Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2103/2007) МО "Ленинский район Тульской области"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 04.05.2007 г. по делу N А68-8140/06-157/8 (судья Н.А. Рыжикова)
по заявлению ОАО "Жилкредит"
к администрации МО "Ленинский район Тульской области"
3-е лицо: СПК "Иншинский"
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: Острун Б.Ю. директор, решение N 1 от 10.01.06, Парфирьев А.Н. -доверенность от 10.10.06
от ответчика: Воробьев А.В. - доверенность от 23.05.2007, Черных Л.Н. от 23.05.2007, Гусак Е.В.- доверенность от 03.08.2007
от 3-го лица: Корнеева Н.В.- доверенность от 04.09.2007
установил:
ОАО "Жилкредит" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием (с учетом уточнений от 12.03.2007 г.) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Ленинский район" Тульской области, выразившегося в не направлении заявителю в установленный законом срок проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 20000 кв. м, расположенного в восточной части пос. Петровский Иншинского сельского округа Ленинского района Тульской области, кадастровый номер 71:14:04 04 01:0035, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением арбитражного суда Тульской области от 4 мая 2007 года требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись принятым судом первой инстанции судебным актом, Администрация муниципального образования "Ленинский район" Тульской области (далее - Администрация) обжаловала его в апелляционную инстанцию, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что судом не дана оценка ряду обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, а именно: размеру истребуемого земельного участка; постановлению главы муниципального образования "Ленинский район" N 880 от 25.09.2002 о заключении договора аренды с ОАО "Жилкредит"; основаниям постановки земельного участка на кадастровый учет, а также тому факту, что не прекращено право бессрочного пользования СПК "Иншинский" земельным участком.
Общество возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как установлено судом, согласно свидетельства N 15 от 10 марта 1993 года СПК "Иншинский" предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 985 га для сельскохозяйственного использования. Расположенное на данном земельном участке здание механической мастерской по договору купли-продажи от 27.11.2001 г. у СПК "Иншинский" приобретено ОАО "Жилкредит". Право собственности на недвижимое строение зарегистрировано Обществом в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации права 71 НА 213504 от 15.11.2001 г.)
24.03.2003 года ОАО "Жилкредит" обратилось в Администрацию МО "Ленинский район Тульской области" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 20 000 кв. м, на котором расположено здание механической мастерской.
Администрация МО "Ленинский район Тульской области" своим письмом от 26.05.2003 г. N 791 сообщила заявителю, что решение данного вопроса не входит в компетенцию органов местного самоуправления и что постановлением Главы муниципального образования "Ленинский район Тульской области" от 25.09.2002 г. N 880 испрашиваемый земельный участок выделен ОАО "Жилкредит" на правах аренды сроком на 1 год, в связи с чем в срок до 01.06.2003 г. необходимо представить в Комитет по управлению имуществом подписанный договор аренды, ранее направленный в адрес заявителя.
ОАО "Жилкредит" обратилось в Комитет по управлению имуществом, который своим письмом от 21.08.2003 г. N 76-К-20/4152 сообщил, что для оформления права собственности на земельный участок необходимо представить дополнительные документы.
13.07.2005 года ОАО "Жилкредит" обратилось в администрацию МО "Ленинский район Тульской области" с заявлением N 268 о направлении проекта договора на приобретение в собственность вышеуказанного земельного участка. На заявление Администрацией 17.08.2005 г. дан ответ, что с этим вопросом необходимо обратиться в Территориальное управление Росимущества по Тульской области. Общество направило заявку от 12.04.2006 г. на приватизацию земельного участка в Территориальное управление Росимущества по Тульской области в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, ст. ст. 16, 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту решения - Закон о приватизации).
Письмом N 71-20/2000 от 06.05.2006 г. Территориальное управление Росимущества по Тульской области возвратило указанную заявку в связи с непредставлением следующих документов:
- постановления Главы МО "Ленинский район", утверждающего проект границ земельного участка (заверенная администрацией копия в 2-х экземплярах);
- решения органа местного самоуправления о прекращении права бессрочного (постоянного) пользования СПК "Иншинский" на земельный участок, так как данный участок находится в пользовании хозяйства в соответствии со свидетельством от 29.01.1993 г. N 76 (заверенная в установленном порядке копия в 2-х экземплярах);
- постановления Главы МО "Ленинский район" об установлении публичных сервитутов или письмо муниципального образования об отсутствии публичных сервитутов (заверенная администрацией копия в 2-х экземплярах);
- справки о ставке земельного налога на испрашиваемый земельный участок по состоянию на 2006 г.
Не согласившись с указанным письмом, ОАО "Жилкредит" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий Территориального управления Росимущества по Тульской области по возврату заявки незаконными и обязании указанного органа заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 71:14:04 04 01: 0035.
В ходе рассмотрения дела 08.02.2007 заявитель обратился в администрацию муниципального образования "Ленинский район" с заявлением о рассмотрении вопроса о приобретении в собственность земельного участка 2,0 га (т. 1, л.д. 103), в связи с чем ходатайствовал 12.03.2007 г. об уточнении заявленных требований и замене ненадлежащего ответчика - Территориального управления Росимущества по Тульской области - на администрацию МО "Ленинский район" Тульской области. Определением от 09 апреля 2007 года суд первой инстанции произвел замену ответчика на администрацию МО "Ленинский район" и принял уточнение заявленных требований.
Рассмотрев обращение Общества, Администрация направила в его адрес письмо N 1126 от 26.03.2007, которым сообщила о необходимости проведения комиссионного обследования земельного участка с целью решения вопроса о его предоставлении в собственность (т. 1, л.д. 134).
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя. Свое решение суд основывал на положениях ст. 29, п. 1 ст. 35, ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), п. 3 ст. 552 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. При этом суд исходил из следующего: Общество подало заявление в Администрацию 08.02.2007; к заявлению приложило копию кадастровой карты (плана) земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание механической мастерской; заявление получено Администрацией 14.02.2007; заявитель имеет исключительное право на приобретение спорного земельного участка площадью 20 000 кв. м, однако в нарушение ст. 36 ЗК РФ Администрация не приняла решения о предоставлении Обществу земельного участка, что является незаконным бездействием.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда первой инстанции, поскольку полагает, что заявителем не подтверждено право на приобретение земельного участка в собственность именно в размере 20 000 кв. м. Судом первой инстанции этот вопрос не исследовался, в связи с чем при разрешении спора не применены нормы Земельного кодекса РФ об определении площади земельного участка при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке (п. 2 ст. 35, п. 3 ст. 33 ЗК РФ).
Суд апелляционной инстанции исходит из следующих фактических обстоятельств дела.
Как видно из свидетельства N 15 от 10 марта 1993 года СПК "Иншинский" предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 985 га. для сельскохозяйственного использования. На данном земельном участке расположено здание механической мастерской, которое по договору купли-продажи от 27.11.2001 г. между СПК "Иншинский" и ОАО "Жилкредит" приобретено последним в собственность. Право собственности на недвижимое строение - механическая мастерская площадью 727,9 кв. м- зарегистрировано Обществом 15.11.2001 г. (свидетельство о государственной регистрации права 71 НА 213504).
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Вышеназванные разъяснения даны в постановлении Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц) на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации по выбору покупателей зданий, строений, сооружений.
Из вышеизложенных положений закона следует, что в связи приобретением в собственность механической мастерской ОАО "Жилкредит" имеет право на приобретение в собственность земельного участка, занятого недвижимостью (согласно техническому паспорту 727,9 кв. м) и необходимого для ее использования.
Для выяснения вопроса о том, какой земельный участок необходим для использования недвижимости, суд апелляционной инстанции исследовал землеустроительное дело по межеванию земельного участка, передаваемого ОАО "Жилкредит" для развития строительной базы из земель СПК "Иншинский", в связи с приобретением у СПК "Иншинский" здания мехмастерской, расположенного на территории передаваемого участка.
Из документов, имеющихся в землеустроительном деле, усматривается следующее. Из письма Общества N 8 от 11.07.02, адресованного Главе администрации Ленинского района, видно, что земельный участок площадью 2,0 га необходим заявителю, в том числе для осуществления за счет собственных средств дополнительных производств с целью дальнейшего развития и увеличения объемов строительных работ. К письму приложен план развития подсобного производства с размерами границ земельного участка.
Земельный участок образовывался вновь. Его границы и площадь (20 000 кв. м) определены ГУП земельно-кадастровое бюро Ленинского района Тульской области на основании заявки ОАО "Жилкредит" и договора купли-продажи строения, что подтверждается актом установления и согласования границ земельного участка. При этом суд отмечает, что акт согласован главой администрации Иншинского сельского округа, которая (администрация) не являлась органом местного самоуправления, обладающего полномочиями на решение вопросов, связанных с предоставлением земельных участков.
Кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 71: 14:04 04 01:0035 изготовлен на основании плана границ земельного участка, имеющегося в землеустроительном деле.
Таким образом, несмотря на то, что земельный участок является вновь образованным, органами местного самоуправления муниципального образования "Ленинский район" проект его границ не утверждался, и не определялась его площадь.
Статья 36 ЗК РФ устанавливает процедуру приобретения прав на земельные участки под объектами недвижимости.
Так в соответствии с названной статьей граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Суд первой инстанции посчитал, что нарушена статья 36 ЗК РФ, поскольку орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления и кадастрового плана не направил проект договора купли-продажи заявителю. Вместе с тем судом не учтено, что земельный участок не был сформирован в установленном законом порядке, а именно в соответствии с п. 2 ст. 35, п. 3 ст. 33, п. п. 7, 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Тот факт, что заявителем был предоставлен кадастровый план земельного участка, не может свидетельствовать о праве заявителя на приобретение в собственность земельного участка размером 20 000 кв. м, если при этом не были соблюдены требования п. 2 ст. 35 и п. 3 ст. 33 ЗК РФ.
Предоставление в собственность Обществу земельного участка размером большим, чем это предусмотрено п. 2 ст. 35 и п. 3 ст. 33 ЗК РФ, нарушает права СПК "Иншинский", который имеет право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и не отказывался от своего права в пользу ОАО "Жилкредит".
Суд апелляционной инстанции полагает, что поскольку земельный участок формировался вновь, решение вопроса о его приобретении, должно осуществляться в порядке, предусмотренном п. п. 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ с обязательным установлением границ и размера земельного участка органами местного самоуправления.
Письмо Администрации N 1126 от 26.03.2007 о необходимости проведения комиссионного обследования земельного участка для решения вопроса о его предоставлении в собственность направлено в адрес Общества с целью решения вопроса о его размере и границах. Нарушение сроков проведения процедур, установленных п. п. 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ, само по себе не является основанием для признания незаконным бездействия Администрации и обязании органа местного самоуправления направить Обществу договор купли-продажи земельного участка площадью 20 000 кв. м, расположенного в восточной части пос. Петровский Иншинского сельского округа Ленинского района Тульской области, кадастровый номер 71:14:04 04 01:0035,
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, и отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 2, 270 ч. 1 п. 3, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Тульской области от 4 мая 2007 года по делу N А68-8140/06-157/8 отменить.
В удовлетворении заявления ОАО "Жилкредит" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Ленинский район", выразившегося в не направлении заявителю в установленный законом срок проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 20000 кв. м, расположенного в восточной части пос. Петровский Иншинского сельского округа Ленинского района Тульской области, кадастровый номер 71:14:04 04 01:0035 и обязании администрации муниципального образования "Ленинский район" устранить допущенные нарушения - отказать.
Взыскать с ОАО "Жилкредит" в пользу администрации муниципального образования "Ленинский район" 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2007 ПО ДЕЛУ N А68-8140/06-157/8
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2007 г. по делу N А68-8140/06-157/8
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2103/2007) МО "Ленинский район Тульской области"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 04.05.2007 г. по делу N А68-8140/06-157/8 (судья Н.А. Рыжикова)
по заявлению ОАО "Жилкредит"
к администрации МО "Ленинский район Тульской области"
3-е лицо: СПК "Иншинский"
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: Острун Б.Ю. директор, решение N 1 от 10.01.06, Парфирьев А.Н. -доверенность от 10.10.06
от ответчика: Воробьев А.В. - доверенность от 23.05.2007, Черных Л.Н. от 23.05.2007, Гусак Е.В.- доверенность от 03.08.2007
от 3-го лица: Корнеева Н.В.- доверенность от 04.09.2007
установил:
ОАО "Жилкредит" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием (с учетом уточнений от 12.03.2007 г.) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Ленинский район" Тульской области, выразившегося в не направлении заявителю в установленный законом срок проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 20000 кв. м, расположенного в восточной части пос. Петровский Иншинского сельского округа Ленинского района Тульской области, кадастровый номер 71:14:04 04 01:0035, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением арбитражного суда Тульской области от 4 мая 2007 года требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись принятым судом первой инстанции судебным актом, Администрация муниципального образования "Ленинский район" Тульской области (далее - Администрация) обжаловала его в апелляционную инстанцию, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что судом не дана оценка ряду обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, а именно: размеру истребуемого земельного участка; постановлению главы муниципального образования "Ленинский район" N 880 от 25.09.2002 о заключении договора аренды с ОАО "Жилкредит"; основаниям постановки земельного участка на кадастровый учет, а также тому факту, что не прекращено право бессрочного пользования СПК "Иншинский" земельным участком.
Общество возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как установлено судом, согласно свидетельства N 15 от 10 марта 1993 года СПК "Иншинский" предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 985 га для сельскохозяйственного использования. Расположенное на данном земельном участке здание механической мастерской по договору купли-продажи от 27.11.2001 г. у СПК "Иншинский" приобретено ОАО "Жилкредит". Право собственности на недвижимое строение зарегистрировано Обществом в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации права 71 НА 213504 от 15.11.2001 г.)
24.03.2003 года ОАО "Жилкредит" обратилось в Администрацию МО "Ленинский район Тульской области" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 20 000 кв. м, на котором расположено здание механической мастерской.
Администрация МО "Ленинский район Тульской области" своим письмом от 26.05.2003 г. N 791 сообщила заявителю, что решение данного вопроса не входит в компетенцию органов местного самоуправления и что постановлением Главы муниципального образования "Ленинский район Тульской области" от 25.09.2002 г. N 880 испрашиваемый земельный участок выделен ОАО "Жилкредит" на правах аренды сроком на 1 год, в связи с чем в срок до 01.06.2003 г. необходимо представить в Комитет по управлению имуществом подписанный договор аренды, ранее направленный в адрес заявителя.
ОАО "Жилкредит" обратилось в Комитет по управлению имуществом, который своим письмом от 21.08.2003 г. N 76-К-20/4152 сообщил, что для оформления права собственности на земельный участок необходимо представить дополнительные документы.
13.07.2005 года ОАО "Жилкредит" обратилось в администрацию МО "Ленинский район Тульской области" с заявлением N 268 о направлении проекта договора на приобретение в собственность вышеуказанного земельного участка. На заявление Администрацией 17.08.2005 г. дан ответ, что с этим вопросом необходимо обратиться в Территориальное управление Росимущества по Тульской области. Общество направило заявку от 12.04.2006 г. на приватизацию земельного участка в Территориальное управление Росимущества по Тульской области в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, ст. ст. 16, 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту решения - Закон о приватизации).
Письмом N 71-20/2000 от 06.05.2006 г. Территориальное управление Росимущества по Тульской области возвратило указанную заявку в связи с непредставлением следующих документов:
- постановления Главы МО "Ленинский район", утверждающего проект границ земельного участка (заверенная администрацией копия в 2-х экземплярах);
- решения органа местного самоуправления о прекращении права бессрочного (постоянного) пользования СПК "Иншинский" на земельный участок, так как данный участок находится в пользовании хозяйства в соответствии со свидетельством от 29.01.1993 г. N 76 (заверенная в установленном порядке копия в 2-х экземплярах);
- постановления Главы МО "Ленинский район" об установлении публичных сервитутов или письмо муниципального образования об отсутствии публичных сервитутов (заверенная администрацией копия в 2-х экземплярах);
- справки о ставке земельного налога на испрашиваемый земельный участок по состоянию на 2006 г.
Не согласившись с указанным письмом, ОАО "Жилкредит" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий Территориального управления Росимущества по Тульской области по возврату заявки незаконными и обязании указанного органа заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 71:14:04 04 01: 0035.
В ходе рассмотрения дела 08.02.2007 заявитель обратился в администрацию муниципального образования "Ленинский район" с заявлением о рассмотрении вопроса о приобретении в собственность земельного участка 2,0 га (т. 1, л.д. 103), в связи с чем ходатайствовал 12.03.2007 г. об уточнении заявленных требований и замене ненадлежащего ответчика - Территориального управления Росимущества по Тульской области - на администрацию МО "Ленинский район" Тульской области. Определением от 09 апреля 2007 года суд первой инстанции произвел замену ответчика на администрацию МО "Ленинский район" и принял уточнение заявленных требований.
Рассмотрев обращение Общества, Администрация направила в его адрес письмо N 1126 от 26.03.2007, которым сообщила о необходимости проведения комиссионного обследования земельного участка с целью решения вопроса о его предоставлении в собственность (т. 1, л.д. 134).
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя. Свое решение суд основывал на положениях ст. 29, п. 1 ст. 35, ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), п. 3 ст. 552 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. При этом суд исходил из следующего: Общество подало заявление в Администрацию 08.02.2007; к заявлению приложило копию кадастровой карты (плана) земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание механической мастерской; заявление получено Администрацией 14.02.2007; заявитель имеет исключительное право на приобретение спорного земельного участка площадью 20 000 кв. м, однако в нарушение ст. 36 ЗК РФ Администрация не приняла решения о предоставлении Обществу земельного участка, что является незаконным бездействием.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда первой инстанции, поскольку полагает, что заявителем не подтверждено право на приобретение земельного участка в собственность именно в размере 20 000 кв. м. Судом первой инстанции этот вопрос не исследовался, в связи с чем при разрешении спора не применены нормы Земельного кодекса РФ об определении площади земельного участка при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке (п. 2 ст. 35, п. 3 ст. 33 ЗК РФ).
Суд апелляционной инстанции исходит из следующих фактических обстоятельств дела.
Как видно из свидетельства N 15 от 10 марта 1993 года СПК "Иншинский" предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 985 га. для сельскохозяйственного использования. На данном земельном участке расположено здание механической мастерской, которое по договору купли-продажи от 27.11.2001 г. между СПК "Иншинский" и ОАО "Жилкредит" приобретено последним в собственность. Право собственности на недвижимое строение - механическая мастерская площадью 727,9 кв. м- зарегистрировано Обществом 15.11.2001 г. (свидетельство о государственной регистрации права 71 НА 213504).
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Вышеназванные разъяснения даны в постановлении Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц) на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации по выбору покупателей зданий, строений, сооружений.
Из вышеизложенных положений закона следует, что в связи приобретением в собственность механической мастерской ОАО "Жилкредит" имеет право на приобретение в собственность земельного участка, занятого недвижимостью (согласно техническому паспорту 727,9 кв. м) и необходимого для ее использования.
Для выяснения вопроса о том, какой земельный участок необходим для использования недвижимости, суд апелляционной инстанции исследовал землеустроительное дело по межеванию земельного участка, передаваемого ОАО "Жилкредит" для развития строительной базы из земель СПК "Иншинский", в связи с приобретением у СПК "Иншинский" здания мехмастерской, расположенного на территории передаваемого участка.
Из документов, имеющихся в землеустроительном деле, усматривается следующее. Из письма Общества N 8 от 11.07.02, адресованного Главе администрации Ленинского района, видно, что земельный участок площадью 2,0 га необходим заявителю, в том числе для осуществления за счет собственных средств дополнительных производств с целью дальнейшего развития и увеличения объемов строительных работ. К письму приложен план развития подсобного производства с размерами границ земельного участка.
Земельный участок образовывался вновь. Его границы и площадь (20 000 кв. м) определены ГУП земельно-кадастровое бюро Ленинского района Тульской области на основании заявки ОАО "Жилкредит" и договора купли-продажи строения, что подтверждается актом установления и согласования границ земельного участка. При этом суд отмечает, что акт согласован главой администрации Иншинского сельского округа, которая (администрация) не являлась органом местного самоуправления, обладающего полномочиями на решение вопросов, связанных с предоставлением земельных участков.
Кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 71: 14:04 04 01:0035 изготовлен на основании плана границ земельного участка, имеющегося в землеустроительном деле.
Таким образом, несмотря на то, что земельный участок является вновь образованным, органами местного самоуправления муниципального образования "Ленинский район" проект его границ не утверждался, и не определялась его площадь.
Статья 36 ЗК РФ устанавливает процедуру приобретения прав на земельные участки под объектами недвижимости.
Так в соответствии с названной статьей граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Суд первой инстанции посчитал, что нарушена статья 36 ЗК РФ, поскольку орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления и кадастрового плана не направил проект договора купли-продажи заявителю. Вместе с тем судом не учтено, что земельный участок не был сформирован в установленном законом порядке, а именно в соответствии с п. 2 ст. 35, п. 3 ст. 33, п. п. 7, 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Тот факт, что заявителем был предоставлен кадастровый план земельного участка, не может свидетельствовать о праве заявителя на приобретение в собственность земельного участка размером 20 000 кв. м, если при этом не были соблюдены требования п. 2 ст. 35 и п. 3 ст. 33 ЗК РФ.
Предоставление в собственность Обществу земельного участка размером большим, чем это предусмотрено п. 2 ст. 35 и п. 3 ст. 33 ЗК РФ, нарушает права СПК "Иншинский", который имеет право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и не отказывался от своего права в пользу ОАО "Жилкредит".
Суд апелляционной инстанции полагает, что поскольку земельный участок формировался вновь, решение вопроса о его приобретении, должно осуществляться в порядке, предусмотренном п. п. 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ с обязательным установлением границ и размера земельного участка органами местного самоуправления.
Письмо Администрации N 1126 от 26.03.2007 о необходимости проведения комиссионного обследования земельного участка для решения вопроса о его предоставлении в собственность направлено в адрес Общества с целью решения вопроса о его размере и границах. Нарушение сроков проведения процедур, установленных п. п. 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ, само по себе не является основанием для признания незаконным бездействия Администрации и обязании органа местного самоуправления направить Обществу договор купли-продажи земельного участка площадью 20 000 кв. м, расположенного в восточной части пос. Петровский Иншинского сельского округа Ленинского района Тульской области, кадастровый номер 71:14:04 04 01:0035,
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, и отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 2, 270 ч. 1 п. 3, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Тульской области от 4 мая 2007 года по делу N А68-8140/06-157/8 отменить.
В удовлетворении заявления ОАО "Жилкредит" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Ленинский район", выразившегося в не направлении заявителю в установленный законом срок проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 20000 кв. м, расположенного в восточной части пос. Петровский Иншинского сельского округа Ленинского района Тульской области, кадастровый номер 71:14:04 04 01:0035 и обязании администрации муниципального образования "Ленинский район" устранить допущенные нарушения - отказать.
Взыскать с ОАО "Жилкредит" в пользу администрации муниципального образования "Ленинский район" 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)