Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4086

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. по делу N 33-4086


Судья Фролова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Нечаевой Н.А.
Судей Першиной Л.В., Мезениной М.В.
При секретаре Ц.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 13 мая 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 30 января 2013 года, которым постановлено:
"Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить в собственность Н.В. за плату земельный участок с кадастровым N <...> под существующий объект недвижимости - газопровод назначение нежилое, протяженностью 849,4 п. м по адресу <...>".
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А., объяснения представителя истца Н.Д. об отсутствии оснований для отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Н.В. обратился с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым N <...> под существующий объект недвижимости. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что распоряжением администрации г. Перми N 655 от 21.04.2011 года ему был предоставлен земельный участок с кадастровым N <...> площадью 815 кв. м в аренду для строительства газопровода. 15.10.2012 года истцом ответчику было подано заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка по указанному адресу под существующий объект недвижимости. 13.11.2012 года истец получил решение ответчика об отказе в предоставлении данного земельного участка в собственность за плату в связи с несоответствием представленных документов по составу и содержанию требованиям административного регламента. В решении также указано, что законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков под объекты недвижимости, частично расположенные под землей. Считает данный отказ незаконным.
В судебное заседание истец не явился, извещался. Представитель истца на исковых требованиях настаивал. Представитель ответчика в суд не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить. Указал, что отказ истцу в предоставлении муниципальной услуги от 13.11.2012 года является законным, поскольку истцом не были представлены документы, по составу и содержанию соответствующие требованиям законодательства. Предоставление земельных участков под подземные сооружения законодательством не предусмотрены. Если газопровод частично является наземным, Н.В. вправе сформировать земельный участок только под его наземную часть.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: - изъятия земельных участков из оборота; - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Судом установлено, что земельный участок площадью 815 кв. м, с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, на основании распоряжения администрации города Перми от 21.04.2011 года N 655 предоставлен в аренду Н.В. для строительства объекта недвижимости - газопровода для газоснабжения административного здания, гаража и склада по ул. <...>.
Государственная регистрация права собственности на газопровод, протяженностью 849,4 п. м, расположенный по адресу: <...>, за истцом осуществлена 14.08.2012 года.
После обращения Н.В. с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, Департаментом земельных отношений администрации г. Перми принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения".
Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе истцу в предоставлении земельного участка в собственность не соответствует закону.
Порядок приобретения в собственность земельного участка предусмотрен указанными выше нормами действующего законодательства.
Во исполнение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 475 от 13.09.2011 года утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Указанный перечень документов является исчерпывающим.
То обстоятельство, что истец представил ответчику при подаче заявления о предоставлении земельного участка все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, подтверждается материалами дела.
В решении Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предоставлении земельного участка указано на причины отказа: - в виду отсутствия установленного порядка предоставления земельного участка под подземные сооружения; - и отсутствие возможности идентификации газопровода указанного в плане земельного участка с газопроводом, находящимся в собственности у истца.
Между тем, в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, газопровод (его надземная и подземная части) протяженностью 849,4 п. м, адрес объекта: <...>, находящийся в собственности истца Н.В., обладает всеми признаками недвижимости как объект, прочно связанный с землей.
При этом статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации в части приобретения права граждан на земельный участок, в виду нахождения в их собственности здания, строения, сооружения не ставит в зависимость от нахождения сооружения под землей либо на земле.
Судом правомерно удовлетворен иск Н.В. также по тому основанию, что органом местного самоуправления не представлены доказательства отсутствия у него возможности идентификации газопровода, указанного в плане земельного участка с газопроводом, находящимся в собственности у истца.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление земельных участков под подземные сооружения законодательством не предусмотрено, не влияет на законность вынесенного судом решения, поскольку ответчиком не представлены данные, свидетельствующие о об отсутствии законного права предоставления в собственность истца земельного участка, на котором находится объект недвижимости, собственником которого он является.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 30 января 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)