Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 03 октября 2013 года
В полном объеме постановление изготовлено 10 октября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М, Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифовым И.Ш., рассмотрев 03 октября 2013 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2013 года, принятое по делу N А65-25478/2012 (судья Коротенко С.И.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Теплоизоляция", гор. Заинск, (ОГРН 1061687017897, ИНН 1647012189)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, гор. Казань, (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613),
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
- Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район, гор. Заинск,
- Кабинета Министров Республики Татарстан,
об обязании внести изменения с 01 января 2011 года в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:48:010103:978; 16:48:010102:123; 16:48:000000:77; 16:48:010102:26; 16:48:010102:51; 16:48:010102:108; об обязании внести изменения с 25 октября 2011 года в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:48:000000:132,
при участии в судебном заседании:
- от истца - Шевелев С.А. представитель по доверенности от 21.04.2013;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьего лица Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район - Шайхиев Р.Р. представитель по доверенности от 06.08.2013;
- от иных третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью "Теплоизоляция" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан об обязании внести изменения с 01 января 2011 года в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:48:010103:978; 16:48:010102:123; 16:48:000000:77; 16:48:010102:26; 16:48:010102:51; 16:48:010102:108; об обязании внести изменения с 25 октября 2011 года в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:48:000000:132.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Исполнительный комитет муниципального образования Заинский муниципальный район, Кабинет Министров Республики Татарстан.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2012 года в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принят отказ истца от иска к первому ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Производство по делу в части требований к первому ответчику подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2013 года суд производство по делу в части требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан прекратил. Иск удовлетворил частично. Обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:
- 16:48:010103:978, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, общей площадью 4 435 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 1 268 000 руб.,
- 16:48:010102:123, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, общей площадью 5 092 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 1 441 000 руб.,
- 16:48:000000:77, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, общей площадью 117 108 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 18 620 000 руб.,
- 16:48:010102:26, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, общей площадью 68 363 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 14 493 000 руб.,
- 16:48:010102:51, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, д. 7, общей площадью 4 407 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 1 260 000 руб.,
- 16:48:010102:108, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, общей площадью 10 865 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 2 738 000 руб.,
- 16:48:000000:132, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, поз. 7, общей площадью 65 227 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 429 000 руб. В остальной части иска суд отказал.
Заявитель - Исполнительный комитет муниципального образования Заинский муниципальный район, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске, поскольку решение является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2013 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 30 мая 2013 года на 11 час. 10 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2013 года рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 18 июня 2013 года на 12 час. 20 мин. в связи с поступлением ходатайства Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район РТ о назначении судебной экспертизы.
Определением от 19 июня 2013 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш. назначил по делу N А65-25478/2012 судебную экспертизу и приостановил производство по делу до получения экспертного заключения.
Определением от 07 августа 2013 года, с учетом определения о замене судьи от 06 августа 2013 года, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А. срок проведения экспертизы был продлен до 01 сентября 2013 года.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2013 года производство по делу было возобновлено и назначено к рассмотрению в судебном заседании на 03 октября 2013 года на 10 час. 00 мин.
В связи с отпуском судьи Терентьева Е.А., участвовавшего в прежнем составе суда, рассматривающего дело, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена его замена на судью Балакиреву Е.М., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав доводы явившихся представителей истца и третьего лица, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоизоляция" является собственником земельных участков:
- 16:48:010103:978, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, площадью 4 435 кв. м, на основании договора купли-продажи от 08 ноября 2007 года, свидетельства о государственной регистрации права серии 16-АБ N 032464 от 04 марта 2009 года,
- 16:48:010102:123, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, площадью 5 092 кв. м, на основании договора купли-продажи от 08 ноября 2007 года, свидетельства о государственной регистрации права серии 16-АБ N 032465 от 04 марта 2009 года,
- 16:48:000000:77, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, площадью 117 108 кв. м, на основании договора купли-продажи N 327/07 от 13 мая 2007 года, свидетельства о государственной регистрации права серии 16-АЕ N 777335 от 01 декабря 2010 года,
- 16:48:010102:26, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, площадью 68 363 кв. м, на сновании договора купли-продажи N 327/07 от 13 мая 2007 года, свидетельства о государственной регистрации права серии 16-АЕ N 187255 от 23 марта 2010 года.
Кроме того, истцу принадлежат на праве долгосрочной аренды следующие земельные участки:
- 16:48:010102:51, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, площадью 4 407 кв. м, на основании договора аренды N 19-10/ю от 12 июля 2010 года,
- 16:48:010102:108, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, площадью 10 865 кв. м, на основании договора аренды N 01-11/ю от 19 января 2011 года,
- 16:48:000000:132, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, поз. 7, площадью 65 227 кв. м, на основании договора аренды N 02-12/ю от 19 января 2012 года.
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2010 года по делу N 3-31/11, от 24 мая 2011 года по делу N 3-32/11, от 26 мая 2011 года N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, кадастровая стоимость земельных участков составляет:
- 16:48:010103:978 - 4 514 286 руб. 50 коп.,
- 16:48:010102:123 - 5 157 483 руб. 12 коп.,
- 16:48:000000:77 - 113 431 342 руб.,
- 16:48:010102:26 - 72 209 102 руб. 38 коп.,
- 16:48:010102:51 - 7 692 682 руб. 92 коп.,
- 16:48:010102:108 - 10 918 455 руб. 80 коп.,
- 16:48:000000:132 - 80 882 132 руб. 27 коп., общая кадастровая стоимость земельных участков составляет 294 805 484 руб. 99 коп.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 года.
Исходя из отчета N 7301 от 03 сентября 2012 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленного ЗАО "НКК "СЭНК" и подтвержденного положительным экспертным заключением N 718/09/12 от 28 сентября 2012 года, составленного некоммерческим партнерством СРО "Деловой союз оценщиков", рыночная стоимость земельных участков составляет:
- с кадастровым номером 16:48:010103:978 - 1 268 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:123 - 1 441 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:000000:77 - 18 620 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:26 - 14 493 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:51 - 1 260 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:108 - 2 738 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:000000:132 - 17 429 000 руб.
В суде апелляционной инстанции по ходатайству третьего лица - Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район была назначена и проведена судебная экспертиза по определению оценки рыночной стоимости спорных земельных участков, производство экспертизы было поручено экспертам Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации".
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (п. 3 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Из пункта 13 Правил следует, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Порядок определения кадастровой стоимости указанных земельных участков устанавливается утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнении площади земельного участка, разработанными в соответствии с п. 11 и п. 13 Правил.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно п. 1.3. Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Следовательно, рыночная стоимость земельных участков должна быть определена по состоянию на 01 января 2010 года.
Согласно заключению эксперта N 24-13 рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2010 года составила:
- с кадастровым номером 16:48:010103:978 - 3 196 166 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:123 - 3 626 658 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:000000:77 - 63 833 972 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:26 - 39 014 551 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:51 - 4 035 499 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:108 - 7 253 909 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:000000:132 - 37 118 983 руб.
При этом размер рыночной стоимости земельного участка эксперты определили путем использования сравнительного метода, отказавшись от использования доходного и затратного методов ввиду отсутствия достоверной и полноценной информации о возможности получения будущих доходов от использования земельных участков, а также косвенного характера оценки затратным методом ввиду уникальности каждого земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание, что заключение эксперта дано на основании поручения суда, с учетом ранее производимых оценок стоимости земельного участка, является полным и научно обоснованным, суд апелляционной инстанции признает указанное заключение эксперта достоверным и основывает свое решение о рыночной стоимости спорных земельных участков на выводах указанных экспертом.
Кроме того, истцом в суде апелляционной инстанции исковые требования не могут быть уточнены, поскольку нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено уточнение исковых требований в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01 января 2011 года.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако, частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки был заключен 26 июля 2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08 апреля 2000 года, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом было заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявляя требование об обязании органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорных земельных участков в размере, указанном в иске, истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих и бесспорных доказательств, подтверждающих обоснованность указанного требования.
Отчеты об оценке рыночной стоимости от 03 сентября 2012 год, представленные истцом, противоречат выводам судебных экспертов, а поскольку отчет об оценке рыночной стоимости носит не обязательный, а рекомендательный характер, суд свое решение основывает на заключении судебного эксперта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а по делу надлежит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований истца ввиду их необоснованности.
Расходы заявителя апелляционной жалобы на проведение судебной экспертизы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2013 года, принятое по делу N А65-25478/2012, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В иске Общества с ограниченной ответственностью "Теплоизоляция" отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Теплоизоляция" в пользу Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район расходы по оплате государственной пошлины в размере 37 950 руб.
Выплатить Республиканскому государственному унитарному предприятию "Бюро технической инвентаризации" (423450, гор. Альметьевск, ул. Советская, 153) с депозитного счета Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 37 950 руб., перечисленные по платежному поручению N 30203 от 11 июня 2013 года.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2013 ПО ДЕЛУ N А65-25478/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. по делу N А65-25478/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 03 октября 2013 года
В полном объеме постановление изготовлено 10 октября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М, Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифовым И.Ш., рассмотрев 03 октября 2013 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2013 года, принятое по делу N А65-25478/2012 (судья Коротенко С.И.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Теплоизоляция", гор. Заинск, (ОГРН 1061687017897, ИНН 1647012189)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, гор. Казань, (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613),
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
- Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район, гор. Заинск,
- Кабинета Министров Республики Татарстан,
об обязании внести изменения с 01 января 2011 года в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:48:010103:978; 16:48:010102:123; 16:48:000000:77; 16:48:010102:26; 16:48:010102:51; 16:48:010102:108; об обязании внести изменения с 25 октября 2011 года в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:48:000000:132,
при участии в судебном заседании:
- от истца - Шевелев С.А. представитель по доверенности от 21.04.2013;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьего лица Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район - Шайхиев Р.Р. представитель по доверенности от 06.08.2013;
- от иных третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью "Теплоизоляция" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан об обязании внести изменения с 01 января 2011 года в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:48:010103:978; 16:48:010102:123; 16:48:000000:77; 16:48:010102:26; 16:48:010102:51; 16:48:010102:108; об обязании внести изменения с 25 октября 2011 года в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:48:000000:132.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Исполнительный комитет муниципального образования Заинский муниципальный район, Кабинет Министров Республики Татарстан.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2012 года в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принят отказ истца от иска к первому ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан. Производство по делу в части требований к первому ответчику подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2013 года суд производство по делу в части требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан прекратил. Иск удовлетворил частично. Обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:
- 16:48:010103:978, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, общей площадью 4 435 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 1 268 000 руб.,
- 16:48:010102:123, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, общей площадью 5 092 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 1 441 000 руб.,
- 16:48:000000:77, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, общей площадью 117 108 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 18 620 000 руб.,
- 16:48:010102:26, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, общей площадью 68 363 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 14 493 000 руб.,
- 16:48:010102:51, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, д. 7, общей площадью 4 407 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 1 260 000 руб.,
- 16:48:010102:108, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, общей площадью 10 865 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 2 738 000 руб.,
- 16:48:000000:132, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, поз. 7, общей площадью 65 227 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости в размере 17 429 000 руб. В остальной части иска суд отказал.
Заявитель - Исполнительный комитет муниципального образования Заинский муниципальный район, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске, поскольку решение является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2013 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 30 мая 2013 года на 11 час. 10 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2013 года рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 18 июня 2013 года на 12 час. 20 мин. в связи с поступлением ходатайства Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район РТ о назначении судебной экспертизы.
Определением от 19 июня 2013 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш. назначил по делу N А65-25478/2012 судебную экспертизу и приостановил производство по делу до получения экспертного заключения.
Определением от 07 августа 2013 года, с учетом определения о замене судьи от 06 августа 2013 года, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А. срок проведения экспертизы был продлен до 01 сентября 2013 года.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2013 года производство по делу было возобновлено и назначено к рассмотрению в судебном заседании на 03 октября 2013 года на 10 час. 00 мин.
В связи с отпуском судьи Терентьева Е.А., участвовавшего в прежнем составе суда, рассматривающего дело, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена его замена на судью Балакиреву Е.М., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав доводы явившихся представителей истца и третьего лица, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоизоляция" является собственником земельных участков:
- 16:48:010103:978, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, площадью 4 435 кв. м, на основании договора купли-продажи от 08 ноября 2007 года, свидетельства о государственной регистрации права серии 16-АБ N 032464 от 04 марта 2009 года,
- 16:48:010102:123, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, площадью 5 092 кв. м, на основании договора купли-продажи от 08 ноября 2007 года, свидетельства о государственной регистрации права серии 16-АБ N 032465 от 04 марта 2009 года,
- 16:48:000000:77, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, площадью 117 108 кв. м, на основании договора купли-продажи N 327/07 от 13 мая 2007 года, свидетельства о государственной регистрации права серии 16-АЕ N 777335 от 01 декабря 2010 года,
- 16:48:010102:26, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, площадью 68 363 кв. м, на сновании договора купли-продажи N 327/07 от 13 мая 2007 года, свидетельства о государственной регистрации права серии 16-АЕ N 187255 от 23 марта 2010 года.
Кроме того, истцу принадлежат на праве долгосрочной аренды следующие земельные участки:
- 16:48:010102:51, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, площадью 4 407 кв. м, на основании договора аренды N 19-10/ю от 12 июля 2010 года,
- 16:48:010102:108, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, 7, площадью 10 865 кв. м, на основании договора аренды N 01-11/ю от 19 января 2011 года,
- 16:48:000000:132, расположенного по адресу: 423520, РТ, гор. Заинск, ул. Автозаводская, поз. 7, площадью 65 227 кв. м, на основании договора аренды N 02-12/ю от 19 января 2012 года.
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2010 года по делу N 3-31/11, от 24 мая 2011 года по делу N 3-32/11, от 26 мая 2011 года N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, кадастровая стоимость земельных участков составляет:
- 16:48:010103:978 - 4 514 286 руб. 50 коп.,
- 16:48:010102:123 - 5 157 483 руб. 12 коп.,
- 16:48:000000:77 - 113 431 342 руб.,
- 16:48:010102:26 - 72 209 102 руб. 38 коп.,
- 16:48:010102:51 - 7 692 682 руб. 92 коп.,
- 16:48:010102:108 - 10 918 455 руб. 80 коп.,
- 16:48:000000:132 - 80 882 132 руб. 27 коп., общая кадастровая стоимость земельных участков составляет 294 805 484 руб. 99 коп.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 года.
Исходя из отчета N 7301 от 03 сентября 2012 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленного ЗАО "НКК "СЭНК" и подтвержденного положительным экспертным заключением N 718/09/12 от 28 сентября 2012 года, составленного некоммерческим партнерством СРО "Деловой союз оценщиков", рыночная стоимость земельных участков составляет:
- с кадастровым номером 16:48:010103:978 - 1 268 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:123 - 1 441 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:000000:77 - 18 620 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:26 - 14 493 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:51 - 1 260 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:108 - 2 738 000 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:000000:132 - 17 429 000 руб.
В суде апелляционной инстанции по ходатайству третьего лица - Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район была назначена и проведена судебная экспертиза по определению оценки рыночной стоимости спорных земельных участков, производство экспертизы было поручено экспертам Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации".
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (п. 3 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Из пункта 13 Правил следует, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Порядок определения кадастровой стоимости указанных земельных участков устанавливается утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнении площади земельного участка, разработанными в соответствии с п. 11 и п. 13 Правил.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно п. 1.3. Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Следовательно, рыночная стоимость земельных участков должна быть определена по состоянию на 01 января 2010 года.
Согласно заключению эксперта N 24-13 рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2010 года составила:
- с кадастровым номером 16:48:010103:978 - 3 196 166 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:123 - 3 626 658 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:000000:77 - 63 833 972 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:26 - 39 014 551 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:51 - 4 035 499 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:010102:108 - 7 253 909 руб.,
- с кадастровым номером 16:48:000000:132 - 37 118 983 руб.
При этом размер рыночной стоимости земельного участка эксперты определили путем использования сравнительного метода, отказавшись от использования доходного и затратного методов ввиду отсутствия достоверной и полноценной информации о возможности получения будущих доходов от использования земельных участков, а также косвенного характера оценки затратным методом ввиду уникальности каждого земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание, что заключение эксперта дано на основании поручения суда, с учетом ранее производимых оценок стоимости земельного участка, является полным и научно обоснованным, суд апелляционной инстанции признает указанное заключение эксперта достоверным и основывает свое решение о рыночной стоимости спорных земельных участков на выводах указанных экспертом.
Кроме того, истцом в суде апелляционной инстанции исковые требования не могут быть уточнены, поскольку нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено уточнение исковых требований в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01 января 2011 года.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако, частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки был заключен 26 июля 2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08 апреля 2000 года, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом было заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявляя требование об обязании органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорных земельных участков в размере, указанном в иске, истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих и бесспорных доказательств, подтверждающих обоснованность указанного требования.
Отчеты об оценке рыночной стоимости от 03 сентября 2012 год, представленные истцом, противоречат выводам судебных экспертов, а поскольку отчет об оценке рыночной стоимости носит не обязательный, а рекомендательный характер, суд свое решение основывает на заключении судебного эксперта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а по делу надлежит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований истца ввиду их необоснованности.
Расходы заявителя апелляционной жалобы на проведение судебной экспертизы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2013 года, принятое по делу N А65-25478/2012, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В иске Общества с ограниченной ответственностью "Теплоизоляция" отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Теплоизоляция" в пользу Исполнительного комитета муниципального образования Заинский муниципальный район расходы по оплате государственной пошлины в размере 37 950 руб.
Выплатить Республиканскому государственному унитарному предприятию "Бюро технической инвентаризации" (423450, гор. Альметьевск, ул. Советская, 153) с депозитного счета Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 37 950 руб., перечисленные по платежному поручению N 30203 от 11 июня 2013 года.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)