Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5192/2013Г.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. по делу N 33-5192/2013г.


Судья Клименко М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Поникаровской Н.В., Зеленского А.М.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Управления имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации МО "Гвардейский район" и Д.Т.Н. на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 16 сентября 2013 года, которым Д.Т.Н. отказано в удовлетворении ее требований о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в государственной регистрации права и понуждении произвести государственную регистрацию права.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя Управления имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации МО "Гвардейский район" Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (Росимущество) С., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Д.Т.Н. обратилась в суд с заявлением о признании отказа в государственной регистрации права аренды на земельный участок незаконным и понуждении провести такую регистрацию.
В обоснование этих требований заявительница указывала, что на основании договора от 29 декабря 2012 года администрация МО "Гвардейский район" передала ей в аренду земельный участок с кадастровым номером N площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в 140 м на юго-запад от дома N, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в государственной регистрации права аренды на земельный участок было отказано по тем основаниям, что, по мнению регистрирующего органа, он сформирован на землях лесного фонда и пересекает границы многоконтурного земельного участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией.
Заявительница полагала такой отказ необоснованным, нарушающим ее права, поскольку границы земельного участка земель лесного фонда, находящегося в собственности РФ, не определены и являются декларативными, в связи с чем оснований полагать, что арендуемый ею земельный участок сформирован на землях лесного фонда не имеется.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.
Не согласившись с таким решением, стороны договоры аренды - Управление имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации МО "Гвардейский район" (далее Управление земельных отношений) и Д.Т.Н. подали на него апелляционные жалобы, в которых, полагая решение незаконным, просят его отменить.
Податели жалобы, не соглашаясь с выводами суда, продолжают настаивать на том, что поскольку границы земельного участка лесного фонда декларативные и на местности не определены, установить факт наложения земельных участков либо пересечение их границ невозможно, а, следовательно, позиция регистрирующего органа и выводы суда о том, что спорный земельный участок сформирован на землях лесного фонда необоснованны и противоречат обстоятельствам дела.
Управление земельных отношений выражает также несогласие с выводами суда об отсутствии у администрации МО "Гвардейский район" полномочий по предоставлению в аренду спорного земельного участка, поскольку ни правомерность формирования спорного земельного участка и его кадастровый учет, ни законность постановления о предоставлении Д.Т.Н. земельного участка предметом судебного разбирательства не являлись.
Заявительница Д.Т.Н., а также представители администрации МО "Гвардейский район" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в судебное заседание не явились; о дне и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и(или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Кроме того, статьей 20 указанного Федерального закона установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В силу положений ст. 13 этого же закона, в ходе проведения государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, проверка законности сделки в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Как установлено судом в ходе рассмотрения спора и подтверждено материалами дела, на основании постановления главы администрации МО "Гвардейский район" N от 29 декабря 2012 года Д.Т.Н. был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в 140 м на юго-запад от дома N, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.
В тот же день - 12 декабря 2012 года между Управление земельных отношений администрации МО "Гвардейский район" и Д.Т.Н. заключен договор аренды указанного земельного участка.
Государственная регистрация прав аренды земельного участка Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области была приостановлена, а 26 апреля 2013 года в регистрации права аренды было отказано на основании абзацев 10, 11 пункта 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ.
Основанием для отказа в государственной регистрации права аренды явилось то, что земельный участок, в отношении которого подано заявление о регистрации права аренды, сформирован на землях лесного фонда, пересекает границы земельного участка, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРП за Российской Федерацией.
Принимая оспариваемое решение, суд правильно исходил из того, что отказ в регистрации права аренды на спорный земельный участок основан на законе и правовые основания для удовлетворения требований Д.Т.Н. отсутствуют.
Такие выводы суда основаны на совокупности исследованных судом доказательств, которым дана правильная правовая оценка, подтверждены материалами дела и подробно мотивированы в решении, поэтому оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Так, из представленного в дело свидетельства о праве видно, что земельный участок с кадастровым номером N площадью <данные изъяты> кв. м с разрешенным использованием - земли леса находится в собственности Российской Федерации.
Данный земельный участок представляет собой единое землепользование, фактически состоящее из 75 обособленных участков, что подтверждается кадастровым планом земельного участка.
Из указанного плана также усматривается, что в состав этого многоконтурного земельного участка входит, в том числе, и земельный участок с кадастровым номером N.
В ходе проведения правовой экспертизы документов по данным картографических материалов государственного фонда регистрирующим органом была получена информация о том, что вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N сформированы на землях государственного лесного фонда (ПБП Калининградский лесхоз), а именно, на обособленном земельном участке с кадастровым номером N, входящем в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером N (границы декларативные), находящегося в собственности РФ.
В качестве ориентира указанных земельных участков указан дом N по <адрес> (земельный участок с кадастровым номером N).
По данным картографических материалов и в соответствии с планом границ обремененных земельных участков ТОО "Л." С-го района, выполненным Н. (инв. N) в масштабе <данные изъяты>, а также проектом землеустройства перераспределения долей кхл. М. С-го района, выполненным Н. (инв. N) в масштабе 1:10000, земельный участок ГЛФ (N) расположен на расстоянии около 100 метров (в масштабе карты около 1 см) по направлению на юго-запад от дома N по <адрес>. По данным государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N расположен в 140 м на юго-запад от дома N, то есть на земельном участке государственного лесного фонда.
Наложение вновь сформированного спорного земельного участка на земли лесного фонда видно и из публичной кадастровой карты территории.
С учетом изложенного, судом бесспорно установлено и судебная коллегия соглашается с такими выводами, что земельный участок, в отношении которого поставлен вопрос о государственной регистрации права, сформирован на землях лесного фонда и пересекает границы многоконтурного земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.
То обстоятельство, на которое ссылаются податели жалоб, что земельный участок лесного фонда имеет декларативные границы, само по себе не означает, что орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, вправе произвольно, без учета государственных интересов, формально ссылаясь на отсутствие установленных границ, распоряжаться землями лесного фонда, находящихся в собственностью Российской Федерации, тем более, что границы сельского поселения также не определены и не установлены.
При таком положении, учитывая положения ст. 27, 36 Земельного кодекса РФ, администрация МО "Гвардейский район" не праве была распоряжаться спорным земельным участком, в том числе и передавать его в аренду заявительнице. В этой связи отказ регистрирующего органа в регистрации права аренды на этот земельный участок в полной мере соответствует закону и правовых оснований для удовлетворения заявления Д.Т.Н. у суда не имелось.
Более того, как следует из пояснений представителя Росимущество С., а также видно из решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09 октября 2013 года, земельный участок с кадастровым номером N по заявлению администрации МО "Гвардейский район" снят с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, земельный участок, в отношении которого отказано в регистрации права аренды, в настоящее время как объект недвижимости не существует и поэтому в силу закона государственная регистрация каких-либо прав в отношении этого участка не может быть осуществлена.
При таком положении правовых оснований для признания незаконным отказа в государственной регистрации права аренды на указанный выше земельный участок, а равно и для возложения на регистрирующий орган обязанности по осуществлению такой регистрации не имеется, о чем суд правильно указал в решении.
С учетом установленных по делу обстоятельств все иные доводы апелляционных жалоб правового значения не имеют, выводы суда не опровергают, отмену правильного решения суда не влекут.
Поскольку судом тщательно и всесторонне были установлены все обстоятельства возникшего спора, правильно оценены представленные доказательства, нарушений при применении норм материального и процессуального права, вопреки доводам жалоб, не допущено, судебная коллегия находит оспариваемое решение законным и обоснованным.
Оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)