Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2010 N 06АП-349/2010 ПО ДЕЛУ N А37-403/2008-2

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2010 г. N 06АП-349/2010


Резолютивная часть оглашена 2 марта 2010 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 марта 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Ротаря С.Б., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу: представитель не явился
от Управления Роснедвижимости по Магаданской области: Лихолобова М.В. по
доверенности от 24.07.2009 N 02-668
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области: представители не явились
от Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области: представитель не явился
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области: представители не явились
рассмотрев апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008
по делу N А37-403/2008-2
дело рассматривала судья Скороходова В.В.
по заявлению Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области
о признании сведений о категории земель незаконными; об обязании внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра к категории земель "земли лесного фонда" и об обязании сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра; осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета
третьи лица: Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области
Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент лесного хозяйства по ДФО) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), о признании сведений о категории земель, содержащихся в документах государственного земельного кадастра, проводимого на территории Тенькинского района Магаданской области на участках территорий Тенькинского лесхоза площадью 1595,28 га (согласно Приложению N 6), на территории Сусуманского района Магаданской области на участках территории Берелехского лесхоза общей площадью 972,513 га (согласно Приложению N 7), на территории Ягоднинского района Магаданской области на участках территорий Оротуканского лесхоза общей площадью 21108 га (согласно Приложению N 8), на территории Омсукчанского района Магаданской области на участках территорий Омсукчанского лесхоза общей площадью 1805,22 га (согласно Приложению N 9), незаконными. Заявленные требования обоснованы тем, что данные сведения нарушают принцип сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах, и нарушают зарегистрированное право на территории Российской Федерации на лесной фонд, а также статьи 7, 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
При этом заявитель просил обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области внести изменения в сведения государственного земельного кадастра о принадлежности названных участков и обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра; осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета.
По мнению Департамента лесного хозяйства по ДФО, спорные земли лесного фонда используются в качестве земель промышленности, тогда как они в установленном законодательством порядке из состава земель лесного фонда не изымались и не переводились в категорию земель промышленности. Лесные земли переводились в нелесные и передавались во временное пользование разным юридическим лицам без исключения из состава лесного фонда, в связи с чем отсутствуют основания учитывать эти земли в Государственном земельном кадастре (далее - ГЗК) в качестве земель промышленности. Такой учет не соответствует принципу сопоставимости и совместимости сведений ГЗК со сведениями, содержащимися в государственном учете лесного фонда.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области.
Решением арбитражного суда от 01.07.2008 в удовлетворении требований Департамента лесного хозяйства по ДФО отказано по мотиву того, что у заявителя отсутствуют полномочия для обращения в арбитражный суд.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.12.2008 постановление апелляционного суда отменено, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, дело направлено на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд.
При новом рассмотрении апелляционный суд постановлением от 23.03.2009 решение арбитражного суда от 01.07.2008 отменил заявление Департамента лесного хозяйства по ДФО удовлетворил:
- - признал сведения о категории земель, содержащиеся в документах государственного земельного кадастра, проводимого на территории Тенькинского района Магаданской области на участках территорий Тенькинского лесхоза общей площадью 1595,28 га (согласно Приложению N 6), на территории Сусуманского района Магаданской области на участках территорий Берелехского лесхоза общей площадью 972,513 га (согласно Приложению N 7), на территории Ягоднинского района Магаданской области на участках территорий Оротуканского лесхоза общей площадью 21108 га (согласно Приложению N 8), на территории Омсукчанского района Магаданской области на участках территорий Омсукчанского лесхоза общей площадью 1805,22 га (согласно Приложению N 9), незаконными;
- - обязал Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Магаданской области" внести соответствующие изменения в сведения и документы Государственного земельного кадастра о принадлежности спорных участков к категории земель "земли лесного фонда";
- - обязал Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.07.2009 постановление апелляционного суда вновь отменено и дело вновь направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2009 решение суда первой инстанции от 01.07.2008 в мотивировочной части изменено, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2009 постановление апелляционного суда от 11.08.2009 отменено, как принятое в незаконном составе.
В апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность принятого по делу решения Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 на основании доводов, изложенных в апелляционной жалобе от 13.08.2008 N 7-24/0678 Департамента лесного хозяйства по ДФО, в которой заявитель просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. При этом заявитель указывает на наличие у него полномочий для обращения в судебном порядке с заявленными требованиями; извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства участие в нем не принимал.
Представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области в судебном заседании указал, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, просил апелляционную жалобу отклонить по мотиву того, что спорные земельные участки еще в 70-х годах отнесены к категории земель промышленности на основании правоустанавливающих документов, содержащих четкие формулировки об их изъятии из состава земель Государственного лесного фонда, поэтому оснований для внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости не имеется. По мнению Управления, сведения Государственного кадастра недвижимости могут быть изменены только в случае исправления технической ошибки.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежаще.
Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области в судебное заседание своего представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя. В письменных пояснениях на жалобу отклонил ее доводы и требования.
Рассмотрев дело в порядке статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по сведениям Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области перевод и изъятие земельных участков на территории Магаданской области производились распоряжениями Совета Министров РСФСР и постановлениями органов местного самоуправления Магаданской области после передачи им соответствующих полномочий в период с 70-х годов до 2002 года. При этом спорные земельные участки учитывались как земли промышленности по их целевому назначению.
По мнению Департамента лесного хозяйства по ДФО, акты государственных органов РСФСР и Российской Федерации не содержат сведений о переводе земель из категории лесного фонда в промышленные, а главы муниципальных районов области вообще не имели полномочий распоряжаться землями, поэтому оснований учитывать земли в категории промышленных в Государственном кадастре недвижимости не имеется. Кроме того, указанными документами земли из лесного фонда изымались и передавались организациям и обществам во временное пользование на определенный срок и по окончании работ подлежали возврату.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в интересах Российской Федерации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу, что действующим законодательством Департаменту лесного хозяйства по ДФО не предоставлено право на обращение в суд с соответствующими требованиями.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 51, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 и Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.04.2007 N 196, которым утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу, последний наделен функциями по осуществлению контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и обладает правом обращения в арбитражный суд с заявлением о нарушении действующего законодательства в указанной сфере в защиту государственных и общественных интересов.
Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии у заявителя полномочий для обращения в арбитражный суд не соответствует действующему законодательству и подлежит исключению из мотивировочной части решения.
Вместе с тем, из части 1 статьи 53 названного Кодекса следует, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Следовательно, для реализации этого процессуального права необходимо наличие в действующем законодательстве оснований для предъявления иска.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшим в период подачи заявления) предусмотрено два основания для обращения в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 указанного Закона в арбитражный суд обжалуется отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельных участков, а также на основании решения суда исправляется техническая ошибка, допущенная при ведении государственного земельного кадастра (статья 21).
В настоящее время действует Федеральный закон от 27.04.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 13 статьи 27 и статьи 28 которого предусмотрены аналогичные возможности по обжалованию в судебном порядке решений и действий органов кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, законодательство Российской Федерации, действовавшее в период обращения заявителя в арбитражный суд и действующее в настоящее время, не предусматривает право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными сведений о категории земель, содержащихся в документах государственного земельного кадастра.
Следовательно, заявителем избран надлежащей способ защиты права.
Другие требования об обязании внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра к категории земель "земли лесного фонда" и об обязании сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета также удовлетворению не подлежат, поскольку действия (бездействия) государственных органов по проведению государственного кадастрового учета спорных земель в судебном порядке не оспаривались и незаконными признаны не были.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что с требованием об обжаловании бездействия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области по внесению изменений относительно правового положения спорных земель и о понуждении к внесению изменений в сведения ГЗК обращались прокуроры Ягоднинского, Сусуманского, Тенькинского и Омсукчанского районов в суд общей юрисдикции и по ним состоялись судебные решения (л.д. 135-152 т. 7, л.д. 1-8 т. 8).
Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении заявленных требований Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу следует отказать.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 по делу N А37-403/2008-2 изменить, исключив из мотивировочной части решения вывод об отсутствии у Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу процессуальных полномочий на обращение в арбитражный суд.
В удовлетворении требований Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА

Судьи
С.Б.РОТАРЬ
Т.Д.КОЗЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)