Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Литвинцевой Л.Р., Семеновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Копосовой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9150/2013) общества с ограниченной ответственностью "Тюменская городская строительная компания" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.08.2013 по делу N А70-7048/2013 (судья Лоскутов В.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменская городская строительная компания" (ОГРН 1097232013229, ИНН 7202196623,) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменская городская строительная компания", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представители не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменская городская строительная компания" (далее по тексту - ООО "ТГСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Тюменской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, из земель населенных пунктов, разрешенное использование под здания, строения, сооружения производственной базы, площадью 20 719 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Дружбы 128, корпус 1, строения 16-24, улица Дружбы 128, корпус 1, сооружение 3, улица Дружбы 128, корпус 3, кадастровый номер 72:23:01 11 001:0058, равной его рыночной стоимости равной его рыночной стоимости, а также об обязании Управления Росреестра по Тюменской области внести изменения в кадастровую стоимость данного земельного участка, установив равной его рыночной стоимости.
До принятия судом решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил: привлечь к участию в деле в качестве соответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА"); установить кадастровую стоимость земельного участка, из земель населенных пунктов, разрешенное использование под здания, строения, сооружения производственной базы, площадью 20 719 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Дружбы 128, корпус 1, строения 16-24, улица Дружбы 128, корпус 1, сооружение 3, улица Дружбы 128, корпус 3, кадастровый номер 72:23:01 11 001:0058, равной его рыночной стоимости равной его рыночной стоимости; обязать ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" внести изменения в кадастровую стоимость данного земельного участка, установив равной его рыночной стоимости (л.д. 122-123).
Определением суда от 23.07.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" (л.д. 126).
В заявлении об уточнении исковых требований, поступившем в суд первой инстанции 26.08.2013, истец отказался от исковых требований в отношении Управления Росреестра по Тюменской области (л.д. 144-145).
В судебном заседании 27.08.2013 истец поддержал ходатайство об отказе в порядке статьи 49 АПК РФ от исковых требований в отношении Управления Росреестра по Тюменской области (л.д. 154).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.08.2013 по делу N А70-7048/2013 производство по делу в отношении Управления Росреестра по Тюменской области прекращено, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судом решения, ООО "ТГСК" в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм процессуального права, неправильное применение судом норм материального права. При этом истец указывает, что норма статьи 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применению не подлежит, так как регулирует порядок проведения государственной кадастровой оценки; отказ от исковых требований к Управлению Росреестра по Тюменской области неправомерен, поскольку Макушкин Е.В., представлявший интересы истца по доверенности от 01.06.2013, полномочий на отказ от исковых требований не имел.
ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" и Управление Росреестра отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ООО "ТГСК", ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" и Управление Росреестра по Тюменской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в него не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 22.07.2009 зарегистрировано право собственности истца на земельный участок площадью 20 719 кв. м с кадастровым номером 72:23:01 11 001:0058, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Дружбы 128, корпус 1, строения 16-24, улица Дружбы 128, корпус 1, сооружение 3 и улица Дружбы 128, корпус 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.07.2009 серии 72НЛ N 427151 (л.д. 17).
Согласно кадастровому паспорту данного земельного участка его кадастровая стоимость определена в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области" и составляет 42 951 522 рубля 95 копеек (л.д. 18-26, 93-95).
Ссылаясь на отчет N 1005/13 от 28.06.2013, составленный по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Центр экономического содействия", ООО "ТГСК" считает, что поскольку установленная в нем рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 19 787 000 рублей, то установленная кадастровая стоимость земельного участка, существенно превышающая рыночную, нарушает права и законные интересы истца, так как последний уплачивает земельный налог, исходя из кадастровой стоимости участка (л.д. 27-92).
Данные обстоятельства явились для ООО "ТГСК" причиной обращения в суд с иском.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования ООО "ТГСК" являются необоснованными и в их удовлетворении судом первой инстанции правильно отказано. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Согласно данным Правилам и статье 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Для целей применения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Таким образом, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 20 719 кв. м с кадастровым номером 72:23:01 11 001:0058, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Дружбы 128, корп. 1, стр. 16-24, ул. Дружбы 128, корп. 1, сооружение 3 и ул. Дружбы 128, корп. 3, в сумме 42 951 522 рубля 95 копеек.
При этом кадастровая стоимость определена по состоянию на 30.11.2006 на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области".
По истечению 5-ти лет новая государственная оценка не проведена (или результаты ее не утверждены).
Как указывает истец, на сегодняшний день существующая (утвержденная на 30.11.2006) кадастровая стоимость земельного участка не актуальна, существенно отличается от рыночной стоимости этого земельного участка.
Как следует из статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом недвижимости, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При этом, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении требования о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной истец должен доказать, что рыночная стоимость установлена на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
Эта дата может быть указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости или установлена на основании сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки (если она не указана в отчете).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности образуемых земельных участков.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Вместе с тем, из представленного истцом отчета ООО "Центр экономического содействия" от 28.06.2013 N 1005/13 следует, что рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, в сумме 19 787 000 рублей определена оценщиком по состоянию на 01.01.2013.
При этом ООО "ТГСК" не обосновало ссылками на нормы права проведение оценки по состоянию на 01.01.2013, учитывая, что согласно статье 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет (в данном случае должна быть проведена в 2011 году), а также принимая во внимание, что целью проведения оценки является установление достоверности кадастровой стоимости земельного участка на момент ее определения.
В связи с изложенным, отчет от 28.06.2013 N 1005/13 не может быть принят в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости земельного участка в сумме 19 787 000 рублей.
На дату, по состоянию, на которую была установлена и отражена в кадастровом паспорте кадастровая стоимость земельного участка истца, отчет не представлен.
Кроме того, в силу статьи 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требуется оценка отчета о рыночной стоимости земельного участка, которая истцом представлена не была.
Поскольку ООО "ТГСК" не представило надлежащих доказательств в обоснование рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правильно.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца в участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА", в отношении Управления Росреестра по Тюменской области от исковых требований ООО "ТГСК" отказалось.
Возражая против решения, ООО "ТГСК" указало, что отказ от исковых требований к Управлению Росреестра по Тюменской области неправомерен, поскольку Макушкин Е.В., представлявший интересы истца по доверенности от 01.06.2013, полномочий на отказ от исковых требований не имел.
В силу части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
В части 2 статьи 62 АПК РФ установлено, что в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя, в частности, на полный или частичный отказ от исковых требований.
Действительно, из текста представленной в материалы дела доверенности от 01.06.2013, выданной Макушкину Е.В., усматривается, что представитель не имеет право на отказ полностью или частично от исковых требований.
Между тем, суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Таким образом, обращение в суд направлено именно на защиту и восстановление оспариваемых или нарушенных прав.
Однако, в данном случае ООО "ТГСК" не заявлено исковых требований к Управлению Росреестар по Тюменской области. Как следует из дополнений к исковому заявлению (л.д. 122-123), истцом еще до отказа от исковых требований к Управлению Росреестра по Тюменской области предмет иска сформулирован как: установление кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной; обязание ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Тюменской области внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка, установив ее равной его рыночной стоимости.
Требований к Управлению Росреестра по Тюменской области истцом не заявлено.
Указывая в апелляционной жалобе на необоснованность решения суда первой инстанции, истец также не ссылается на наличие исковых требований к Управлению Росреестра по Тюменской области; истец просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований: об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной; об обязании ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Тюменской области внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка, установив равной его рыночной стоимости.
Кроме того, с соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости - федеральные бюджетные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, Учреждение является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Участие органа в судебном споре является следствием реализации им предоставленных ему полномочий, на что прямо указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Таким образом, из содержания предъявляемых истцом требований следует, что фактически они предъявлены к ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" как к органу, в чью компетенцию входит, в том числе осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества. К Управлению Росреестра по Тюменской области ООО "ТГСК" фактически требований не имеет.
Таким образом, поскольку фактически требований к Управлению Росреестра по Тюменской области истцом не заявлено, то прекращение производства по делу в отношении Управления Росреестра по Тюменской области никоим образом не нарушило и не могло нарушить права истца, как и рассмотрение несуществующих исковых требований к нему не могло восстановить нарушенные права истца.
С учетом изложенного, суд первой инстанции при вынесении решения верно определил, что требования истца о внесении рыночной стоимости земельного участка в сумме 19 787 000 рублей в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости не подлежат удовлетворению посредством возложения обязанности по осуществлению указанных действий на ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА".
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ООО "ТГСК" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.08.2013 по делу N А70-7048/2013, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Судьи
Л.Р.ЛИТВИНЦЕВА
Т.П.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.12.2013 ПО ДЕЛУ N А70-7048/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2013 г. по делу N А70-7048/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Литвинцевой Л.Р., Семеновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Копосовой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9150/2013) общества с ограниченной ответственностью "Тюменская городская строительная компания" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.08.2013 по делу N А70-7048/2013 (судья Лоскутов В.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменская городская строительная компания" (ОГРН 1097232013229, ИНН 7202196623,) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменская городская строительная компания", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представители не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменская городская строительная компания" (далее по тексту - ООО "ТГСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Тюменской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, из земель населенных пунктов, разрешенное использование под здания, строения, сооружения производственной базы, площадью 20 719 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Дружбы 128, корпус 1, строения 16-24, улица Дружбы 128, корпус 1, сооружение 3, улица Дружбы 128, корпус 3, кадастровый номер 72:23:01 11 001:0058, равной его рыночной стоимости равной его рыночной стоимости, а также об обязании Управления Росреестра по Тюменской области внести изменения в кадастровую стоимость данного земельного участка, установив равной его рыночной стоимости.
До принятия судом решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил: привлечь к участию в деле в качестве соответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА"); установить кадастровую стоимость земельного участка, из земель населенных пунктов, разрешенное использование под здания, строения, сооружения производственной базы, площадью 20 719 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Дружбы 128, корпус 1, строения 16-24, улица Дружбы 128, корпус 1, сооружение 3, улица Дружбы 128, корпус 3, кадастровый номер 72:23:01 11 001:0058, равной его рыночной стоимости равной его рыночной стоимости; обязать ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" внести изменения в кадастровую стоимость данного земельного участка, установив равной его рыночной стоимости (л.д. 122-123).
Определением суда от 23.07.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" (л.д. 126).
В заявлении об уточнении исковых требований, поступившем в суд первой инстанции 26.08.2013, истец отказался от исковых требований в отношении Управления Росреестра по Тюменской области (л.д. 144-145).
В судебном заседании 27.08.2013 истец поддержал ходатайство об отказе в порядке статьи 49 АПК РФ от исковых требований в отношении Управления Росреестра по Тюменской области (л.д. 154).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.08.2013 по делу N А70-7048/2013 производство по делу в отношении Управления Росреестра по Тюменской области прекращено, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судом решения, ООО "ТГСК" в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм процессуального права, неправильное применение судом норм материального права. При этом истец указывает, что норма статьи 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применению не подлежит, так как регулирует порядок проведения государственной кадастровой оценки; отказ от исковых требований к Управлению Росреестра по Тюменской области неправомерен, поскольку Макушкин Е.В., представлявший интересы истца по доверенности от 01.06.2013, полномочий на отказ от исковых требований не имел.
ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" и Управление Росреестра отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ООО "ТГСК", ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" и Управление Росреестра по Тюменской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в него не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 22.07.2009 зарегистрировано право собственности истца на земельный участок площадью 20 719 кв. м с кадастровым номером 72:23:01 11 001:0058, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Дружбы 128, корпус 1, строения 16-24, улица Дружбы 128, корпус 1, сооружение 3 и улица Дружбы 128, корпус 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.07.2009 серии 72НЛ N 427151 (л.д. 17).
Согласно кадастровому паспорту данного земельного участка его кадастровая стоимость определена в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области" и составляет 42 951 522 рубля 95 копеек (л.д. 18-26, 93-95).
Ссылаясь на отчет N 1005/13 от 28.06.2013, составленный по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Центр экономического содействия", ООО "ТГСК" считает, что поскольку установленная в нем рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 19 787 000 рублей, то установленная кадастровая стоимость земельного участка, существенно превышающая рыночную, нарушает права и законные интересы истца, так как последний уплачивает земельный налог, исходя из кадастровой стоимости участка (л.д. 27-92).
Данные обстоятельства явились для ООО "ТГСК" причиной обращения в суд с иском.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования ООО "ТГСК" являются необоснованными и в их удовлетворении судом первой инстанции правильно отказано. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Согласно данным Правилам и статье 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Для целей применения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Таким образом, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 20 719 кв. м с кадастровым номером 72:23:01 11 001:0058, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Дружбы 128, корп. 1, стр. 16-24, ул. Дружбы 128, корп. 1, сооружение 3 и ул. Дружбы 128, корп. 3, в сумме 42 951 522 рубля 95 копеек.
При этом кадастровая стоимость определена по состоянию на 30.11.2006 на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области".
По истечению 5-ти лет новая государственная оценка не проведена (или результаты ее не утверждены).
Как указывает истец, на сегодняшний день существующая (утвержденная на 30.11.2006) кадастровая стоимость земельного участка не актуальна, существенно отличается от рыночной стоимости этого земельного участка.
Как следует из статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом недвижимости, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При этом, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении требования о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной истец должен доказать, что рыночная стоимость установлена на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
Эта дата может быть указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости или установлена на основании сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки (если она не указана в отчете).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности образуемых земельных участков.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Вместе с тем, из представленного истцом отчета ООО "Центр экономического содействия" от 28.06.2013 N 1005/13 следует, что рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, в сумме 19 787 000 рублей определена оценщиком по состоянию на 01.01.2013.
При этом ООО "ТГСК" не обосновало ссылками на нормы права проведение оценки по состоянию на 01.01.2013, учитывая, что согласно статье 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет (в данном случае должна быть проведена в 2011 году), а также принимая во внимание, что целью проведения оценки является установление достоверности кадастровой стоимости земельного участка на момент ее определения.
В связи с изложенным, отчет от 28.06.2013 N 1005/13 не может быть принят в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости земельного участка в сумме 19 787 000 рублей.
На дату, по состоянию, на которую была установлена и отражена в кадастровом паспорте кадастровая стоимость земельного участка истца, отчет не представлен.
Кроме того, в силу статьи 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требуется оценка отчета о рыночной стоимости земельного участка, которая истцом представлена не была.
Поскольку ООО "ТГСК" не представило надлежащих доказательств в обоснование рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правильно.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца в участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА", в отношении Управления Росреестра по Тюменской области от исковых требований ООО "ТГСК" отказалось.
Возражая против решения, ООО "ТГСК" указало, что отказ от исковых требований к Управлению Росреестра по Тюменской области неправомерен, поскольку Макушкин Е.В., представлявший интересы истца по доверенности от 01.06.2013, полномочий на отказ от исковых требований не имел.
В силу части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
В части 2 статьи 62 АПК РФ установлено, что в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя, в частности, на полный или частичный отказ от исковых требований.
Действительно, из текста представленной в материалы дела доверенности от 01.06.2013, выданной Макушкину Е.В., усматривается, что представитель не имеет право на отказ полностью или частично от исковых требований.
Между тем, суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Таким образом, обращение в суд направлено именно на защиту и восстановление оспариваемых или нарушенных прав.
Однако, в данном случае ООО "ТГСК" не заявлено исковых требований к Управлению Росреестар по Тюменской области. Как следует из дополнений к исковому заявлению (л.д. 122-123), истцом еще до отказа от исковых требований к Управлению Росреестра по Тюменской области предмет иска сформулирован как: установление кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной; обязание ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Тюменской области внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка, установив ее равной его рыночной стоимости.
Требований к Управлению Росреестра по Тюменской области истцом не заявлено.
Указывая в апелляционной жалобе на необоснованность решения суда первой инстанции, истец также не ссылается на наличие исковых требований к Управлению Росреестра по Тюменской области; истец просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований: об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной; об обязании ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Тюменской области внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка, установив равной его рыночной стоимости.
Кроме того, с соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости - федеральные бюджетные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, Учреждение является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Участие органа в судебном споре является следствием реализации им предоставленных ему полномочий, на что прямо указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Таким образом, из содержания предъявляемых истцом требований следует, что фактически они предъявлены к ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" как к органу, в чью компетенцию входит, в том числе осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества. К Управлению Росреестра по Тюменской области ООО "ТГСК" фактически требований не имеет.
Таким образом, поскольку фактически требований к Управлению Росреестра по Тюменской области истцом не заявлено, то прекращение производства по делу в отношении Управления Росреестра по Тюменской области никоим образом не нарушило и не могло нарушить права истца, как и рассмотрение несуществующих исковых требований к нему не могло восстановить нарушенные права истца.
С учетом изложенного, суд первой инстанции при вынесении решения верно определил, что требования истца о внесении рыночной стоимости земельного участка в сумме 19 787 000 рублей в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости не подлежат удовлетворению посредством возложения обязанности по осуществлению указанных действий на ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА".
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ООО "ТГСК" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.08.2013 по делу N А70-7048/2013, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Судьи
Л.Р.ЛИТВИНЦЕВА
Т.П.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)