Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.06.2013 N 33-4872

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N 33-4872



Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Арсеньева в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Арсеньевского городского округа о возложении обязанности по организации государственной инвентаризации лесных участков
по апелляционной жалобе администрации Арсеньевского городского округа
на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 28 марта 2013 года, которым исковые требования удовлетворены. Постановлено возложить на администрацию Арсеньевского городского округа обязанность по организации государственной инвентаризации лесных участков, расположенных на территории Арсеньевского городского округа, в течение шести месяцев со дня вступления решений суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи, выслушав мнение прокурора, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:

Прокурор обратился в суд с названным иском в интересах РФ и неопределенного круга лиц, указав в обоснование, что прокуратурой города проведена проверка в сфере пользования, в ходе которой выявлены нарушения данной сферы в деятельности администраций Арсеньевского городского округа.
К вопросам местного значения городского округа отнесены: организация благоустройства и озеленение территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах округа, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора, что закреплено в п. 25 ст. 11 Устава АГО.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, отнесено: владение, пользование и распоряжение такими лесными участками, размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Невыполнение органами местного самоуправления обязанностей создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечении рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности.
Прокурором города 26.07.2012 г. в адрес Главы АГО вносилось представление об устранении нарушений закона в указанной сфере, однако до настоящего времени ситуация по осуществлению администрацией городского округа мероприятий в сфере лесоустройства не изменилась, инвентаризация лесных участков не проведена и последние не поставлены на кадастровый учет.
Просил возложить на администрацию Арсеньевского городского округа обязанность по организации государственной инвентаризации лесных участков, расположенных на территории Арсеньевского городского округа, в течение шести месяцев со дня вступления решений суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика с иском не согласился, пояснил, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, так как лесные зоны в границах Арсеньевского городского округа еще не определены, решением Думы АГО N 20 от 28.11.2012 утвержден только план границ Арсеньевского городского округа, в т.ч. и покрытые лесом территории. В настоящее время этот вопрос решается, поэтому администрацией предпринимаются меры по недопущению нарушений лесного законодательства.
Судом вынесено указанное решение, на которое администрацией Арсеньевского городского округа подана апелляционная жалоба.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, находит, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении данного спора суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применил нормы материального права.
Так, суд, удовлетворяя требования прокурора г. Арсеньева и возлагая на администрацию Арсеньевского городского округа обязанность по организации государственной инвентаризации лесных участков, расположенных на территории Арсеньевского городского округа, пришел к вводу, что полномочия по государственной инвентаризации лесов относятся к полномочиям органа местного самоуправления.
Однако указанный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда, и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации /федеральную собственность/, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований /муниципальная собственность/ осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля.
В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 90 Лесного кодекса Российской Федерации государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик.
Государственная инвентаризация лесов проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами.
Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 6 июня 2011 года N 207 - государственная инвентаризация лесов проводится Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием методов математической статистики.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, полномочия по государственной инвентаризации лесов осуществляет федеральный орган исполнительной власти.
Судом необоснованно возложена обязанность по организации государственной инвентаризации лесных участков, расположенных на территории Арсеньевского городского округа, на администрацию Арсеньевского городского округа.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Арсеньева не имелось.
По изложенному и руководствуясь ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:

Решение Арсеньевского городского суда от 28 марта 2013 года отменить.
В иске прокурора г. Арсеньева к администрации Арсеньевского городского округа о возложении обязанности по организации государственной инвентаризации лесных участков отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)