Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2013 ПО ДЕЛУ N А62-5589/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. по делу N А62-5589/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 26.03.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Патрикеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.11.2012 по делу N А62-5589/2012 (судья Алмаев Р.Н.),

установил:

следующее.
Индивидуальный предприниматель Уткин Валерий Николаевич (далее -предприниматель) (ОГРИП 311673229000023) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента от 13.07.2012 N 12057/08 в осуществлении процедуры выбора земельного участка, площадью 406,5 кв. метров, расположенного в городе Смоленске, по проспекту Строителей, возле дома N 12 и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объект бытового обслуживания; признании незаконным отказа администрации города Смоленска от 06.07.2012 N 9117 в осуществлении процедуры выбора земельного участка, площадью 406,5 кв. метров, расположенного в городе Смоленске по проспекту Строителей, возле дома N 12 и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объект бытового обслуживания (т. 1, л.д. 4-5). Заявитель также просил возложить на администрацию обязанность устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем обеспечения процедуры выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства, возложении на администрацию обязанности в двухнедельный срок предоставить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Смоленска, необходимые для согласования акта о выборе земельного участка, а также бланк акта выбора земельного участка для проведения процедуры согласований.
Решением суда от 20.11.2012 заявленные требования предпринимателя удовлетворены. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения процедуры выбора вышеназванного земельного участка в порядке, установленном постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм "Об утверждении Порядка предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска и формы акта о выборе земельного участка" (т. 1, л.д. 111-121).
В апелляционной жалобе департамент просит решение суда отменить (т. 1, л.д. 126-130). Считает, что департамент в рамках своих полномочий исполнил все необходимые действия, предусмотренные законодательством, при отсутствии результатов выбора департамент не мог принять иное решение, кроме как изложенное в письме от 13.07.2012 N 12057/08. Ссылается на пункт 5.4 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, которым регламентированы действия уполномоченного органа в случае отказа администрации в обеспечении выбора земельного участка.
В представленных в суд апелляционной инстанции дополнениях департамент обращает внимание на то, что в суде первой инстанции администрация указывала на расположение испрашиваемого участка в границах территории, в отношении которой подготавливается документация по планировке и межеванию и на которой не предусмотрено размещение объекта капитального строительства.
Администрация представила суду письменные пояснения, в которых указала, что испрашиваемый земельный участок используется для нужд придомовой территории многоквартирного жилого дома N 12 по проспекту Строителей в г. Смоленске и является территорией общего пользования с расположением на ней зеленых насаждений.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в суд представителей не направили.
Руководствуясь статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.03.2013 был объявлен перерыв до 10 час 40 мин 25.03.2013.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный суд считает, что решение суда подлежит отмене, а требования заявителя оставлению без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, предприниматель обратился в департамент с заявлением от 23.01.2012 N 08027/з (т. 1, л.д. 26) об осуществлении выбора земельного участка, площадью 406,5 кв. метров, расположенного в городе Смоленске по проспекту Строителей, возле дома N 12 (согласно представленной схемы) и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объект бытового обслуживания.
В порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации департамент направил в администрацию письмо от 06.06.2012 N 09476/08 об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка.
Администрация письмом от 06.07.2012 N 9117 (т. 1, л.д. 15) сообщила о невозможности размещения объекта бытового обслуживания на испрашиваемом предпринимателем земельном участке и об отсутствии вариантов его размещения. Мотивируя свой отказ, администрация указала, что соответствии с постановлением администрации города Смоленска от 22.08.2011 N 1582-адм "О подготовке документации по планировке территорий города Смоленска" квартал в границах улицы Рыленкова - улицы 25 Сентября - Маршала Соколовского - проспекта Строителей включен в состав документации по планировке застроенных территорий города, состоящую из проекта планировки и межевания территории, размещение объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено. Кроме того, для предоставления земельных участков под объекты капитального строительства существуют нормы расчета земельных участков (СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"). В площадь земельного участка входит, помимо площади застройки, и площадь, необходимая для обслуживания сооружения (подъезды, подходы, озеленение, благоустройство, парковки и автостоянки, погрузо-разгрузочные площадки и другое). В представленном техническом обосновании в границы испрашиваемого земельного участка элементы благоустройства не включены. Также испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования (пешеходная связь улицы Рыленкова) и примыкает к остановочному комплексу. Кроме того, администрация сообщила что, принимая во внимание существующую градостроительную ситуацию с учетом уже сформированного земельного участка на пересечении проспекта Строителей - улицы Рыленкова (напротив многоквартирного жилого дома N 12 по проспекту Строителей) для проектирования и строительства магазина с кафе и в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации варианты размещения объекта бытового обслуживания по проспекту Строителей возле дома N 12 отсутствуют. Иными вариантами по размещения указанного объекта в данном районе администрация не располагает.
Письмом от 13.07.2012 N 1257/08 (т. 1, л.д. 14) департамент сообщил предпринимателю о невозможности в настоящее время удовлетворить его просьбу по существу обращения.
Считая, что предпринимателю отказано в предоставлении земельного участка необоснованно, это противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В пунктах 5 и 6 статьи 31 Кодекса предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в заявлении, на участке, выбранном для строительства.
Уполномоченный орган вправе утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.
С 1 апреля 2007 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен департамент (областной закон от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске").
Постановлением администрации Смоленской области от 11.04.2008 N 233 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.04.2008 N 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков признано Главное земельное управление Смоленской области.
На основании постановления администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 указанные полномочия осуществляет департамент.
Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
Из положений пункта второго статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям, уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Отказывая в осуществлении выбора испрашиваемого земельного участка, департамент сослался на полученный от администрации ответ от 06.07.2012 N 9476/08 об отсутствии вариантов размещения объекта бытового обслуживания на испрашиваемой территории.
В свою очередь, администрация, мотивируя отказ, указала на то, что испрашиваемый участок расположен на территории общего пользования (пешеходная связь улицы Рыленкова) и примыкает к остановочному комплексу; на пересечении проспекта Строителей и улицы Рыленкова сформирован земельный участок (напротив жилого дома N 12 по проспекту Строителей) (т. 1, л.д. 15).
В подтверждение данного обстоятельства суду апелляционной инстанции представлены копия топографического плана, из которого усматривается примыкание территории испрашиваемого участка к жилому дому N 12 по проспекту Строителей и расположение на данной территории зеленых насаждений. С другой стороны от испрашиваемого земельного участка расположена проезжая дорога, вдоль которой также находятся зеленые насаждения.
Кроме этого, судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением администрации г. Смоленска от 22.08.2011 N 1582-адм земельный участок в границах проспекта Строителей - улицы Рыленкова - улицы 25 Сентября - улицы Попова включен в перечень документации по планировке застроенных территорий, состоящей из проектов планировки и проектов межевания.
В материалы дела представлен проект планировки и межевания застроенных территорий г. Смоленска, составленный на основании муниципального контракта от 10.10.2011 N 293 (копия представлена в суд апелляционной инстанции) на выполнение работ по разработке документации по планировке застроенных территорий в городе Смоленске, в том числе территории в границах проспекта Строителей - улицы Рыленкова - улицы 25 Сентября - улицы Попова, и схематичное отображение планируемого квартала, в котором находится испрашиваемый заявителем земельный участок (т. 1, л.д. 80). Данная документация разработана, принята и подготовлена к публичным слушаниям для решения вопроса о ее утверждении.
Главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Таким образом, до окончания разработки проекта планировки и межевания территории квартала, в котором располагает испрашиваемый земельный участок, и его утверждения, отсутствует возможность определения вариантов размещения элементов придомовой территории (площадок разного функционального назначения), необходимых для эксплуатации и обслуживания жилого дома N 12 по проспекту Строителей, и их размеров.
При таких обстоятельствах предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка под строительство впоследствии может затруднить или сделать невозможным использование территории с учетом этого проекта. Доказательств иного, отвечающих критериям относимости и допустимости, заявителем суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание также на то, что в силу СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в площадь земельного участка, помимо площади застройки, должна включаться и площадь, необходимая для обслуживания сооружения (подъезды, подходы, озеленение, благоустройство, парковки и автостоянки, погрузочно-разгрузочные площадки и др.). В представленном технико-экономическом обосновании в границы испрашиваемого земельного участка элементы благоустройства не включены (т. 1, л.д. 17).
Определением апелляционной инстанции сторонам предлагалось рассмотреть вопрос о проведении судебной градостроительной (землеустроительной) экспертизы.
Предприниматель не выразил своих намерений относительно проведения экспертизы. Департамент в направленном суду ходатайстве сослался на отсутствие необходимости в проведении экспертизы ввиду принятия администрацией Смоленской области постановления от 16.11.2012 N 885, согласно которому земельные участки для строительства объектов бытового обслуживания могут быть предоставлены исключительно с торгов.
Таким образом, с учетом того, что департамент выполнил возложенные на него обязанности (направил заявление о выборе в администрацию, получил ответ администрации и проинформировал заявителя об отсутствии вариантов размещения объекта строительства) в рамках своих полномочий, оснований для признаний его действий незаконными не имеется.
Кроме того, из материалов дела следует, что на испрашиваемый земельный участок ранее было подано заявление ИП Мурадова А.Б. (т. 1, л.д. 60) об осуществлении выбора для размещения аналогичного объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в уполномоченный орган и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Таким образом, при наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок, невозможно предоставление данного земельного участка по правилам выбора земельного участка, предусмотренного статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.09.2010 N 4224/10, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
При такой совокупности обстоятельств решение суда подлежит отмене, а требования заявителя - оставлению без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины по делу, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.11.2012 по делу N А62-5589/2012 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
О.Г.ТУЧКОВА
Ю.А.ВОЛКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)