Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 23.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2349-2012

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2012 г. по делу N 33-2349-2012


Докладчик: Савельева Г.В.
Судья: Няхукова Э.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Савельевой Г.В.,
судей Емельянова А.Н., Агеева О.В.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Л.И.В., К.А.В., Н.В.В., К.Н.В., Н.Л.В., Т.А.В. к Администрации города Чебоксары, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике о признании незаконным распоряжения главы администрации города Чебоксары, прекращении записи о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на жилой дом и земельный участок, поступившее по апелляционной жалобе истцов и их представителя К.А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 мая 2012 года, которым постановлено:
Л.И.В., К.А.В., Н.В.В., К.Н.В., Н.Л.В., Т.А.В. в иске к Администрации города Чебоксары, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике о признании незаконным распоряжения главы Администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ года N прекращении записи о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на жилой дом и земельный участок отказать.
Заслушав доклад судьи Савельевой Г.В., судебная коллегия

установила:

Распоряжением администрации г. Чебоксары N от ДД.ММ.ГГГГ "Об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа земельных участков с индивидуальными жилыми домами по, на" в связи с размещением магистральной дороги по, предписано изъять для муниципальных нужд путем выкупа земельные участки:
- - с кадастровым номером N площадью ... кв. м с расположенным на нем индивидуальным жилым домом по, находящегося в общей долевой собственности К.А.В., Н.В.В., Л.И.В., К.Н.В., Н.Л.В.;
- - с кадастровым номером N площадью ... кв. м с расположенным на нем индивидуальным жилым домом находящегося в общей долевой собственности Т.А.В. и ООО "..." с передачей земельных участков в распоряжение администрации города Чебоксары. Муниципальному казенному учреждению "Земельное управление" поручено выполнить в установленном порядке комплекс мероприятий в целях изъятия указанных земельных участков, выдать гражданам копии распоряжения, подготовить и направить К.А.В., Н.В.В., Л.И.В., К.Н.В., Н.Л.В. для заключения соглашения о выкупе земельного участка и расположенного на нем индивидуального жилого дома по цене ... рублей; Т.Л.С., Фирме "..." - по цене ... рублей. Обеспечить государственную регистрацию данного распоряжения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, обеспечить государственную регистрацию права собственности муниципального образования - гор. Чебоксары на указанные выше земельные участки и индивидуальные жилые дома, ООО "..." произвести оплату выкупной стоимости изымаемых земельных участков и расположенного на них имущества.
На основании указанного распоряжения 27 февраля 2012 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись об ограничении (обременении) права на указанные выше объекты недвижимости.
Не согласившись с распоряжением и с ограничением (обременением) прав, Л.И.В., К.А.В., Н.В.В., К.Н.В., Н.Л.В., Т.Л.С. обратились с иском к Администрации города Чебоксары, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике о признании незаконным распоряжения главы администрации города Чебоксары, прекращении записи о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на жилой дом и земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что указанное распоряжение органа местного самоуправления не может являться решением о выкупе земельного участка и индивидуального жилого дома, в связи с чем на основании указанного распоряжения органа местного самоуправления Управление Росреестра не должно было вносить запись о государственной регистрации ограничения (обременения) права общей долевой собственности истцов на жилой дом и земельный участок. Управление Росреестра не уведомило в надлежащем порядке ряд собственников о внесении записи об обременении права собственности на недвижимое имущество, в связи с чем истцы просили признать незаконным распоряжение органа местного самоуправления и прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации ограничения (обременения) права общей долевой собственности истцов на жилой дом и земельный участок.
В судебном заседании истцы К.А.В., Л.И.В., Т.Л.С., представитель истцов К.А.Н., представители К.А.В. и К.О.Н. исковые требования поддержали.
Представитель Администрации города Чебоксары С.С.А. исковые требованиями не признал по мотивам необоснованности.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике У.И.А. исковые требования не признала по тем мотивам, что действия по регистрации обременения прав были совершены в соответствии с действующим законодательством.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное истцами на предмет отмены по мотивам его незаконности и нарушения норм материального права, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции явились представители истцов К.А.Н. и К.О.Н., представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике У.И.А. и представитель 3 лица ООО "..." С.Д.А., остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Постанавливая решение, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято органом местного самоуправления в пределах полномочий, наделенных ст. 50 Устава города Чебоксары, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 года N 40. Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о необоснованности исковых требований, поскольку какого-либо нарушения либо ограничения прав и законных интересов оспариваемым распоряжением не установлено. Суд указал, что распоряжение не порождает обязанность истцов передать свое имущество ответчику либо другим лицам, а решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд может быть зарегистрировано в качестве обременения права, в связи с чем у регистрирующего органа не было оснований для отказа в государственной регистрации ограничения (обременения) прав на жилой дом и земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обжалуя решение суда первой инстанции, истцы и их представитель ссылаются на то, что при вынесении распоряжения ответчиком не были соблюдены в полной мере условия, предусмотренные п. п. 5, 6, 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 561 от 22 июля 2008 года. Кроме того, обжалуемое распоряжение было вынесено без предоставления истцам какой-либо дополнительной информации о целях и сроках резервирования земель, ознакомлением с документацией, послужившей основанием резервирования земель.
Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истцов и их представителя.
Рассмотрев заявленный спор, суд первой инстанции исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон, оценил представленные доказательства и вынес обоснованное решение.
Как следует из материалов дела, решение органа местного самоуправления в виде распоряжения администрации гор. Чебоксары об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд путем выкупа было принято в связи с необходимостью размещения магистральной дороги
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, изъятие путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд.
Согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия, судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Учитывая вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности издания администрацией города оспариваемого распоряжения, основанного на нормах действующего законодательства, и правомерности внесенных записей о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на жилой дом и земельный участок.
Суд первой инстанции правильно отметил, что принудительное изъятие имущества истцов возможно только по решению суда, и оспариваемое распоряжение не порождает обязанность истцов передать свое имущество ответчику либо другим лицам.
Фактически между сторонами идет спор о размере выкупной цены земельных участков и жилых домов, разрешаемый в другом гражданском деле, инициированном сторонами. Указание в оспариваемом распоряжении администрации города о подготовке и направлению истцам соглашения о выкупе имущества по определенной цене является лишь предложением одной стороны, данное предложение не понуждает граждан согласиться с указанной ценой в случае несогласия с ней.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении ответчиком условий, предусмотренных п. п. 5, 6, 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 561 от 22 июля 2008 года, судебная коллегия признает несостоятельными.
Поскольку изъятие земель для муниципальных нужд производилось путем выкупа в связи с размещением магистральной дороги, вышеуказанное Положение о резервировании земель в данном случае не подлежит применению.
По этим же основаниям являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемое распоряжение было вынесено без предоставления истцам какой-либо дополнительной информации о целях и сроках резервирования земель, ознакомлением с документацией, послужившей основанием резервирования земель.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истцов и их представителя.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу истцов Л.И.В., К.А.В., Н.В.В., К.Н.В., Н.Л.В., Т.А.В. и их представителя К.А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 мая 2012 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)