Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Хахина А.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Абрамовой Н.Н.,
судьей Виноградовой Т.И., Пискуновой В.А.
при секретаре М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле по докладу судьи Абрамовой Н.Н. 25 апреля 2013 года
гражданское дело по апелляционным жалобам Р., представителя С.С., К.А., С.Н.И., М.А.А., Н.К.Н. по доверенности С.А.Е.; О. на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 18 января 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Р., С.С., К.А., С.Н.И., М.А.А., Н.К.Н., П. к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, МУП "РОЩА" о признании постановления недействительным, запрете осуществления деятельности, прекращении записи в ГКН, ЕГРП, внесении изменений в ГКН и ЕГРП отказать в полном объеме.
По вступлению в законную силу решения суда отменить меры по обеспечению иска, принятые по определению Ярославского районного суда Ярославской области от 08 октября 2012 года о запрете МУП "РОЩА" осуществлению деятельности по созданию и эксплуатации места захоронения на земельном участке общей площадью 393 028 кв. м, с кадастровым номером N.
Судебная коллегия
установила:
Ярославскому муниципальному району Ярославской области на основании договора пожертвования N 12 от 27.01.2011 г. от организации был передан в собственность земельный участок площадью 393 028 кв. м, кадастровый номер N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Право собственности Ярославского муниципального района зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.04.2011 г.
Комиссией по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района 07.04.2011 г. по заявке МУП "Роща" принято решение о возможности выдачи акта выбора земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 393 028 кв. м в районе <адрес> для размещения кладбища. Земельному комитету Администрации ЯМР ЯО поручено обеспечить опубликование в СМИ информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения указанного объекта.
Постановлением Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 24.05.2011 г. N 2812 указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МУП "Роща", при этом, вид разрешенного использования указан "для создания и эксплуатации общественного места захоронения и оказания ритуальных услуг". МУП "РОЩА" поручено обеспечить внесение изменения в части разрешенного использования земельного участка в ГКН и регистрацию права пользования в Управлении Росреестра по Ярославской области.
организацией 2 разработан проект межпоселенческого места захоронения, в соответствии с которым МУП "Роща" приступило к освоению земельного участка.
Р., С.С., К.А., С.Н.И., М.А.А. обратились в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, МУП "Роща", в котором просили:
- - признать недействительным постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области N 2812 от 24.05.2011 г. "О предоставлении МУП "РОЩА" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для создания и эксплуатации общественного места захоронения";
- - запретить МУП "Роща" осуществление деятельности по созданию и эксплуатации общественного места захоронения на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном в районе <адрес>, площадью 393028 кв. м;
- - прекратить запись в Государственном кадастре недвижимости о праве постоянного (бессрочного) пользования МУП "РОЩА" земельным участком;
- - прекратить запись регистрации в ЕГРП: постоянное (бессрочное) пользование N N от 21.11.2011 г., правообладатель МУП "РОЩА" ИНН N:
- внести изменения в ГКН и ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером N, - в графе "разрешенное использование", "назначение объекта" исключив запись следующего содержания "для создания и эксплуатации общественного места захоронения и оказания ритуальных услуг".
С аналогичными исковыми требования в суд обратились Н.К.Н., П.
Определением суда от 18.01.2013 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.
В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылались на нецелевое использование Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области земель сельскохозяйственного назначения, отсутствие публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, указывали, что выделенный МУП "Роща" земельный участок находится в непосредственной близости от деревень <адрес>, чем нарушаются требования санитарных норм и правил. Существует угроза загрязнения источников водоснабжения.
Представители ответчиков Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области и МУП "Роща" исковые требования не признали.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований. Доводы жалоб сводятся к незаконности и необоснованности решения, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционных жалоб, возражений Администрации ЯМР ЯО и МУП "Роща", выслушав Р., представителя О., С.С., К.А., С.Н.И., М.А.А., Н.К.Н., К.В.Н. по доверенностям С.А.Е., представителя О. по доверенности К.О., представителей Администрации Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО по доверенностям Б. и Н.А.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя МУП "Роща" по доверенности К.В.Ю., возражавшего против указанных доводов, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований граждан, суд исходил из того, что оспариваемое постановление принято в соответствии с компетенцией Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, в пределах полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доводы истцов о необходимости проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка суд счел необоснованными.
Указанные выводы суда противоречат установленным по делу обстоятельствам, сделаны в связи с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что находящийся в собственности Ярославского муниципального района Ярославской области земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, до предоставления его в постоянное (бессрочное) пользование имел вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования".
В силу ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Принимая во внимание указанные положения закона, земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для создания и эксплуатации общественного места захоронения и оказания ритуальных услуг, указанный вид разрешенного использования не предусмотрен для категории земель сельскохозяйственного назначения, поскольку не связан с сельскохозяйственным производством, более того, возможность дальнейшего использования земель в сельскохозяйственных целях при таком виде разрешенного использования утрачивается.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме Министерства экономического развития РФ от 15.12.2011 г. N Д23-5159, из которого следует, что размещение военных и гражданских захоронений возможно на землях историко-культурного назначения (п. 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ) или на землях населенных пунктов в границах зон специального назначения (п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).
Кроме того, согласно п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В случае если испрашиваемый земельный участок относится к иным категориям, то необходимо осуществление перевода его в соответствующую категорию.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 24.05.2011 г. N 2812, изменившее вид разрешенного использования земельного участка не недопустимый для категории земель сельскохозяйственного назначения, при отсутствии перевода земельного участка в другую категорию земель, является незаконным.
Кроме того, в силу п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 1 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Ярославском муниципальном районе, утвержденного решением Муниципального Совета ЯМР от 20.07.2006 г. N 180, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания.
Выводы суда о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления в Заволжском сельском поселении действовали Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (утверждены решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения второго созыва от 28.12.2009 г. N 16), в связи с чем вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка не должен был выноситься на публичные слушания, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорный участок располагается в зоне, обозначенной в генеральном плане поселения как земли сельскохозяйственного назначения, запаса и иные земли, категории и правовые режимы которых не зафиксированы при передаче ИД. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности Ярославского муниципального района Ярославской области от 04.04.2011 г., спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования.
Таким образом, Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения не предусматривали использование спорного земельного участка под место захоронения, в связи с чем ссылка суда на указанные Правила как на основание освобождения от обязанности проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка является необоснованной.
Доводы ответчиков о том, что 23.06.2011 г. в газете "Ярославский агрокурьер", являющейся в силу ч. 1 ст. 25 Устава Ярославского муниципального района Ярославской области официальным печатным изданием Ярославского муниципального района, была опубликована схема территориального планирования ЯМР ЯО в виде проектного плана схемы функционального зонирования и планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, на которой отображено место размещения кладбища в районе д. Полтево, также не являются основанием для освобождения от обязанности проведения публичных слушаний. Опубликование схемы территориального планирования Ярославского муниципального района Ярославской области не является публичными слушаниями по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка. Кроме того, названная схема территориального планирования была опубликована позднее принятия оспариваемого постановления о предоставлении земельного участка МУП "Роща" и изменении вида его разрешенного использования.
Доказательства проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Ярославском муниципальном районе, утвержденным решением Муниципального Совета ЯМР от 20.07.2006 г. N 180, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая, что постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области N 2812 от 24.05.2011 г. "О предоставлении МУП "Роща" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для создания и эксплуатации общественного места захоронения" является незаконным, иные правовые выводы суда, касающиеся размещения места захоронения, не имеют правового значения для настоящего дела.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что МУП "Роща" осуществляет деятельность по созданию и эксплуатации общественного места захоронения в районе д. Полтево Ярославского муниципального района Ярославской области на земельном участке с кадастровым номером N площадью 393028 кв. м без законных оснований, исковые требования о запрещении такой деятельности подлежат удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению исковые требования о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключении из данных сведений указания на незаконно измененный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N площадью 393028 кв. м.
В удовлетворении иных заявленных исковых требований следует отказать, поскольку решение суда о признании недействительным постановления Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области N 2812 от 24.05.2011 г. "О предоставлении МУП "Роща" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для создания и эксплуатации общественного места захоронения" является основанием для внесения соответствующих записей в ГКН и ЕГРП о прекращении прав.
По изложенным мотивам постановленное решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 18 января 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать недействительным постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области N 2812 от 24.05.2011 г. "О предоставлении МУП "Роща" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для создания и эксплуатации общественного места захоронения".
Запретить МУП "Роща" осуществление деятельности по созданию и эксплуатации общественного места захоронения в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером N площадью 393028 кв. м.
Внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, изменив соответственно в графе "разрешенное использование" и в графе "назначение объекта" запись "для создания и эксплуатации общественного места захоронения и оказания ритуальных услуг" на запись "для сельскохозяйственного использования".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2585
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. по делу N 33-2585
Судья: Хахина А.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Абрамовой Н.Н.,
судьей Виноградовой Т.И., Пискуновой В.А.
при секретаре М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле по докладу судьи Абрамовой Н.Н. 25 апреля 2013 года
гражданское дело по апелляционным жалобам Р., представителя С.С., К.А., С.Н.И., М.А.А., Н.К.Н. по доверенности С.А.Е.; О. на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 18 января 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Р., С.С., К.А., С.Н.И., М.А.А., Н.К.Н., П. к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, МУП "РОЩА" о признании постановления недействительным, запрете осуществления деятельности, прекращении записи в ГКН, ЕГРП, внесении изменений в ГКН и ЕГРП отказать в полном объеме.
По вступлению в законную силу решения суда отменить меры по обеспечению иска, принятые по определению Ярославского районного суда Ярославской области от 08 октября 2012 года о запрете МУП "РОЩА" осуществлению деятельности по созданию и эксплуатации места захоронения на земельном участке общей площадью 393 028 кв. м, с кадастровым номером N.
Судебная коллегия
установила:
Ярославскому муниципальному району Ярославской области на основании договора пожертвования N 12 от 27.01.2011 г. от организации был передан в собственность земельный участок площадью 393 028 кв. м, кадастровый номер N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Право собственности Ярославского муниципального района зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.04.2011 г.
Комиссией по земельным и имущественным отношениям Ярославского муниципального района 07.04.2011 г. по заявке МУП "Роща" принято решение о возможности выдачи акта выбора земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 393 028 кв. м в районе <адрес> для размещения кладбища. Земельному комитету Администрации ЯМР ЯО поручено обеспечить опубликование в СМИ информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения указанного объекта.
Постановлением Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 24.05.2011 г. N 2812 указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МУП "Роща", при этом, вид разрешенного использования указан "для создания и эксплуатации общественного места захоронения и оказания ритуальных услуг". МУП "РОЩА" поручено обеспечить внесение изменения в части разрешенного использования земельного участка в ГКН и регистрацию права пользования в Управлении Росреестра по Ярославской области.
организацией 2 разработан проект межпоселенческого места захоронения, в соответствии с которым МУП "Роща" приступило к освоению земельного участка.
Р., С.С., К.А., С.Н.И., М.А.А. обратились в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, МУП "Роща", в котором просили:
- - признать недействительным постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области N 2812 от 24.05.2011 г. "О предоставлении МУП "РОЩА" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для создания и эксплуатации общественного места захоронения";
- - запретить МУП "Роща" осуществление деятельности по созданию и эксплуатации общественного места захоронения на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном в районе <адрес>, площадью 393028 кв. м;
- - прекратить запись в Государственном кадастре недвижимости о праве постоянного (бессрочного) пользования МУП "РОЩА" земельным участком;
- - прекратить запись регистрации в ЕГРП: постоянное (бессрочное) пользование N N от 21.11.2011 г., правообладатель МУП "РОЩА" ИНН N:
- внести изменения в ГКН и ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером N, - в графе "разрешенное использование", "назначение объекта" исключив запись следующего содержания "для создания и эксплуатации общественного места захоронения и оказания ритуальных услуг".
С аналогичными исковыми требования в суд обратились Н.К.Н., П.
Определением суда от 18.01.2013 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.
В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылались на нецелевое использование Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области земель сельскохозяйственного назначения, отсутствие публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, указывали, что выделенный МУП "Роща" земельный участок находится в непосредственной близости от деревень <адрес>, чем нарушаются требования санитарных норм и правил. Существует угроза загрязнения источников водоснабжения.
Представители ответчиков Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области и МУП "Роща" исковые требования не признали.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований. Доводы жалоб сводятся к незаконности и необоснованности решения, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционных жалоб, возражений Администрации ЯМР ЯО и МУП "Роща", выслушав Р., представителя О., С.С., К.А., С.Н.И., М.А.А., Н.К.Н., К.В.Н. по доверенностям С.А.Е., представителя О. по доверенности К.О., представителей Администрации Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО по доверенностям Б. и Н.А.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя МУП "Роща" по доверенности К.В.Ю., возражавшего против указанных доводов, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований граждан, суд исходил из того, что оспариваемое постановление принято в соответствии с компетенцией Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, в пределах полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доводы истцов о необходимости проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка суд счел необоснованными.
Указанные выводы суда противоречат установленным по делу обстоятельствам, сделаны в связи с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что находящийся в собственности Ярославского муниципального района Ярославской области земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, до предоставления его в постоянное (бессрочное) пользование имел вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования".
В силу ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Принимая во внимание указанные положения закона, земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для создания и эксплуатации общественного места захоронения и оказания ритуальных услуг, указанный вид разрешенного использования не предусмотрен для категории земель сельскохозяйственного назначения, поскольку не связан с сельскохозяйственным производством, более того, возможность дальнейшего использования земель в сельскохозяйственных целях при таком виде разрешенного использования утрачивается.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме Министерства экономического развития РФ от 15.12.2011 г. N Д23-5159, из которого следует, что размещение военных и гражданских захоронений возможно на землях историко-культурного назначения (п. 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ) или на землях населенных пунктов в границах зон специального назначения (п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).
Кроме того, согласно п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В случае если испрашиваемый земельный участок относится к иным категориям, то необходимо осуществление перевода его в соответствующую категорию.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 24.05.2011 г. N 2812, изменившее вид разрешенного использования земельного участка не недопустимый для категории земель сельскохозяйственного назначения, при отсутствии перевода земельного участка в другую категорию земель, является незаконным.
Кроме того, в силу п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 1 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Ярославском муниципальном районе, утвержденного решением Муниципального Совета ЯМР от 20.07.2006 г. N 180, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания.
Выводы суда о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления в Заволжском сельском поселении действовали Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (утверждены решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения второго созыва от 28.12.2009 г. N 16), в связи с чем вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка не должен был выноситься на публичные слушания, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорный участок располагается в зоне, обозначенной в генеральном плане поселения как земли сельскохозяйственного назначения, запаса и иные земли, категории и правовые режимы которых не зафиксированы при передаче ИД. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности Ярославского муниципального района Ярославской области от 04.04.2011 г., спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования.
Таким образом, Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения не предусматривали использование спорного земельного участка под место захоронения, в связи с чем ссылка суда на указанные Правила как на основание освобождения от обязанности проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка является необоснованной.
Доводы ответчиков о том, что 23.06.2011 г. в газете "Ярославский агрокурьер", являющейся в силу ч. 1 ст. 25 Устава Ярославского муниципального района Ярославской области официальным печатным изданием Ярославского муниципального района, была опубликована схема территориального планирования ЯМР ЯО в виде проектного плана схемы функционального зонирования и планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, на которой отображено место размещения кладбища в районе д. Полтево, также не являются основанием для освобождения от обязанности проведения публичных слушаний. Опубликование схемы территориального планирования Ярославского муниципального района Ярославской области не является публичными слушаниями по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка. Кроме того, названная схема территориального планирования была опубликована позднее принятия оспариваемого постановления о предоставлении земельного участка МУП "Роща" и изменении вида его разрешенного использования.
Доказательства проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Ярославском муниципальном районе, утвержденным решением Муниципального Совета ЯМР от 20.07.2006 г. N 180, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая, что постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области N 2812 от 24.05.2011 г. "О предоставлении МУП "Роща" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для создания и эксплуатации общественного места захоронения" является незаконным, иные правовые выводы суда, касающиеся размещения места захоронения, не имеют правового значения для настоящего дела.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что МУП "Роща" осуществляет деятельность по созданию и эксплуатации общественного места захоронения в районе д. Полтево Ярославского муниципального района Ярославской области на земельном участке с кадастровым номером N площадью 393028 кв. м без законных оснований, исковые требования о запрещении такой деятельности подлежат удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению исковые требования о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключении из данных сведений указания на незаконно измененный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N площадью 393028 кв. м.
В удовлетворении иных заявленных исковых требований следует отказать, поскольку решение суда о признании недействительным постановления Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области N 2812 от 24.05.2011 г. "О предоставлении МУП "Роща" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для создания и эксплуатации общественного места захоронения" является основанием для внесения соответствующих записей в ГКН и ЕГРП о прекращении прав.
По изложенным мотивам постановленное решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 18 января 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать недействительным постановление Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области N 2812 от 24.05.2011 г. "О предоставлении МУП "Роща" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для создания и эксплуатации общественного места захоронения".
Запретить МУП "Роща" осуществление деятельности по созданию и эксплуатации общественного места захоронения в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером N площадью 393028 кв. м.
Внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, изменив соответственно в графе "разрешенное использование" и в графе "назначение объекта" запись "для создания и эксплуатации общественного места захоронения и оказания ритуальных услуг" на запись "для сельскохозяйственного использования".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)