Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 07.08.2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.
судей Денисовой Н.Д., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации Одинцовского м/р М.О. - изв., неявка, КУИ Администрации Одинцовского м/р М.О. - изв., неявка
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в М.О. - изв., неявка,
от третьего лица Управление Росреестра по М.О. - изв., неявка, И.П. Макарова Л.И. - изв., неявка
рассмотрев 07.08.2013 в судебном заседании кассационную жалобу
ТУ Росимущества в Московской области - ответчика
на решение от 26.12.2012 г.
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к ТУ Росимущества в Московской области
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ИП Макарова Л.И.,
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации,
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Администрация), Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области) обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в Московской области, ответчик), третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, индивидуальный предприниматель Макарова Любовь Ивановна (далее - ИП Макарова Л.И.) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 100 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070105:122 (предыдущий кадастровый номер 50-20-30-8-106-7), категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для установки торгового павильона", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, обремененный договором аренды земельного участка от 17.02.1999 г. N 751, заключенным с Макаровой Л.И.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ИП Макарова Л.И.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.12.2012 года, признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 100 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070105:122 (предыдущий кадастровый номер 50-20-30-8-106-7), категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для установки торгового павильона", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, обремененный договором аренды земельного участка от 17.02.1999 г. N 751, заключенным с Макаровой Л.И.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 года апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Московской области была возвращена заявителю в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества в Московской области просит отменить вышеназванное решение и принять новое решение об отказе в заявленном иске, так как считает его незаконным и необоснованным. В жалобе указывается о том, что при принятии названного решения судом, по мнению заявителя, были нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст. ст. 12, 65, 199, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании Постановления Главы Одинцовского района от 11.12.1998 г. N 2348 (л.д. 69) частному предпринимателю Егорову Александру Сергеевичу был предоставлен в аренду земельный участок площадью 100 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, для установки торгового павильона.
Во исполнение данного постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом с частным предпринимателем Егоровым А.С. был заключен договор от 17.02.1999 г. N 751 на аренду земельного участка площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, в соответствии с прилагаемой к договору экспликацией. Согласно экспликации (плана на участок) данный земельный участок имел кадастровый номер 50-20-30-8-106-7. В соответствии с данным договором срок аренды был установлен на 10 лет.
15.02.2001 г. договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке, регистрационная запись N 50-01.20-4.2001-200.2.
27.04.2005 г. между индивидуальным предпринимателем (ранее - частный предприниматель) Егоровым А.С. и индивидуальным предпринимателем Макаровой Л.И. было заключено соглашение N 27-04/05 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, в соответствии с которым Егоров А.С. передал права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 17.02.1999 г. N 751 Макаровой Любови Ивановне.
26.07.2005 г. была произведена государственная регистрация данного соглашения, регистрационная запись N 50-50-20/078/2005-144.
На основании заключенного между Егоровым А.С. и ООО "Праздник мечты" договором купли-продажи недвижимого имущества от 20.04.2007 г. ООО "Праздник мечты" приобрело в собственность здание в стадии строительства, находящееся на земельном участке площадью 100 кв. м расположенном по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, - торговый павильон в стадии строительства, 3-этажный (подземных этажей - 1) общей площадью 546,8 кв. м, инвентарный номер 173:054-9773, лит. Б, Б1, Б2 кадастровый (или условный номер 50:20:30:02979:001).
Право собственности ООО "Праздник мечты" на приобретенное имущество было зарегистрировано, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 07.06.2007 г. 50 НБ N 420188.
15.06.2010 г. на основании договора купли-продажи здания, заключенного между ООО "Праздник мечты" и Макаровой Л.И., Макарова Л.И. приобрела в собственность здание в стадии строительства, находящееся на земельном участке площадью 100 кв. м расположенном по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, - торговый павильон в стадии строительства, 3-этажный (подземных этажей - 1 общей площадью 546,8 кв. м, инвентарный номер 173:054-9773, лит. Б, Б1, Б2 кадастровый (или условный) номер 50:20:30:02979:001).
Право собственности Макаровой Л.И. на приобретенное здание было зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.08.2010 г. 50 АА N 085856.
Принимая судебные акты, судом было установлено, что 28.02.2009 г. срок действия договора аренды от 17.02.1999 г. N 751 истек. После истечения срока договора ИП Макарова Л.И. продолжала пользоваться земельным участком, вносила арендную плату. Комитет по управлению муниципальным имуществом против продолжения действия договора аренды не возражал, в связи с чем в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка считается действующим на неопределенный срок.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от 03.07.2012 г. N МО-12/ЗВ-462688 следует, что арендуемый ИП Макаровой Л.И. земельный участок 11.12.1998 г. был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50-20-30-8-106-7, в настоящее время данный земельный участок имеет кадастровый номер 50:20:0070105:122.
Однако, в мае 2011 г. Макарова Л.И. предоставила в Администрацию Одинцовского муниципального района выписку из ЕГРП от 26.04.2011 г. N 20/016/2011-206 на земельный участок площадью 100 кв. м, с кадастровым номером 50-20-30-8-106-7, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, в соответствии с которой правообладателем данного земельного участка является Российская Федерация.
Обращаясь с настоящими требованиями, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области сослались на то, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (выписка от 26.04.2011 г. N 20/016/2011-206) полагая, что государственная регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и является ошибочной, истцы и обратились с настоящим иском в суд.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ от 17 июля 2001 года "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у заявителя отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права, однако, перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Из части 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
Согласно ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Как установлено судом, спорный земельный участок площадью 100 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070105:122 (предыдущий кадастровый номер 50-20-30-8-106-7), категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для установки торгового павильона", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, обремененный договором аренды земельного участка от 17.02.1999 г. N 751, заключенным с Макаровой Л.И., ни по одному основанию, предусмотренному Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не может быть отнесен к землям Российской Федерации. При этом доказательств возникновения права Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю или его приобретения не представлено. Кроме того, доказательств того, что спорный земельный участок является участком лесного фонда, землями особо охраняемых природных территорий федерального значения, землями обороны и безопасности не имеется. Доказательств наличия на участке строений до распоряжения им органом местного самоуправления не имеется, как и доказательств того, что имеются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, позволяющие установить право собственности Российской Федерации на указанный участок. Принимая во внимание изложенное выше, суд с учетом положений ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доказательств внесения земельного участка в реестр федеральной собственности Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не представлено. Земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относится.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Кроме того, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Учитывая, что Территориальное управление ФАУГИ в Московской области в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы - ТУ Росимущества по Московской области - о пропуске истцом срока исковой давности подлежат отклонению, поскольку им соответствующее ходатайство не заявлялось при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а в соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации такое заявление стороной в споре может быть сделано только до вынесения судом решения.
Иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2012 по делу N А41-33058/12 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.ЗВЕРЕВА
Судьи
Н.Д.ДЕНИСОВА
В.В.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-33058/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N А41-33058/12
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 07.08.2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.
судей Денисовой Н.Д., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации Одинцовского м/р М.О. - изв., неявка, КУИ Администрации Одинцовского м/р М.О. - изв., неявка
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в М.О. - изв., неявка,
от третьего лица Управление Росреестра по М.О. - изв., неявка, И.П. Макарова Л.И. - изв., неявка
рассмотрев 07.08.2013 в судебном заседании кассационную жалобу
ТУ Росимущества в Московской области - ответчика
на решение от 26.12.2012 г.
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к ТУ Росимущества в Московской области
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ИП Макарова Л.И.,
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации,
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Администрация), Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области) обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в Московской области, ответчик), третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, индивидуальный предприниматель Макарова Любовь Ивановна (далее - ИП Макарова Л.И.) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 100 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070105:122 (предыдущий кадастровый номер 50-20-30-8-106-7), категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для установки торгового павильона", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, обремененный договором аренды земельного участка от 17.02.1999 г. N 751, заключенным с Макаровой Л.И.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ИП Макарова Л.И.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.12.2012 года, признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 100 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070105:122 (предыдущий кадастровый номер 50-20-30-8-106-7), категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для установки торгового павильона", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, обремененный договором аренды земельного участка от 17.02.1999 г. N 751, заключенным с Макаровой Л.И.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 года апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Московской области была возвращена заявителю в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества в Московской области просит отменить вышеназванное решение и принять новое решение об отказе в заявленном иске, так как считает его незаконным и необоснованным. В жалобе указывается о том, что при принятии названного решения судом, по мнению заявителя, были нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст. ст. 12, 65, 199, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании Постановления Главы Одинцовского района от 11.12.1998 г. N 2348 (л.д. 69) частному предпринимателю Егорову Александру Сергеевичу был предоставлен в аренду земельный участок площадью 100 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, для установки торгового павильона.
Во исполнение данного постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом с частным предпринимателем Егоровым А.С. был заключен договор от 17.02.1999 г. N 751 на аренду земельного участка площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, в соответствии с прилагаемой к договору экспликацией. Согласно экспликации (плана на участок) данный земельный участок имел кадастровый номер 50-20-30-8-106-7. В соответствии с данным договором срок аренды был установлен на 10 лет.
15.02.2001 г. договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке, регистрационная запись N 50-01.20-4.2001-200.2.
27.04.2005 г. между индивидуальным предпринимателем (ранее - частный предприниматель) Егоровым А.С. и индивидуальным предпринимателем Макаровой Л.И. было заключено соглашение N 27-04/05 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, в соответствии с которым Егоров А.С. передал права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 17.02.1999 г. N 751 Макаровой Любови Ивановне.
26.07.2005 г. была произведена государственная регистрация данного соглашения, регистрационная запись N 50-50-20/078/2005-144.
На основании заключенного между Егоровым А.С. и ООО "Праздник мечты" договором купли-продажи недвижимого имущества от 20.04.2007 г. ООО "Праздник мечты" приобрело в собственность здание в стадии строительства, находящееся на земельном участке площадью 100 кв. м расположенном по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, - торговый павильон в стадии строительства, 3-этажный (подземных этажей - 1) общей площадью 546,8 кв. м, инвентарный номер 173:054-9773, лит. Б, Б1, Б2 кадастровый (или условный номер 50:20:30:02979:001).
Право собственности ООО "Праздник мечты" на приобретенное имущество было зарегистрировано, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 07.06.2007 г. 50 НБ N 420188.
15.06.2010 г. на основании договора купли-продажи здания, заключенного между ООО "Праздник мечты" и Макаровой Л.И., Макарова Л.И. приобрела в собственность здание в стадии строительства, находящееся на земельном участке площадью 100 кв. м расположенном по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, - торговый павильон в стадии строительства, 3-этажный (подземных этажей - 1 общей площадью 546,8 кв. м, инвентарный номер 173:054-9773, лит. Б, Б1, Б2 кадастровый (или условный) номер 50:20:30:02979:001).
Право собственности Макаровой Л.И. на приобретенное здание было зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.08.2010 г. 50 АА N 085856.
Принимая судебные акты, судом было установлено, что 28.02.2009 г. срок действия договора аренды от 17.02.1999 г. N 751 истек. После истечения срока договора ИП Макарова Л.И. продолжала пользоваться земельным участком, вносила арендную плату. Комитет по управлению муниципальным имуществом против продолжения действия договора аренды не возражал, в связи с чем в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка считается действующим на неопределенный срок.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от 03.07.2012 г. N МО-12/ЗВ-462688 следует, что арендуемый ИП Макаровой Л.И. земельный участок 11.12.1998 г. был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50-20-30-8-106-7, в настоящее время данный земельный участок имеет кадастровый номер 50:20:0070105:122.
Однако, в мае 2011 г. Макарова Л.И. предоставила в Администрацию Одинцовского муниципального района выписку из ЕГРП от 26.04.2011 г. N 20/016/2011-206 на земельный участок площадью 100 кв. м, с кадастровым номером 50-20-30-8-106-7, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, в соответствии с которой правообладателем данного земельного участка является Российская Федерация.
Обращаясь с настоящими требованиями, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области сослались на то, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (выписка от 26.04.2011 г. N 20/016/2011-206) полагая, что государственная регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и является ошибочной, истцы и обратились с настоящим иском в суд.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ от 17 июля 2001 года "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у заявителя отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права, однако, перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Из части 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
Согласно ст. 9, 13, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Как установлено судом, спорный земельный участок площадью 100 кв. м с кадастровым номером 50:20:0070105:122 (предыдущий кадастровый номер 50-20-30-8-106-7), категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для установки торгового павильона", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, 26 км Можайского шоссе, обремененный договором аренды земельного участка от 17.02.1999 г. N 751, заключенным с Макаровой Л.И., ни по одному основанию, предусмотренному Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не может быть отнесен к землям Российской Федерации. При этом доказательств возникновения права Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю или его приобретения не представлено. Кроме того, доказательств того, что спорный земельный участок является участком лесного фонда, землями особо охраняемых природных территорий федерального значения, землями обороны и безопасности не имеется. Доказательств наличия на участке строений до распоряжения им органом местного самоуправления не имеется, как и доказательств того, что имеются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, позволяющие установить право собственности Российской Федерации на указанный участок. Принимая во внимание изложенное выше, суд с учетом положений ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доказательств внесения земельного участка в реестр федеральной собственности Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не представлено. Земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относится.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Кроме того, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Учитывая, что Территориальное управление ФАУГИ в Московской области в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы - ТУ Росимущества по Московской области - о пропуске истцом срока исковой давности подлежат отклонению, поскольку им соответствующее ходатайство не заявлялось при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а в соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации такое заявление стороной в споре может быть сделано только до вынесения судом решения.
Иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2012 по делу N А41-33058/12 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.ЗВЕРЕВА
Судьи
Н.Д.ДЕНИСОВА
В.В.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)