Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2013 ПО ДЕЛУ N А68-9332/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. по делу N А68-9332/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Заикиной Н.В. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой Е.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества ограниченной ответственностью "Управление недвижимостью" (г. Тула, ОГРН 1067107013885, ИНН 7107093547) - Мастрюкова Е.В. (доверенность от 24.04.2013, паспорт), в отсутствие ответчика - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (г. Тула, ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 19.02.2013 по делу N А68-9332/2012 (судья Рыжикова Н.А.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление недвижимостью" (далее - общество, ООО "Управление недвижимостью") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнений от 12.12.2012) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - управление), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:13:0204013:27, обязании принять решение о приватизации земельного участка и заключить договор купли-продажи земельного участка по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.02.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что ТУ Росимущества в Тульской области не имело полномочий по предоставлению земельного участка без соответствующего разрешения от Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Считает, что заявителем пропущен срок на подачу заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, что привело к нарушению норм процессуального права. Полагает, что спорный земельный участок не может признаваться объектом земельных прав в связи с отсутствием в государственном реестре земель сведений о нем.
В судебном заседании представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился. Полагая оспариваемое решение законным и обоснованным, просил его оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо в суд апелляционной инстанции представителей не направило. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
ООО "Управление недвижимостью" по договору продажи недвижимого имущества (нефтебазы) от 02.07.2009 N ТНП-16371/09, заключенному между ОАО "Туланефтепродукт" и обществом, на праве собственности принадлежит недвижимое имущество (нефтебаза), расположенное по адресу: Тульская область, Куркинский район, пос. Куркино, ул. Привокзальная, д. 31, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.12.2009 серия 71 АГ N 002383, от 25.12.2009 серия 71 АГ N 002384, от 25.12.2009 серия 71 АГ N 002385.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 71:13:020413:27, по адресу: Тульская область, Куркинский район, пос. Куркино, ул. Привокзальная, д. 31, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственных помещений, площадью 12 673 кв. м, кадастровая стоимость 12 164 179 рублей 05 копеек.
Данный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 71:13:020413:4, площадью 14 373 кв. м, находящегося по адресу: Тульская область, Куркинский район, пос. Куркино, ул. Привокзальная, АЗС N 11, и принадлежащего ОАО "Туланефтепродукт" на праве постоянного (бессрочного) пользования, на земельные участки с кадастровыми номерами 71:13:020413:27 и 71:13:020413:28.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 24.08.2000 серии 71 АА N 015930 земельный участок с кадастровым номером 71:13:020413:4 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 71:13:020413:27, площадью 12 673 кв. м, был сформирован под объектами недвижимого имущества, принадлежащими ООО "Управление недвижимостью" на праве собственности.
Общество 31.10.2011 обратилось в ТУ Росимущества в Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:13:020413:27 расположенный по адресу: Тульская область, Куркинский район, пос. Куркино, ул. Привокзальная, д. 31.
Не получив решения ТУ Росимущества по Тульской области о предоставлении земельного участка по заявлению от 31.10.2011, общество повторно обратилось в управление с заявлением от 18.05.2012 о разделе земельного участка с кадастровым номером 71:13:020413:4 и о приобретении в собственность вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 71:13:020413:27, расположенного по адресу: Тульская область, Куркинский район, пос. Куркино, ул. Привокзальная, д. 31.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, рассмотрев обращение общества, направленное письмом ТУ Росимущества в Тульской области от 24.02.2012 N 71-20/525, по вопросу приобретения прав на земельный участок с кадастровым номером 71:13:020413:4, письмом от 06.11.2012 N ПП-10/49712, поручило ТУ Росимущества в Тульской области осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 71:13:020413:4 на два земельных участка с кадастровыми номерами 71:13:020413:27 и 71:13:020413:28.
28.11.2012 г. ТУ Росимущества в Тульской области принято распоряжение N 506-р "О разделе земельного участка с кадастровым номером 71:13:020413:4".
Учитывая, что решения по заявлению о предоставлении ООО "Управление недвижимостью" в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:13:020413:27 принято не было, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок ТУ Росимущества в Тульской области не было принято решение о приватизации земельного участка в собственность заявителя.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Тульской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 15.12.2011 N 1679-ЗТО "О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты" на территории Тульской области установлена до 1 июля 2012 года цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости таких земельных участков при их продаже, в том числе, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Судом установлено и подтверждено материалами дела (в том числе, планом приватизации государственного предприятия по реализации нефтепродуктов "Туланефтепродукт"), что объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, ранее был выкуплен у государства в процессе приватизации государственного предприятия по реализации нефтепродуктов "Туланефтепродукт", в последствии приобретен ООО "Управление недвижимостью" по договору купли-продажи, заключенному с ОАО "Туланефтепродукт".
Ограничения оборотоспособности испрашиваемого земельного участка, установленные статьей 27 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отсутствуют.
При таких обстоятельствах спора Арбитражный суд Тульской области обоснованно пришел к выводу о наличии у заявителя права на приобретение в собственность земельного участка.
Не обжалуя выводы Арбитражного суда Тульской области в этой части, заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда области подлежит отмене, так как у ТУ Росимущества в Тульской области отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком.
Изложенные доводы явились предметом исследования и оценки при рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции.
Частью 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в части 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка должно быть принято в течение одного месяца со дня обращения заинтересованного лица.
Предприниматель обратился с соответствующим заявлением 07.02.2012, что подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Доказательств о невозможности продажи в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка ТУ Росимущества в Тульской области и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в установленный законом срок, в материалы дела не представлено.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что в силу подпункта "ж" пункта 4.8 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, ТУ Росимущества в Тульской области осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, исключительно по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Судом области в обжалуемом решении правомерно отмечено, что вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о приватизации земельных участков, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что заявителем пропущен срок подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, также подлежит отклонению, поскольку данный срок может быть восстановлен судом, указанные обстоятельства не являются основанием для отмены оспариваемого решения.
Довод ответчика об отсутствии сведений о спорном земельном участке в государственном реестре земель является не состоятельным, поскольку при принятии оспариваемого решения суд области руководствовался распоряжением ТУ Росимущества в Тульской области от 28.11.2012 N 506-р о разделе земельного участка с кадастровым номером 71:13:020413:4 (т. 1, л.д. 87-88).
Согласно указанному распоряжению произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 71:13:020413:4 общей площадью 14 373 кв. м на земельный участок с кадастровым номером 71:13:020413:27 общей площадью 12 673 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 71:13:020413:28 общей площадью 1700 кв. м.
Пунктом 2 данного распоряжения от 28.11.2012 N 506-р было предписано отделу управления и регистрации права собственности Российской Федерации ТУ Росимущества в Тульской области обеспечить внесение в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделки с ним изменений в праве собственности Российской Федерации на участки.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Позиция суда первой инстанции соответствует судебной практике, изложенной, в частности, в постановлении ФАС ЦО от 29.07.2013 по делу N А68-7523/2012.
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 19.02.2013 по делу N А68-9332/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
О.А.ТИМИНСКАЯ
Н.В.ЗАИКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)