного месяца с момента вступления в силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Иркутскмостострой" (далее - ОАО "Иркутскмостострой"), общество с ограниченной ответственностью "СТЭЛС" (далее - ООО "СТЭЛС").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2013 года решение суда от 23 января 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Брэйм" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права, а также неправильного распределения бремени доказывания и необоснованного отклонения доводов общества о необходимости проведения землеустроительной экспертизы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Иркутскмостострой" просит оставить судебные акты без изменения; считает, что спорные земельные участки не могли быть предоставлены в собственность ООО "Брэйм", так как земельные участки были сформированы для эксплуатации производственной базы ОАО "Иркутскмостострой", а не отдельных объектов ООО "Брэйм".
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Иркутскмостострой" просит оставить судебные акты без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 07.09.2013), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено материалами дела и судами двух инстанций, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: нежилое 1 - этажное здание кислородной, общей площадью 35,5 кв. м (свидетельство о государственной регистрации от 24.12.2007 38АГ702584); подкрановый путь N 1, протяженностью 85 м (свидетельство о государственной регистрации от 27.05.2010 38АД236601), приобретенные по договорам купли-продажи.
Указанные объекты недвижимости располагались на земельном участке кадастровый номер 38:36:000002:28, общей площадью 115606 кв. м, который был затем разделен в соответствии с распоряжением администрации г. Иркутска от 07.12.2010 N 504-0207476/10 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:28".
Прекративший свое существование земельный участок с кадастровым номером 38:36:000002:28 принадлежал на праве аренды третьему лицу - ОАО "Иркутскмостострой", разделение земельного участка также было произведено по заявлению ОАО "Иркутскмостострой".
Как следует из упомянутого распоряжения, в результате раздела был образован, в частности земельный участок с кадастровым номером 38:36:000002:2399 площадью 3457 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000002:2400 площадью 8290 кв. м.
ООО "Брэйм", как собственник объекта - подкрановый путь, 21.11.2011 обратилось за предоставлением в собственность земельного участка, расположенного по адресу г. Иркутск, п. Жилкино, ул. Полярная, площадью 3457 кв. м, кадастровый номер 38:36:000002:2399; 07.12.2011 с заявлением N 015 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу г. Иркутск, п. Жилкино, ул. Полярная площадью 8290 кв. м, кадастровый номер 38:36:000002:2400, для эксплуатации объекта производственной базы - кислородной; 12.01.2012 ООО "Брэйм" обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу г. Иркутск, п. Жилкино, ул. Полярная площадью 3457 кв. м, кадастровый номер 38:36:000002:2399, для эксплуатации производственной базы.
18.05.2012 администрацией г. Иркутска в целях устранения нарушений требований ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение от 07.12.2012 N 504-02-7476/10 "О разделе земельного участка с кадастровым номером N 38:36:000002:28" отменено распоряжением N 504-02-9731/12 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска от 07.12.2010 N 504-02-7476/10".
18.05.2012 администрация г. Иркутска письмом N 505-70-9903/12 дала ответ на обращения ООО "Брэйм" о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000002:2399; 38:36:000002:2400, согласно которому предоставление в собственность указанных земельных участков невозможно, ввиду отмены распоряжения от 07.12.2010 г. N 504-02-7476/10 "О разделе земельного участка с кадастровым номером N 38:36:000002:28.
Общество обратилось с вышеуказанными требованиями в арбитражный суд, в удовлетворении которых было отказано в связи с тем, что администрация правомерно отменила распоряжение от 07.12.2010 N 504-02-7476/10 "О разделе земельного участка с кадастровым номером N 38:36:000002:28" распоряжением от 18.05.2012.
Поскольку суды признали, что администрация в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с выявленными нарушениями правомерно отменила распоряжение о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:28", то названное обстоятельство обоснованно повлекло за собой и отказ в предоставлении обществу земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000002:2399; 38:36:000002:2400 в собственность.
Иные требования связаны с указанными выше основными требованиями, в связи с чем в их удовлетворении также было отказано.
Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Из материалов дела видно, что отказывая обществу в передаче в собственность названных земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация исходила не только из факта отмены распоряжения о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:28, но и из раздела земельного участка с нарушением требований пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды двух инстанции правомерно признали, что образование земельных участков, испрашиваемых обществом, было осуществлено без учета положений пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36).
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Кодекса).
Суды установили, что кислородная (общая площадь 35,5 кв. м) расположена на образованном земельном участке площадью 8290 кв. м, кадастровый номер 38:36:000002:2400; согласно кадастровому паспорту на указанный земельный участок вид разрешенного использования "эксплуатация производственной базы"; подкрановый путь (протяженностью 85 м) расположен на образованном земельном участке площадью 3457 кв. м, кадастровый номер 38:36:000002:2399; согласно кадастровому паспорту этого земельного участка он также сформирован для эксплуатации производственной базы.
Поскольку общество владеет на праве собственности отдельными объектами недвижимости, не образующими, как установили суды, производственную базу; разделение земельного участка с образованием спорных земельных участков производилось по заявлению арендатора земельных участков (третье лицо), а, следовательно, без учета фактического землепользования ООО "Брэйм", суды пришли к верному выводу о том, что испрашиваемые земельные участки в том размере, в котором они были сформированы, не могут быть предоставлены обществу. Суды признали, что их размер не свидетельствует о том, что они образованы площадью, необходимой для использования объектов, принадлежащих ООО "Брэйм" на праве собственности (кислородная площадью 35,5 кв. м расположена на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000002:2400 площадью 8290 кв. м; подкрановый путь (протяженностью 85 м) расположен на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000002:2399 площадью 3457 кв. м).
Отказ в приватизации испрашиваемых земельных участков не нарушает исключительного права общества на приватизацию земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Как признали суды, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, общество в связи с недоказанностью расположения на земельных участках именно производственной базы, вправе вновь обратиться с заявлением о приватизации земельных участков площадью, необходимой для эксплуатации принадлежащих обществу отдельных объектов недвижимости (кислородной, подкранового пути). По изложенным мотивам доводы кассационной жалобы общества о нарушении его исключительного права на приватизацию земельных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации являются необоснованными.
Заявитель кассационной жалобы также указывает на то, что суды неправомерно применили пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ошибочно возложили именно на общество бремя доказывания обоснованности размеров испрашиваемых земельных участков; а также неправомерно отказали в проведении землеустроительной экспертизы в нарушение статей 82, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Названные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако учтены быть не могут.
Именно общество обратилось в администрацию в заявлениями от 21.11.2011, от 07.12.2011, от 12.01.2012 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000002:2399, 38:36:000002:2400; в связи с чем представленными им с заявлениями документами должно быть подтверждено, что местоположение границ этих земельных участков и их площадь были определены заявителем с учетом фактического землепользования, а площадь земельных участков необходима для использования принадлежащих обществу объектов недвижимости.
Поскольку земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет по заявлению иного лица, с разрешенным использованием для эксплуатации производственной базы, наличие которой у общества на праве собственности при подаче соответствующих заявлений документально не подтверждено, суды правомерно признали, что при отсутствии соответствующего обоснования размеров земельных участков необходимости в землеустроительной экспертизе не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем судом кассационной инстанции также не могут быть учтены.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2013 года по делу N А19-14974/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
М.М.ШЕЛЕМИНА
Д.И.ШЕЛЕГ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)