Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчиков - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу исполнительного комитета Тукаевского муниципального района
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2012 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-20993/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тимерхан" (ОГРН 1081682000839) к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в нерассмотрении по существу заявлений общества о предоставлении в аренду или собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк"; обязании принять решение о предоставлении в аренду или собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тимерхан" (далее - заявитель, общество) обратилось к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчики, глава района, исполком, Палата) с заявлением о признании незаконным бездействия главы района, исполкома, Палаты, выразившегося в нерассмотрении по существу заявлений общества о предоставлении в аренду или в собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк"; обязании принять решение о предоставлении в аренду или в собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействия главы района, исполкома, Палаты, выразившегося в нерассмотрении по существу заявления общества о предоставлении в аренду или в собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк", обязал главу района, исполком, Палату устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем: рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк", и выдаче в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 решение суда первой инстанции от 14.12.2012 оставлено без изменении.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, исполком обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк", однако организации как производственный кооператив "Буляк" на территории Тукаевского муниципального района не имеется; на заявления общества от 29.03.2012 ответчиками были направлены ответы от 06.04.2012 после подписания, но без уведомления; считает, что со стороны общества при подаче заявления имело место злоупотребление правом.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству и указывает, что довод исполкома о том, что организация производственный кооператив "Буляк" отсутствует, не исключает предусмотренную законодательством обязанность по рассмотрению заявления. Ответчиками направлены ответы от 06.04.2012, направленные 13.08.2012 о формировании земель хозяйства производственного кооператива "Буляк" в паевый резервный фонд района, однако доказательств формирования земельных участков ни заявителю, ни в суд не представлено.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что общество обратилось с заявлениями от 29.03.2012 за исх. N 893/913 - N 893/915 к главе района, руководителю исполкома, председателю Палаты о предоставлении в аренду или в собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственный кооператив "Буляк".
Из пояснений заявителя следует, что ответы, датированные 06.04.2012, поступили в адрес заявителя в одном конверте - 15 (16) августа 2012 года.
Факт получения указанных писем после 14.08.2012 подтверждается почтовым конвертом от Палаты со штемпелем отправки 13.08.2012 и поступлением в почтовое отделение N 22 (индекс 423022) 14.08.2012.
Кроме того, к отзыву ответчика от 19.09.2012 приобщены почтовые квитанции от 13.08.2012, что подтверждает доводы заявителя, что ответы, датированные 06.04.2012, направлены заявителю только 13.08.2012.
Доказательств направления ответов от исполкома и Палаты в апреле 2012 года в материалы дела не представлено.
В указанных ответах, направленных заявителю лишь 13.08.2012, содержались сведения, что запрашиваемый земельный участок площадью 11 060 000 кв. м, расположенный на землях хозяйства производственного кооператива "Буляк", формируется в паевой резервный фонд района.
Поскольку на заявление общества от 29.03.2012 о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения действий по рассмотрению в предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации сроки и порядком, действующим на территории Тукаевского муниципального образования, не осуществлены, то общество 06.08.2012 обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).
Решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 27.04.2007 N 13/9 (с изменениями от 14.04.2009) утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности Тукаевского муниципального района, согласно пункту 1.7 которого Палата наделена полномочиями информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, публикации информационного сообщения о намерении распорядиться земельным участком за месяц до принятия решения. Указанным пунктом Положения предусмотрено, что руководитель исполкома направляет обращения граждан и общественных организаций в Палату.
Палата обязана до принятия решения о возможном предоставлении земельного участка рассмотреть обращения граждан и общественных организаций на собрании с приглашением заявителей обращения или провести сход, референдум.
В случае разногласий между Палатой по предоставлению земельных участков и общественным мнением, решение о выделении (отказе) земельного участка принимает Совет Тукаевского муниципального района.
Глава 6 Положения о порядке предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственных нужд, утвержденная представительным органом муниципального образования от 27.04.2007 N 13/9, признана утратившей силу на основании решения Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 01.06.2011 N 5/6.
С учетом вышеизложенного судами предыдущих инстанций правомерно указано, что для предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственных нужд, не связанных со строительством, применяется Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством на территории Тукаевского муниципального района (далее - Порядок), утвержденный решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 28.05.2008 N 24/13.
Согласно указанному Порядку заявления о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подаются заинтересованными лицами на имя главы Тукаевского муниципального района. В течение 7 дней со дня принятия заявления Палата обеспечивает подготовку информации о земельных участках, обеспечивает публикацию информации в газете "Светлый путь", в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждение его в установленном порядке, по истечении одного месяца после опубликования информации о предоставляемом на определенном праве земельном участке (при поступлении одной заявки), в течение трех дней готовит проект решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ и предоставляет на подпись главе района.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Принятие решений по вопросам распоряжения земельными участками, в том числе об утверждении схемы расположения земельного участка, должно проводиться в установленные сроки и в установленной форме.
В связи с тем, что глава района, исполком и Палата в соответствии с возложенными на них полномочиями не рассмотрели в установленные законом сроки заявление общества и не выдали заявителю схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо не отказали в выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка, вывод судов предыдущих инстанций о наличии незаконного бездействия ответчиков, нарушающего права и законные интересы общества, является правомерным.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что такой организации как производственный кооператив "Буляк" на территории Тукаевского муниципального района не имеется, не может быть принята во внимание, поскольку это обстоятельство не исключает предусмотренную законодательством обязанность по рассмотрению заявления.
Указанная обязанность должностного лица или представительного органа муниципального образования предусмотрена частью 3 статьи 8, пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которому письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Ответчиками вопреки вышеназванным нормам заявление общества от 29.03.2012 надлежащему органу не направлено, в полномочия которого входит рассмотрение вопроса о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по делу N А65-20993/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N А65-20993/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N А65-20993/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчиков - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу исполнительного комитета Тукаевского муниципального района
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2012 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-20993/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тимерхан" (ОГРН 1081682000839) к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в нерассмотрении по существу заявлений общества о предоставлении в аренду или собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк"; обязании принять решение о предоставлении в аренду или собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Тимерхан" (далее - заявитель, общество) обратилось к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчики, глава района, исполком, Палата) с заявлением о признании незаконным бездействия главы района, исполкома, Палаты, выразившегося в нерассмотрении по существу заявлений общества о предоставлении в аренду или в собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк"; обязании принять решение о предоставлении в аренду или в собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействия главы района, исполкома, Палаты, выразившегося в нерассмотрении по существу заявления общества о предоставлении в аренду или в собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк", обязал главу района, исполком, Палату устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем: рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк", и выдаче в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 решение суда первой инстанции от 14.12.2012 оставлено без изменении.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, исполком обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственного кооператива "Буляк", однако организации как производственный кооператив "Буляк" на территории Тукаевского муниципального района не имеется; на заявления общества от 29.03.2012 ответчиками были направлены ответы от 06.04.2012 после подписания, но без уведомления; считает, что со стороны общества при подаче заявления имело место злоупотребление правом.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству и указывает, что довод исполкома о том, что организация производственный кооператив "Буляк" отсутствует, не исключает предусмотренную законодательством обязанность по рассмотрению заявления. Ответчиками направлены ответы от 06.04.2012, направленные 13.08.2012 о формировании земель хозяйства производственного кооператива "Буляк" в паевый резервный фонд района, однако доказательств формирования земельных участков ни заявителю, ни в суд не представлено.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что общество обратилось с заявлениями от 29.03.2012 за исх. N 893/913 - N 893/915 к главе района, руководителю исполкома, председателю Палаты о предоставлении в аренду или в собственность земельного участка площадью 11 060 000 кв. м для сельскохозяйственного производства (развитие животноводства и растениеводства) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, хозяйство производственный кооператив "Буляк".
Из пояснений заявителя следует, что ответы, датированные 06.04.2012, поступили в адрес заявителя в одном конверте - 15 (16) августа 2012 года.
Факт получения указанных писем после 14.08.2012 подтверждается почтовым конвертом от Палаты со штемпелем отправки 13.08.2012 и поступлением в почтовое отделение N 22 (индекс 423022) 14.08.2012.
Кроме того, к отзыву ответчика от 19.09.2012 приобщены почтовые квитанции от 13.08.2012, что подтверждает доводы заявителя, что ответы, датированные 06.04.2012, направлены заявителю только 13.08.2012.
Доказательств направления ответов от исполкома и Палаты в апреле 2012 года в материалы дела не представлено.
В указанных ответах, направленных заявителю лишь 13.08.2012, содержались сведения, что запрашиваемый земельный участок площадью 11 060 000 кв. м, расположенный на землях хозяйства производственного кооператива "Буляк", формируется в паевой резервный фонд района.
Поскольку на заявление общества от 29.03.2012 о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения действий по рассмотрению в предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации сроки и порядком, действующим на территории Тукаевского муниципального образования, не осуществлены, то общество 06.08.2012 обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).
Решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 27.04.2007 N 13/9 (с изменениями от 14.04.2009) утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности Тукаевского муниципального района, согласно пункту 1.7 которого Палата наделена полномочиями информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, публикации информационного сообщения о намерении распорядиться земельным участком за месяц до принятия решения. Указанным пунктом Положения предусмотрено, что руководитель исполкома направляет обращения граждан и общественных организаций в Палату.
Палата обязана до принятия решения о возможном предоставлении земельного участка рассмотреть обращения граждан и общественных организаций на собрании с приглашением заявителей обращения или провести сход, референдум.
В случае разногласий между Палатой по предоставлению земельных участков и общественным мнением, решение о выделении (отказе) земельного участка принимает Совет Тукаевского муниципального района.
Глава 6 Положения о порядке предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственных нужд, утвержденная представительным органом муниципального образования от 27.04.2007 N 13/9, признана утратившей силу на основании решения Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 01.06.2011 N 5/6.
С учетом вышеизложенного судами предыдущих инстанций правомерно указано, что для предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственных нужд, не связанных со строительством, применяется Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством на территории Тукаевского муниципального района (далее - Порядок), утвержденный решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 28.05.2008 N 24/13.
Согласно указанному Порядку заявления о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подаются заинтересованными лицами на имя главы Тукаевского муниципального района. В течение 7 дней со дня принятия заявления Палата обеспечивает подготовку информации о земельных участках, обеспечивает публикацию информации в газете "Светлый путь", в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждение его в установленном порядке, по истечении одного месяца после опубликования информации о предоставляемом на определенном праве земельном участке (при поступлении одной заявки), в течение трех дней готовит проект решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ и предоставляет на подпись главе района.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Принятие решений по вопросам распоряжения земельными участками, в том числе об утверждении схемы расположения земельного участка, должно проводиться в установленные сроки и в установленной форме.
В связи с тем, что глава района, исполком и Палата в соответствии с возложенными на них полномочиями не рассмотрели в установленные законом сроки заявление общества и не выдали заявителю схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо не отказали в выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка, вывод судов предыдущих инстанций о наличии незаконного бездействия ответчиков, нарушающего права и законные интересы общества, является правомерным.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что такой организации как производственный кооператив "Буляк" на территории Тукаевского муниципального района не имеется, не может быть принята во внимание, поскольку это обстоятельство не исключает предусмотренную законодательством обязанность по рассмотрению заявления.
Указанная обязанность должностного лица или представительного органа муниципального образования предусмотрена частью 3 статьи 8, пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которому письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Ответчиками вопреки вышеназванным нормам заявление общества от 29.03.2012 надлежащему органу не направлено, в полномочия которого входит рассмотрение вопроса о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по делу N А65-20993/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)