Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-3048/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N А55-3048/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Булатова А.Р., доверенность от 28.12.2012 г. N 12-9370,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июля 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 мая 2013 года по делу N А55-3048/2013, судья Стенина А.В.,
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Администрация муниципального района Красноармейский Самарский области, с. Красноармейское, Самарская область,
об оспаривании отказа в государственной регистрации,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 14.01.2013 года N 25/502/2012-280; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования за Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области земельный участок площадью 421474 кв. м, кадастровый номер 63:25:1006004:1, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах ЗАО "Заря" 80.
Решением суда первой инстанции от 29 мая 2013 года требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области удовлетворены.
Арбитражный суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области N 25/502/2012-280 от 14.01.2013 года в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на земельный участок площадью 421474 кв. м кадастровый номер 63:25:1006004:1, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах ЗАО "Заря" 80, и обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области путем государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 421474 кв. м кадастровый номер 63:25:1006004:1, расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах ЗАО "Заря" 80.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Указывает, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию было представлено Постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области N 1774 от 15.11.2012 года, согласно которому заявителю предоставляется земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель.
В данном случае Федеральный закон от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы о порядке предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление таких земельных участков на иных видах права действующим законодательством не предусмотрено.
Следовательно, у администрации муниципального района Красноармейский Самарской области отсутствовали законные основания предоставлять спорный земельный участок заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Отмечает, что Земельный кодекс РФ регулирует отношения, связанные с использованием и предоставлением земельных участков, а не земель фонда перераспределения. В свою очередь, Федеральный закон от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит специальные нормы предоставления земель фонда перераспределения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Заявитель и третье лицо отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 года N 1774 Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 421474 кв. м (кадастровый номер 63:25:1006004:1), расположенный по адресу: Самарская область, Красноармейский район, в границах ЗАО "Заря" 80 для сельскохозяйственного назначения (л.д. 32 - 33).
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области 30 ноября 2012 года обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванный земельный участок.
Сообщением об отказе в государственной регистрации N 25/502/2012-280 от 14 января 2013 года в регистрации права постоянного бессрочного пользования заявителю было отказано (л.д. 10).
Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" спорный земельный участок, будучи земельным участком из фонда перераспределения земель, может быть предоставлен юридическим лицам лишь в собственность или аренду. Вид права, как постоянное бессрочное пользование, в Федеральном законе от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" отсутствует.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, не согласившись с выводами Управления Росреестра по Самарской области, посчитав отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
29 мая 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции (пункт 1 статьи 17 названного Закона).
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным статьей 18 названного Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 132 от 21.07.2009 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно положений абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом.
Заявитель в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представил постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 15.11.2012 года N 1774.
Таким образом, требование ответчика о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
Заявителем в материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка от 28.09.2012 года N 63-00-102/12-370274 согласно которому земельный участок с кадастровым номером 63:25:1006004:1 отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и факт отнесения данного земельного участка к фонду перераспределения земель заявителем не отрицается.
В соответствии с частью 3 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации использование фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе некоммерческими организациями.
Исходя из статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение определено как некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Заявитель согласно выписке из ЕГРЮЛ является муниципальным учреждением.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими оборот земель сельскохозяйственного назначения, допускается возможность предоставления учреждению земельных участков из фонда перераспределения земель.
В соответствии со статьями 20, 28 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 2.4. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" прямо предусмотрено, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук, на иных правах, кроме как на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Несостоятелен довод подателя жалобы относительно того, что пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрена возможность предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель юридическим лицам лишь в собственность или аренду.
Статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не касается порядка, либо возможности предоставления указанных земельных участков на ином праве.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Красноармейский Самарской области.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 мая 2013 года по делу N А55-3048/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)