Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.
судей Арманшиной Э.Ю. Анфиловой Т.Л.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТХФ на решение Ленинского районного суда адрес адрес от дата по гражданскому делу по иску ТХФ к Администрации ГО адрес, Правительству адрес о расторжении договора аренды и признании права собственности на земельный участок, которым постановлено:
в удовлетворении иска ТХФ о расторжении договора аренды земельного участка, заключенный с КУМС Администрации ГО адрес, признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РБ Арманшиной Э.Ю., судебная коллегия
ТХФ обратился в суд с иском к Администрации ГО адрес, Правительству адрес о расторжении договора аренды земельного участка, заключенного с КУМС Администрации ГО адрес и признании права собственности на земельный участок, площадью N... кв. м, и земельный участок, площадью N... кв. м, расположенные по адресу: адрес. В обоснование своих исковых требований указал, что жилой дом, расположенный по адресу: адрес, принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от дата. Домовладение приобретено им у АЗС, который являлся собственником домовладения на основании свидетельства о праве на наследство от дата N... и справки БТИ от дата.
Постановлением главы Администрации адрес N... от дата земельный участок, площадью N... кв. м, предоставлен истцу в аренду сроком на дата лет. Дата между истцом и КУМС Администрации ГО адрес был заключен договор аренды N....
В дальнейшем земельный участок был разделен на два участка: площадью N... кв. м и площадью N... кв. м, т.к. земельный участок, площадью N... кв. м находился в границах красных линий.
В дата года истец обратился в Администрацию ГО адрес с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. В ответе от дата в предоставлении земли в собственность было отказано с мотивировкой, что земельный участок находится в зоне рекреационного назначения и рекомендовано обратиться в Правительство адрес. В письме от дата Правительство адрес отказало в предоставлении земли в собственность и рекомендовало обратиться в Администрацию ГО адрес с предложением о внесении изменений в Правила землепользования в части изменения границ. Дата истец обращался с заявлением к главе Администрации ГО адрес с просьбой исключить данный земельный участок из границ территориальных зон рекреационного назначения. Администрация ГО адрес в ответе от дата сослалась на решение Совета ГО адрес от дата N... и что в настоящий момент осуществляется подготовка по внесению ряда изменений в указанные Правила. С решением Администрации ГО адрес истец не согласен, в связи с чем, просил суд расторгнуть договор аренды N... от дата, заключенный между ним и Комитетом по управлению собственностью Администрации ГО адрес в отношении земельного участка площадью N... кв. м, расположенного по адресу: адрес; признать за ним право собственности на земельный участок площадью N... кв. м и земельный участок, площадью N... кв. м, расположенный по адресу: адрес.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ТХФ ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование своих возражений указывается, что судом не дана юридическая оценка изложенных им доводов; ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок находится в рекреационной водоохранной зоне; наличие или отсутствие договора аренды земельного участка не исключает право истца на приобретение земельного участка в собственность.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ТХФ - Ш.Г.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия для отмены решения суда оснований не находит.
Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в зоне рекреационного назначения, относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться, в том числе зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д. Данные зоны в составе рекреационных зон используются исключительно для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85, п. 1 ст. 98 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с абзацем 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-03 "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие, как улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 5 ст. 85 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий.
На основании ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной "зоны", устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Частью 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, кроме того, предусмотрено, что земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости, не соответствующие градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В соответствии с п. 43.4 Правил землепользования и застройки городского округа адрес адрес, утвержденных решением Совета ГО адрес от дата N... рекреационные зоны "Р"-1, "Р"-2 - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа адрес, утвержденным решением Совета городского округа адрес N... от дата (в редакции от дата) обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек, следовательно, и строительство таких объектов, не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон.
В силу п. 5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Из материалов дела следует, что ТХФ является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается нотариально удостоверенным договором купли-продажи дата, зарегистрированном дата в Уфимском бюро технической инвентаризации. Согласно договору домовладение расположено на земельном участке мерою N... кв. м (л.д. N...).
Между КУМС Администрации ГО адрес и ТХФ дата на основании постановления главы администрации ГО адрес N... от дата заключен договор аренды земельного участка с кадастровым N..., расположенным по адресу: адрес, общей площадью N... кв. м для обслуживания индивидуального жилого дома сроком до дата (л.д. N...).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от дата земельный участок, расположенный по адресу: адрес, кадастровый N... (предыдущий N...), площадью N... кв. м входит в территориальную зону: "адрес. Зона рекреационного назначения, реестровый номер N..., индекс N...". N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета ГО адрес "О правилах землепользования и застройки ГО адрес" от дата N...; земельный участок полностью входит в Зону: "адрес. Водоохранные зоны рек, реестровый номер N...", N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета ГО адрес "О правилах землепользования и застройки ГО адрес от дата N... (л.д. N...).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от дата земельный участок, расположенный по адресу: адрес, кадастровый N... (предыдущий N...), площадью N... кв. м входит в территориальную зону: "адрес. Зона рекреационного назначения, реестровый номер N..., индекс N...". N... сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета ГО адрес "О правилах землепользования и застройки ГО адрес" от дата N...; земельный участок полностью входит в Зону: "адрес. Водоохранные зоны рек, реестровый номер N...", N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета ГО адрес "О правилах землепользования и застройки ГО адрес" от дата N... (л.д. N...).
На обращение ТХФ в Администрацию ГО адрес о передаче земельных участков, расположенных по адресу: адрес, Управлением по земельным ресурсам администрации ГО адрес адрес за N... от дата ему дан ответ о том, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения; в соответствии с Законом адрес "О регулировании земельных отношений в адрес" от дата N..., земельными участками, которые расположены в территориальных зонах рекреационного назначения, распоряжается Правительство адрес (л.д. N...).
Министерством земельных и имущественных отношений адрес письмом N... от дата со ссылкой на Правила землепользования и застройки адрес, утвержденные решением Совета городского округа адрес N... от дата, ч. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ и ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, сообщено, что обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон и рекомендовано обратится в администрацию ГО адрес с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон (л.д. N...).
Правила землепользования и застройки городского округа адрес, утвержденные решением Совета ГО адрес адрес от дата N... не отменены и являются действующими.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и, исходя из приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в удовлетворении заявленных ТХФ требований следует отказать, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N..., N... площадью N.... м и N... кв. м, расположенные по адресу: адрес, находятся в зоне рекреационного назначения и не подлежат приватизации.
Судебная коллегия отмечает также, что согласно договору купли-продажи от дата, приобретаемое ТХФ домовладение, расположенное по адресу: адрес, располагалось на участке земли площадью N... кв. м, в то время как заявитель просит суд признать за ним право собственности на земельные участки площадью N... кв. м и N... кв. м (всего N... кв. м).
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать на следующее обстоятельство, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных ТХФ требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Заявителем доказательства обращения к ответчику с требованием о расторжении договора аренды испрашиваемого земельного участка не представлены.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии со ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 настоящего Кодекса и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что между ТХФ и КУМС Администрации ГО адрес дата заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу; адрес, общей площадью N... кв. м для обслуживания индивидуального жилого дома сроком до дата. Данный договор прошел государственную регистрацию дата в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
- 1) при существенном нарушении договора другой стороной;
- 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
ТХФ, обращаясь в суд с заявленными требованиями каких-либо оснований для расторжения заключенного договора аренды данного земельного участка, не приводит.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца о расторжении договора аренды земельного участка и признании права собственности на него не имеется.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Судебная коллегия находит, что решение суда 1 инстанции является правильным, так как основано на установленных по делу обстоятельствах. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Ленинского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ТХФ - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 18.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8846/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу N 33-8846/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.
судей Арманшиной Э.Ю. Анфиловой Т.Л.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТХФ на решение Ленинского районного суда адрес адрес от дата по гражданскому делу по иску ТХФ к Администрации ГО адрес, Правительству адрес о расторжении договора аренды и признании права собственности на земельный участок, которым постановлено:
в удовлетворении иска ТХФ о расторжении договора аренды земельного участка, заключенный с КУМС Администрации ГО адрес, признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РБ Арманшиной Э.Ю., судебная коллегия
установила:
ТХФ обратился в суд с иском к Администрации ГО адрес, Правительству адрес о расторжении договора аренды земельного участка, заключенного с КУМС Администрации ГО адрес и признании права собственности на земельный участок, площадью N... кв. м, и земельный участок, площадью N... кв. м, расположенные по адресу: адрес. В обоснование своих исковых требований указал, что жилой дом, расположенный по адресу: адрес, принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от дата. Домовладение приобретено им у АЗС, который являлся собственником домовладения на основании свидетельства о праве на наследство от дата N... и справки БТИ от дата.
Постановлением главы Администрации адрес N... от дата земельный участок, площадью N... кв. м, предоставлен истцу в аренду сроком на дата лет. Дата между истцом и КУМС Администрации ГО адрес был заключен договор аренды N....
В дальнейшем земельный участок был разделен на два участка: площадью N... кв. м и площадью N... кв. м, т.к. земельный участок, площадью N... кв. м находился в границах красных линий.
В дата года истец обратился в Администрацию ГО адрес с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. В ответе от дата в предоставлении земли в собственность было отказано с мотивировкой, что земельный участок находится в зоне рекреационного назначения и рекомендовано обратиться в Правительство адрес. В письме от дата Правительство адрес отказало в предоставлении земли в собственность и рекомендовало обратиться в Администрацию ГО адрес с предложением о внесении изменений в Правила землепользования в части изменения границ. Дата истец обращался с заявлением к главе Администрации ГО адрес с просьбой исключить данный земельный участок из границ территориальных зон рекреационного назначения. Администрация ГО адрес в ответе от дата сослалась на решение Совета ГО адрес от дата N... и что в настоящий момент осуществляется подготовка по внесению ряда изменений в указанные Правила. С решением Администрации ГО адрес истец не согласен, в связи с чем, просил суд расторгнуть договор аренды N... от дата, заключенный между ним и Комитетом по управлению собственностью Администрации ГО адрес в отношении земельного участка площадью N... кв. м, расположенного по адресу: адрес; признать за ним право собственности на земельный участок площадью N... кв. м и земельный участок, площадью N... кв. м, расположенный по адресу: адрес.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ТХФ ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование своих возражений указывается, что судом не дана юридическая оценка изложенных им доводов; ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок находится в рекреационной водоохранной зоне; наличие или отсутствие договора аренды земельного участка не исключает право истца на приобретение земельного участка в собственность.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ТХФ - Ш.Г.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия для отмены решения суда оснований не находит.
Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в зоне рекреационного назначения, относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться, в том числе зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д. Данные зоны в составе рекреационных зон используются исключительно для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85, п. 1 ст. 98 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с абзацем 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-03 "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие, как улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 5 ст. 85 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий.
На основании ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной "зоны", устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Частью 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, кроме того, предусмотрено, что земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости, не соответствующие градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В соответствии с п. 43.4 Правил землепользования и застройки городского округа адрес адрес, утвержденных решением Совета ГО адрес от дата N... рекреационные зоны "Р"-1, "Р"-2 - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа адрес, утвержденным решением Совета городского округа адрес N... от дата (в редакции от дата) обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек, следовательно, и строительство таких объектов, не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон.
В силу п. 5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Из материалов дела следует, что ТХФ является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается нотариально удостоверенным договором купли-продажи дата, зарегистрированном дата в Уфимском бюро технической инвентаризации. Согласно договору домовладение расположено на земельном участке мерою N... кв. м (л.д. N...).
Между КУМС Администрации ГО адрес и ТХФ дата на основании постановления главы администрации ГО адрес N... от дата заключен договор аренды земельного участка с кадастровым N..., расположенным по адресу: адрес, общей площадью N... кв. м для обслуживания индивидуального жилого дома сроком до дата (л.д. N...).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от дата земельный участок, расположенный по адресу: адрес, кадастровый N... (предыдущий N...), площадью N... кв. м входит в территориальную зону: "адрес. Зона рекреационного назначения, реестровый номер N..., индекс N...". N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета ГО адрес "О правилах землепользования и застройки ГО адрес" от дата N...; земельный участок полностью входит в Зону: "адрес. Водоохранные зоны рек, реестровый номер N...", N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета ГО адрес "О правилах землепользования и застройки ГО адрес от дата N... (л.д. N...).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от дата земельный участок, расположенный по адресу: адрес, кадастровый N... (предыдущий N...), площадью N... кв. м входит в территориальную зону: "адрес. Зона рекреационного назначения, реестровый номер N..., индекс N...". N... сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета ГО адрес "О правилах землепользования и застройки ГО адрес" от дата N...; земельный участок полностью входит в Зону: "адрес. Водоохранные зоны рек, реестровый номер N...", N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета ГО адрес "О правилах землепользования и застройки ГО адрес" от дата N... (л.д. N...).
На обращение ТХФ в Администрацию ГО адрес о передаче земельных участков, расположенных по адресу: адрес, Управлением по земельным ресурсам администрации ГО адрес адрес за N... от дата ему дан ответ о том, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения; в соответствии с Законом адрес "О регулировании земельных отношений в адрес" от дата N..., земельными участками, которые расположены в территориальных зонах рекреационного назначения, распоряжается Правительство адрес (л.д. N...).
Министерством земельных и имущественных отношений адрес письмом N... от дата со ссылкой на Правила землепользования и застройки адрес, утвержденные решением Совета городского округа адрес N... от дата, ч. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ и ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, сообщено, что обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон и рекомендовано обратится в администрацию ГО адрес с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон (л.д. N...).
Правила землепользования и застройки городского округа адрес, утвержденные решением Совета ГО адрес адрес от дата N... не отменены и являются действующими.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и, исходя из приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в удовлетворении заявленных ТХФ требований следует отказать, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N..., N... площадью N.... м и N... кв. м, расположенные по адресу: адрес, находятся в зоне рекреационного назначения и не подлежат приватизации.
Судебная коллегия отмечает также, что согласно договору купли-продажи от дата, приобретаемое ТХФ домовладение, расположенное по адресу: адрес, располагалось на участке земли площадью N... кв. м, в то время как заявитель просит суд признать за ним право собственности на земельные участки площадью N... кв. м и N... кв. м (всего N... кв. м).
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать на следующее обстоятельство, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных ТХФ требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Заявителем доказательства обращения к ответчику с требованием о расторжении договора аренды испрашиваемого земельного участка не представлены.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии со ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 настоящего Кодекса и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что между ТХФ и КУМС Администрации ГО адрес дата заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу; адрес, общей площадью N... кв. м для обслуживания индивидуального жилого дома сроком до дата. Данный договор прошел государственную регистрацию дата в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
- 1) при существенном нарушении договора другой стороной;
- 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
ТХФ, обращаясь в суд с заявленными требованиями каких-либо оснований для расторжения заключенного договора аренды данного земельного участка, не приводит.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца о расторжении договора аренды земельного участка и признании права собственности на него не имеется.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Судебная коллегия находит, что решение суда 1 инстанции является правильным, так как основано на установленных по делу обстоятельствах. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ТХФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Р.Р.НУРМУХАМЕТОВА
Р.Р.НУРМУХАМЕТОВА
Судьи
Э.Ю.АРМАНШИНА
Т.Л.АНФИЛОВА
Э.Ю.АРМАНШИНА
Т.Л.АНФИЛОВА
Справка: судья
А.Н.ИЛЬИН
А.Н.ИЛЬИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)